1. ПРАВО НА МИРНОЕ СОБРАНИЕ
В действующем уголовном законодательстве Республики Казахстан право на мирное собрание упомянуто в двух статьях Уголовного кодекса РК от 16 июля 1997 г. (с дополнениями и изменениями по состоянию на 10 июня 2013 г.) (далее – УК РК):
«Статья 151.Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них.
Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения, –
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового»,
и
«Статья 334. Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций
1. Нарушение порядка организации или проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий или демонстраций, совершенное организатором собрания, митинга, пикета, уличного шествия или демонстрации, если это деяние повлекло нарушение работы транспорта, причинило существенный вред правам и законным интересам граждан и организаций, –
наказывается штрафом в размере от ста до восьмисот месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до одного года.
2. Организация или проведение незаконных собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций, совершенное организатором собрания, митинга, пикета, уличного шествия или демонстрации, а равно активное участие в незаконных собраниях, митингах, пикетах, уличных шествиях или демонстрациях, если эти деяния повлекли последствия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, –
наказываются штрафом в размере от двухсот до одной тысячи месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года».
Положения статьи 334 Уголовного кодекса РК неоднократно критиковались международными и национальными правозащитными организациями, поскольку представлялись политизированными, направленными на ограничение права на мирные собрания, не обеспечивающими юридической определенности и предсказуемости и пропорциональности в отношении применения репрессивных мер.
Проект нового Уголовного кодекса РК (по состоянию на май 2103 г.) также содержит две статьи, затрагивающие право на мирное собрание:
«Статья 155. Воспрепятствование организации, проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них
1. Незаконное воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, иного законного публичного мероприятия или участию в них, либо принуждение к участию в них, наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения, наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»
Статья 155 проекта нового УК РК по существу не очень отличается от статьи 151 действующего УК РК, хотя и в редакции до 09 ноября 2011 года, поскольку в санкции вернулся такой вид наказания как «арест», который в результате изменений, внесенных Законом от 09.11.2011, был заменен на «ограничение свободы».
И еще одна статья.
«Статья 398. Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций
1. Организация, проведение либо участие в незаконном собрании, митинге, шествии, пикете, демонстрации или ином незаконном публичном мероприятии, а равно оказание содействия организации или проведению таких мероприятий путем предоставления помещения, средств связи, оборудования, транспорта наказываются штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов, либо арестом на срок до двух месяцев.
2. Те же деяния, причинившие существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказываются штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до четырех месяцев.»
Сравнение новой редакции статьи Уголовного кодекса Республики Казахстан, устанавливающей уголовную ответственность за незаконные собрания, с действующей статьей 334 УК РК показывает, что авторы законопроекта пошли по пути явного и еще большего ужесточения уголовной политики в отношении собраний граждан.
Если в статье 334 действующего УК РК данное преступление имело материальный состав, и уголовная ответственность наступала в связи с наступлением последствий в виде «нарушения работы транспорта или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций», то в проекте нового Уголовного кодекса преступление, определенное в первой части статьи 398, стало характеризоваться уже формальным составом. То есть уголовная ответственность наступает непосредственно в связи с организацией, проведением и участием в незаконном собрании.
Более того, в проекте нового УК РК по сравнению с действующим УК РК дополнительно установлена уголовная ответственность за «содействие организации или проведению таких мероприятий путем предоставления помещения, средств связи, оборудования, транспорта».
Данная формулировка настолько размыта, неконкретна, что позволяет весьма «свободную» интерпретацию понятия «содействие» для привлечения к уголовной ответственности, например, блоггеров или людей, обменивающихся информацией в социальных сетях, журналистов или политических активистов в ходе подготовки любого собрания, которое позднее может быть объявлено незаконным, потому что на него не было получено разрешение органа исполнительной власти.
Вышеприведенный краткий обзор позволяет сделать следующие рекомендации.
