16 декабря в Актобе к Вечному огню вышли гражданские активисты. Группа из 10 человек возложила цветы под бдительными взглядами двух влюбленных парочек и городского прокурора. Влюбленные, несмотря на жуткий мороз и леденящий ветер, обнимались-целовались-созванивались и фотографировали на память активистов почти целый час, пока шла гражданская акция.
Прокурор страстную любовь не демонстрировал, а просто бдил в машине.
День спустя самая активная из представителей актюбинской группы НПО Алима Абдирова уже ближе к вечеру пустилась на розыски опасных преступников. Такие слова она написала на самодельном пакете-плакате: «Розыск!!! Ищем палачей Желтоксана и Жанаозена!».
Знакомый по прежним акциям протеста работник департамента внутренней политики накануне несколько раз по телефону и лично просил Абдирову не выходить на акцию, пугая морозом, заклиная днем рождения сына и испорченными праздниками.
– Мороз сыграл мне на руку, – рассказывает Алима, – я вышла из дома около 17.30. В бумажный пакет я положила свитер и все время прижимала его к груди. Они спокойно дали мне сесть в автобус.
Уже в салоне к А.Абдировой подсел молодой человек, но прочитать надпись на плакате не смог, так как Алима задвинула пакет под сиденье.
За полтора часа она прошла пешком по центру города три остановки. В людных местах, возле БТА-банка и супермаркета «Анвар» участник акции отвечала на вопросы прохожих, активно делающих снимки на свои мобильные камеры. По словам Абдировой, большинство граждан знают, что виновные в гибели людей до сих пор не названы. Сочувствие, пожелания доброго пути и… настороженные взгляды сопровождали весь ход акции.
– Я планировала завершить розыск преступников у стен акимата, – говорит Абдирова. – но в этом году акимат до сих пор не установил елку на центральной площади, народу там не было. Сильно замерзнув, я вернулась назад и села в маршрутку. И уже в пути с нами поравнялась сигналящая полицейская машина, по ее требованию автобус был остановлен.
В салон забежал в молодой человек в гражданском, быстро вычислив Абдирову, он впился глазами в надпись на пакете.
– Слово «Розыск» для него, видимо, было хорошо знакомым, он впился глазами в надпись. Я слегка подмигнула ему. Он прошел вглубь салона.
На этом акция устрашения была закончена. Ареста и изъятия крамольного пакета с требованием розыска палачей не последовало.
– Никто из встреченных и опрошенных не признался и не сказал, где палачи, но говорили, что до сих пор не нашли виновных даже декабрьским событиям, – делится впечатлениями после общения с народом Алима Абдирова.