1.Внести редакционные изменения в текст статьи 155 проекта нового УК РК для приведения ее в соответствие с принятой терминологией и принципом юридической определенности и предсказуемости:
«Статья 155.Воспрепятствование организации и проведению мирного собрания»
Незаконное воспрепятствование организации и проведению мирного собрания в форме митинга, демонстрации или пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения, –
штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2.Исключить ст.398 из проекта нового Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Формулировка, используемая в данной статье настолько неконкретна, что в значительной степени не отвечает требованиям юридической определенности и предсказуемости.
Более того, непонятно, на каком основании законодатель выделил из множества общественных мероприятий и иных акций граждан и/или юридических лиц только собрания. А если «существенный вред правам и законным интересам граждан и организаций» будет причинен в результате проведения свадьбы, футбольного матча, Дня города, массовых народных гуляний и т.д., будут ли нести ответственность их организаторы, и по какой статье Уголовного кодекса РК?
А приведенное в статье 9 проекта нового УК РК определение «существенный вред» делает правовую ситуацию еще более юридически неопределенной и непредсказуемой.
Согласно этому определению «существенный вред» – следующие последствия, в случаях, когда они не указаны в качестве признака состава уголовного правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом: нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства; причинение значительного ущерба; возникновение трудной жизненной ситуации у потерпевшего лица; нарушение нормальной работы организаций или государственных органов; ухудшение состояния здоровья населения и окружающей среды; срыв важных воинских мероприятий либо кратковременное снижение уровня боевой готовности и боеспособности воинских частей и подразделений; несвоевременное обнаружение или отражение нападения вооруженных групп или отдельных вооруженных лиц, сухопутной, воздушной или морской боевой техники, допущение беспрепятственного незаконного перехода через Государственную границу лиц и транспортных средств, перемещения контрабандных грузов; попустительство действиям, наносящим ущерб пограничным сооружениям, техническим средствам охраны границы; иные последствия, свидетельствующие о существенности причиненного вреда.»
Например, «нарушение конституционных прав или свобод» или «возникновение трудной жизненной ситуации у потерпевшего лица» – настолько широкие и предоставляющие возможность для субъективной интерпретации понятия, что, с учетом того, что они не указаны непосредственно в качестве признака состава преступления в статье 398 проекта нового УК РК, практически могут быть произвольно использованы в любой ситуации, связанной с мирными собраниями.
Представляется, что уголовная ответственность за нарушение порядка проведения мирных собраний достаточно искусственно связывается с наступлением последствий в виде причинения вреда, поскольку очевидно, что организаторы законного или незаконного мирного собрания намеревались провести именно мирное собрание, и не имели умысла на причинение вреда гражданам и организациям. А если они имели такой умысел, то речь идет не о преступлении, связанном с нарушением порядка организации и проведения мирных собраний, а о других преступлениях, которые имеют четкие квалифицирующие признаки.
Речь может идти, например, об убийстве – статья 99 проекта нового УК РК (ст.96 действующего УК РК); о причинении вреда различной тяжести здоровью – статьи 106-108 проекта нового УК РК (статьи 103-105 действующего УК РК); о клевете и оскорблении – статьи 130-131 проекта нового УК РК (статьи 129-130 действующего УК РК); нарушении равноправия граждан – статья 145 проекта нового УК РК (статья 141 действующего УК РК); о нападении на лиц или организации, пользующиеся международной защитой – статья 172 проекта нового УК РК (статья 163 действующего УК РК); о возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной розни или вражды – статья 173 проекта нового УК РК (статья 164 действующего УК РК);о призывах к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан– статья 180 проекта нового УК РК (статья 170 действующего УК РК); о грабеже и разбое – статьи 190-191 проекта нового УК РК (статьи 178-179действующего УК РК); о неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения – статья 199 проекта нового УК РК (статья 185 действующего УК РК); об умышленном или неосторожном уничтожении или повреждении чужого имущества – статьи 201, 203 проекта нового УК РК (статьи 187-188 действующего УК РК);и даже об акте терроризма и пропаганде терроризма – статьи 253-254 проекта нового УК РК (статьи 233-233-1действующего УК РК); захвате заложника – статья 258 проекта нового УК РК (статья 234 действующего УК РК);нападении на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват – статья 266 проекта нового УК РК (статья 238 действующего УК РК).
Установление уголовной ответственности за нарушение порядка организации и проведения мирных собраний при отсутствии тяжких последствий представляется несоразмерным тяжести деяния.
Уголовный кодекс Республики Казахстан, помимо перечисленных выше статей, устанавливающих уголовную ответственность за причинение вреда здоровью, имущественным и другим охраняемым законом правам и интересам граждан и организаций, содержит статью 241 УК РК (статья 269 проекта нового УК РК), устанавливающую ответственность за организацию и участие в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, и за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами.
Приведенная в данной статье формулировка полностью соответствует международным стандартам оснований для уголовного преследования организаторов и участников незаконных собраний, сопровождающихся насилием и неподчинением представителям власти.
Наконец и действующий УК РК (статья 257), и проект нового УК РК (статья 289) предусматривают уголовную ответственность за хулиганство, то есть за нарушение общественного порядка, в том числе сопровождавшееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, а также совершенное группой или преступной группой.
Таким образом, действующее уголовное законодательство и проект нового уголовного законодательства содержат все необходимые уголовно-правовые меры для привлечения к уголовной ответственности лиц призывающих, организующих или участвующих в хулиганских действиях или массовых беспорядках, независимо от того, были ли это результатом законного или незаконного мирного собрания, футбольного матча или массовой драки, народных гуляний или свадьбы, межличностного или группового конфликта.
И увязывать эти противоправные действия с нарушением порядка организации и проведения мирных собраний представляется юридически необоснованным и непропорциональным.
Если обратиться к законодательству других стран-членов ОБСЕ, то за исключением Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в уголовном законодательстве других стран нет правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение порядка организации и проведения мирных собраний, в том числе в законодательстве Азербайджана, Беларуси, Германии, Кыргызстана, Молдовы, России, Украины, Франции. А в законодательстве Албании, Италии, Румынии, Сербии, Черногории и ряда других стран – членов Европейского Союза право на мирное собрание вообще регулируется лишь конституционной нормой.
В связи с этим исключение данной статьи из проекта нового Уголовного кодекса РК будет означать, с одной стороны, приближение казахстанского уголовного законодательства к международным стандартам, а с другой стороны никоим образом не повлияет на уголовно-правовые средства борьбы с преступлениями, связанными с массовыми нарушениями правопорядка во время или в результате проведения незаконных мирных собраний, и возможность привлечения организаторов и участников мирных собраний к уголовной ответственности.
2. ПРАВО НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ
До 18 января 2011 г. в действующем уголовном законодательстве Республики Казахстан право на свободу совести и религии, а также деятельности религиозных объединений было упомянуто в четырех статьях Уголовного кодекса РК от 16 июля 1997 г. (с дополнениями и изменениями по состоянию на 10 июня 2013 г.) (далее – УК РК):ст.ст. 149, 164, 337, 337-1УК РК.
Но Законом от 18.01.2011 г. статья 149 «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» была исключена из уголовного законодательства, так же, как и статья 150 «Воспрепятствование деятельности общественных объединений», что таким образом исключало ответственность государственных должностных лиц за воспрепятствование деятельности и религиозных объединений.
Однако эти статьи были, по существу, заменены более общей антидискриминационной статьей:
«Статья 141. Нарушение равноправия граждан
1. Прямое или косвенное ограничение прав и свобод человека (гражданина) по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным объединениям или по любым иным обстоятельствам –
наказывается штрафом в размере от двухсот до одной тысячи месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо руководителем общественного объединения, –
наказывается штрафом в размере от пятисот до двух тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»
Следующая статья касается возбуждения религиозной вражды.
«Статья 164. Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды
1. Умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, религиозной вражды или розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения крелигии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, а равно путем распространения литературы и иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, расовую, религиозную вражду или рознь, –
наказываются штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
2. Те же действия, совершенные группой лиц или неоднократно, или соединенные с насилием либо угрозой его применения, а равно лицом с использованием своего служебного положения либо руководителем общественного объединения, –
наказываются штрафом в размере от пятисот до трех тысяч месячных расчетных показателей, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»
И две статьи действующего Уголовного кодекса РК посвящены уголовной ответственности за деятельность незаконного религиозного объединения.
«Статья 337. Создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений
1. Создание или руководство религиозным или общественным объединением, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно создание или руководство партией на религиозной основе либо политической партией или профессиональным союзом, финансируемыми из запрещенных законами Республики Казахстан источников, –
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Создание общественного объединения, провозглашающего или на практике реализующего расовую, национальную, родовую, социальную, сословную или религиозную нетерпимость или исключительность, призывающего к насильственному ниспровержению конституционного строя, подрыву безопасности государства или посягательствам на территориальную целостность Республики Казахстан, а равно руководство таким объединением –
наказываются исправительными работами на срок до двух лет, ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Активное участие в деятельности объединений, указанных в частях первой или второй настоящей статьи, –
наказывается штрафом в размере от ста до трехсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок.»
«Статья 337-1. Организация деятельности общественного илирелигиозного объединения либо иной организациипосле решения суда о запрете их деятельностиили ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма
1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, –
наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, –
наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.»
Международные эксперты в области свободы объединения и свободы совести и религии неоднократно указывали, что статьи 337 и 337-1 УК РК не соответствуют международным стандартам в части соблюдения принципа приоритета в пользу обеспечения права, принципа юридической определенности и предсказуемости и принципа пропорциональности (соразмерности).
Эти нормы в ряде случаев являются не только политизированными, но и явно дискриминационными, поскольку непонятно, почему законодатель из всего многообразия видов юридических лиц выбрал только общественные объединения.
Означает ли это, что организаторы и участники других некоммерческих организаций, например, фонда, учреждения или даже коммерческих организаций, деятельность которых«сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний» или была запрещена, или они были ликвидированы«в связи с осуществлением ими экстремизма» не будут нести уголовной ответственности по этим статьям УК РК? И почему выделены только общественные объединения и религиозные объединения?
Не говоря уже о том, что эти статьи сформулированы юридически некорректно, потому что и религиозные объединения, и политические партии являются общественными объединениями согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан.
Проект нового Уголовного кодекса РК (по состоянию на май 2103 г.) также содержит ряд статей, касающийся права на свободу совести, религии и религиозных объединений: статьи 145, 152, 173, 410-412.
Так статья 145 проекта нового УК РК, в основном, повторяет статью 141 действующего УК РК.
«Статья 145. Нарушение равноправия граждан
1. Прямое или косвенное ограничение прав и свобод человека (гражданина) по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным объединениям или по любым иным обстоятельствам, –
наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения,-
наказывается штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до шести месяцев, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»
Правда по сравнению со статьей 141 действующего УК в этой статье изменены и расширены виды наказаний.
Раньше применялись такие виды наказания как штраф и ограничение свободы. Теперь вместо ограничения свободы могут применяться общественные и исправительные работы, а также – арест.
Статья 152 проекта нового УК практически возвращает в уголовное законодательство уголовную ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности общественных объединений.
«Статья 152. Воспрепятствование деятельности общественных объединений
Воспрепятствование законной деятельности общественных объединений должностным лицом с использованием служебного положения, а равно вмешательство в законную деятельность этих объединений, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, повлекшее существенное нарушение их прав и законных интересов, –
наказываются штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до четырех месяцев.»
Статья 173 проекта нового УК РК, в основном, повторяет статью 164 действующего УК РК.
«Статья 173. Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни
1. Умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации или информационно-коммуникационных сетей, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, –
наказываются ограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, или соединенные с насилием либо угрозой его применения, а равно лицом с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные преступной группой, либо повлекшие тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.»
Однако в новой редакции при сохранении юридически неопределенных дефиниций «религиозная рознь», «неполноценность», «оскорбление религиозных чувств» санкции резко ужесточены и уже не предусматривают штрафа, устанавливаютв первой части данной статьи минимальный срок наказания в виде ограничения свободы – 2 года, во второй части данной статьи минимальный срок наказания в виде лишения свободы – 5 лет, а максимальный – 10 лет, в части третьей статьи переводят преступление в разряд особо тяжких, устанавливая срок наказания от 12 до 20 лет.
Статья 410 проекта нового УК РК, в основном, повторяет статью 337 действующего УК РК.
«Статья 410.Создание или участие в деятельности незаконныхобщественных и других объединений
1. Создание или руководство религиозным или общественным объединением, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно создание или руководство партией на религиозной основе либо политической партией или профессиональным союзом, финансируемыми из запрещенных законами Республики Казахстан источников, –
наказываются штрафом в размере до шести тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
2. Создание общественного объединения, провозглашающего или на практике реализующего расовую, национальную, родовую, социальную, сословную или религиозную нетерпимость или исключительность, призывающего к насильственному ниспровержению конституционного строя, подрыву безопасности государства или посягательствам на территориальную целостность Республики Казахстан, а равно руководство таким объединением –
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Активное участие в деятельности объединений, указанных в частях первой или второй настоящей статьи, –
наказывается штрафом в размере до шести тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок.»
Однако и в данном случае резко ужесточены санкции, которые теперь предусматривают по части первой этой статьи штраф до 6 тысяч месячных расчетных показателей (по сравнению с размером от 200 до 500 месячных расчетных показателей), исключение из части второй каких-либо альтернатив лишению свободы и увеличение размера штрафа по части третьей – до 6 тысяч месячных расчетных показателей (вместо размера от 100 до300 месячных расчетных показателей).
Статья 411 проекта нового УК РК, частично, повторяет статью 337-1 действующего УК РК.
«Статья 411. Руководство, участие в деятельности незарегистрированных или запрещенных общественных, религиозных объединений, а также финансирование их деятельности
1. Руководство деятельностью незарегистрированных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке общественных, религиозных объединений, а равно деятельность которых приостановлена или запрещена, –
наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Участие в деятельности незарегистрированных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке общественных, религиозных объединений, а равно деятельность которых приостановлена или запрещена, –
наказывается штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов, либо арестом на срок до двух месяцев.
3. Финансирование деятельности незарегистрированных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке общественных, религиозных объединений, а равно деятельность которых приостановлена или запрещена, –
наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до трех месяцев, с конфискацией имущества или без таковой.
4. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма, –
наказывается штрафом в размере до шести тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, с выдворением за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства сроком на пять лет.
5. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма, –
наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, с выдворением за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства сроком на пять лет.
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.»
Однако в редакции этой статьи в проекте нового Уголовного кодекса значительно расширяется перечень оснований привлечения к уголовной ответственности. Помимо используемого в предыдущей статье 410 проекта нового УК РК понятия «незаконное» общественное объединение, появляется понятие «незарегистрированное» объединение, при этом остается непонятным, почему незарегистрированное и незаконное не тождественные понятия.
В обеих статьях используются одни и те же основания привлечения к ответственности – участие в деятельности незаконного (незарегистрированного) общественного объединения.
Как и в ранее действовавшей редакции статьи 337 и 337-1 УК РК религиозные объединения выделены как специальный отдельный субъект права, хотя они являются, согласно действующему гражданскому законодательству общественными объединениями.
Наконец, в новой редакции Уголовного кодекса РК добавлена статья 412, в которой по существу криминализована миссионерская деятельность.
«Статья 412. Нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях
Осуществление миссионерской деятельности без регистрации (перерегистрации), а равно использование миссионерами религиозной литературы, информационных материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения без положительного заключения религиоведческой экспертизы, совершенное лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за совершение такого же деяния, –
наказываются штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до четырех месяцев, с выдворением за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства сроком на пять лет или без такового.
В целом статьи 410-412 проекта нового Уголовного кодекса продолжают порочную практику непропорциональной криминализации религиозной и общественной деятельности.
Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность и за насилие над гражданами и причинение вреда их здоровью, за иные противоправные деяния, за экстремизм и терроризм, за призывы к насильственному изменению конституционного строя или за пропаганду и реализацию на практике религиозной и других видов розни или вражды.
Эти деяния запрещены под угрозой уголовного наказания для всех, отдельных лиц и групп, объединений и организаций, коммерческих и некоммерческих, должностных лиц и государственных служащих, бизнесменов и наемных работников.
Совершение этих деяний в группе без сговора или по предварительному сговору, в организованной преступной группе или преступном сообществе является отягчающим обстоятельством, если не предусмотрено в качестве квалифицирующего признака в конкретной статье Уголовного кодекса.
В статье 181 проекта нового УК РК предусмотрена уголовная ответственность за создание руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности, в статье 259 – за создание и руководство организованной группой, преступной организацией, а равно участие в ней, а в статьях 261-262 – за создание и руководство транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, транснациональным преступным сообществом, а равно участие в них.
Наконец, статья 263 проекта нового УК РК предусматривает уголовную ответственность за финансирование деятельности преступной группы, а равно хранение, распределение имущества, разработка каналов финансирования.
Этого уголовно-правового инструментария вполне достаточно для борьбы с соответствующими противоправными деяниями без того, чтобы вводить в законодательство отдельные нормы, посвященные общественным и религиозным объединениям.
Более того, в противоречии с международной практикой проект нового уголовного законодательство РК предусматривает уголовную ответственность за деятельность незарегистрированных общественных объединений и организаций, таким образом, грубо вторгаясь и ограничивая право на свободу объединения, совести и религии.
Международное право, в том числе ратифицированный Республикой Казахстан Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает свободу объединения граждан не только в формальные, но и в неформальные общественные объединения, ассоциации и организации.
Регистрация не может являться процедурой получения разрешения на существование общественного объединения, а лишь технической процедурой получения статуса юридического лица, в случае если инициаторы создания общественного объединения собираются обращаться с финансами, претендуют на некоммерческий статус и получить налоговые и иные льготы от государства.
И тем более отсутствие регистрации не может быть основанием привлечения к уголовной ответственности, поскольку это является нарушением принципа пропорциональности при ограничении права на свободу объединения, не является необходимым ограничением и не преследует законной цели.
Это же касается и свободы совести и религии и деятельности религиозных объединений.
Вышеприведенный краткий обзор позволяет сделать следующие рекомендации в отношении регулирования в новом проекте уголовного законодательства РК права на свободу совести и религии.
1. Необходимо дать четкое, юридически определенное и не позволяющее произвольной интерпретации толкование понятий «религиозная рознь», а также всех иных понятий, связанных с возбуждением розни или вражды и оскорбления чувств верующих. Это можно сделать примечанием к статье 173 проекта нового Уголовного кодекса РК, а также путем принятия Нормативного постановления Верховного суда РК о судебной практике по таким делам.
2. Исключить из проекта нового Уголовного кодекса РК статьи 410-412, как не соответствующие требованиям соблюдения принятых в международном праве принципов юридической предсказуемости и определенности, принципа недискриминации и принципа пропорциональности.
Исключение этих статей из проекта нового Уголовного кодекса РК будет означать, с одной стороны, приближение казахстанского уголовного законодательства к международным стандартам, а с другой стороны никоим образом не повлияет на уголовно-правовые средства борьбы с преступлениями, связанными с противоправной деятельностью преступных групп, независимо от того, являются ли они зарегистрированными юридическими лицами любого вида или организационно-правовой формы или незарегистрированными группами граждан.
Ряд вышеперечисленных статей проекта нового УК РК позволяют в полной мере осуществлять борьбу с такими преступлениями.