З А Я В Л Е Н И Е
Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
9 августа
По словам руководителя психдиспансера, это было сделано по причине отказа Зинаиды Мухортовой от амбулаторного лечения, назначенного ей в связи с диагнозом «хроническое бредовое расстройство». Как стало известно, психиатры и полицейские, доставившие Мухортову в диспансер, в своих действиях руководствовались постановлением Талгарского районного суда от 06.09.2011, санкционировавшего принудительное лечение З.Мухортовой.
Проблемы у балхашского адвоката начались в 2009 году после критического письма группы граждан, включая и З.Мухортову, в адрес президента страны, в котором содержались обвинения в адрес депутата парламента Ерлана Нигматулина. Упомянутые в том письме лица подали в суд на авторов письма, и З.Мухортова вместе с другими подписантами была признана виновной в ложном доносе (ст.351 ч. 2 Уголовного кодекса РК). Однако, по словам З.Мухортовой, суд проходил под давлением того самого человека, о котором они написали в письме.
В ходе того процесса З.Мухортову специальным решением суда направили на принудительную судебную психолого-психиатрическую экспертизу. После того как карагандинские психиатры в течение месяца так и не смогли дать нужного суду заключения, не желающую признавать своей вины правозащитницу отправили в Республиканский научно-исследовательский центр психиатрии и наркологии в Алматы, где ей был поставлен диагноз «бредовое расстройство в отношении конкретных лиц». Основываясь на этом, суд 12 февраля 2010 года освобождает З.Мухортову от уголовной ответственности и назначает ей принудительное лечение. С августа по сентябрь 2011 года она проходит курс интенсивного лечения сначала в ГУ «Республиканская психиатрическая больница специализированного типа», а затем в Республиканской психиатрической клинике тюремного типа в поселке Актас Талгарского района Алматинской области.
В последнем из названных лечебных заведений правозащитнице пришлось находиться рядом с маньяками, серийными убийцами и каннибалами, признанными судами невменяемыми. Со стороны персонала больницы на нее оказывалось физическое и психологическое давление. Ей принудительно вводили лекарства, от которых у нее начинались сильные головные боли, кровотечение из носа, возникала аллергия, начинались конвульсии. Отказ от приема таких «лекарств» был исключен, так как их заставляли принимать насильно, причиняя при этом боль. Такое «лечение» вменяемого и абсолютно не опасного социально человека с полным правом может расцениваться как применение изощренной пытки.
Трижды комиссия психиатрической клиники рассматривала вопрос об освобождении З.Мухортовой, при этом контрольным был вопрос: будет ли она обжаловать заключение судебно-психиатрической экспертизы.
В 2011 году после получения заключения специальной медицинской комиссии о том, что состояние З.Мухортовой не вызывает опасений, правозащитницу направляют проходить лечение по месту жительства. У местных психиатров не возникло никаких вопросов к психическому состоянию «пациентки». Однако через полгода – после того, как Зинаида Жумабевна направила жалобу в Верховный суд РК на действия алматинских психиатров – балхашские врачи вдруг вспомнили о «психических отклонениях» З.Мухортовой и поместили ее в психоневрологический диспансер.
Из разговоров с врачами З.Мухортова понимает, что дело не в ее психическом состоянии, а в том, что она продолжает обжаловать постановление суда, определившего ее психическую неполноценность. Всё, что ей нужно, чтобы вновь стать «нормальной» – это перестать писать жалобы. Адвокат Мухортова не согласна с этим условием, она не сдается и продолжает доказывать несправедливость судебного решения, объявившего ее психически нездоровой.
У правозащитников также имеется заключение независимой экспертизы. Психиатрическое обследование З.Мухортовой, проведенное российским экспертом, кандидатом медицинских наук Кюри Идрисовым в сентябре 2012 года, показало, что Зинаида Мухортова «не страдала и не страдает психическими расстройствами как в период инкриминируемых ей деяний, так и в настоящее время. Ни ранее, ни 09.08.2013 г. З.Мухортова не находилась в шоковом, коматозном состоянии, «не позволяющем выразить свою волю».
В декабре 2012 года справедливость наконец восторжествовала: надзорная коллегия Верховного суда РК отменяет решение Балхашского городского суда от 05.08.2010 в отношении Зинаиды Мухортовой и направляет дело на повторное рассмотрение. Теперь и Балхашский горсуд «отыгрывает назад» – выносит постановление о прекращении уголовного дела в отношении З.Мухортовой и освобождает ее от принудительного лечения. Позднее окончательную реабилитацию Зинаиды Мухортовой подтверждает коллегия Алматинского областного суда, рассмотревшая кассационную жалобу по этому делу.
Однако несмотря на всё это 9 августа 2013 года балхашские психиатры при содействии наряда полиции в очередной раз доставляют Зинаиду Мухортову в психоневрологический диспансер г. Балхаша, мотивируя это решениями прошлых судов, отмененных вышестоящими судебными инстанциями.
О незаконности этой принудительной госпитализации правозащитницы было сказано в заявлении в прокуратуру, поданном законным представителем З.Мухортовой Амангельды Шорманбаевым, который потребовал возбудить уголовное дело по факту незаконной принудительной госпитализации его подзащитной, а также жестокого обращения с ней. Однако никакой реакции не последовало, а защитнику даже не позволили встретиться с подзащитной, ее саму продолжают «лечить» в условиях полного инкоммуникадо. Только на одиннадцатый день содержания в психдиспансере Балхашский городской суд задним числом узаконил принудительную госпитализацию правозащитницы.
В дополнение к этому в нарушение действующих норм содержания в психоневрологическом диспансере законному представителю З.Мухортовой было отказано во встречах с его подзащитной. В течение восьми дней Мухортовой необоснованно отказывали в свидании с родственниками, у нее был изъят мобильный телефон, что также не соответствует правилам содержания в психдиспансере. По словам родственников, которым удалось увидеть Зинаиду Мухортову в окне диспансера, на ее теле просматривалась аллергическую сыпь, что может свидетельствовать о принудительном введении медикаментов.
В этой связи Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдения законности (КМБПЧиСЗ) заявляет следующее:
1) Учитывая имеющиеся решения коллегии Верховного суда РК и коллегии Алматинского областного суда, определивших неправомерность применения принудительного лечения З.Мухортовой, а также, принимая во внимание то, что применяемые в отношении нее меры являются явным нарушением ст. 7 и ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, не допускающих обращения и наказания, унижающих человеческое достоинство, а также произвольный арест и содержание под стражей, требует немедленно освободить Зинаиду Мухортову.
2) Исходя из социально-политического контекста преследования, которому подверглась Зинаида Мухортова фактически за критику людей из большой казахстанской политики, КМБПЧиСЗ выражает глубокую озабоченность тем, что психиатрия всё чаще используется в качестве инструмента устрашения, дискредитации и расправы над теми, кто становится неугодным или опасным для государственных чиновников (дело диссидента Нурлана Алимбекова, пастора Бахытжана Кушкумбаева, правозащитника Александра Харламова), и требует прекращения практики «карательной психиатрии».
3) Учитывая грубейшие нарушения законности, допущенные властями при насильственном удержании З.Мухортовой в психоневрологическом диспансере и выразившиеся в незаконном содержании человека в течение 11 дней в изоляции без контактов с родными, без допуска законного представителя, в лишении разрешенных личных средств связи и принудительном лечении, требует привлечь к уголовной ответственности лиц, причастных к этой акции.
КМБПЧиСЗ
3 сентября 2013 г.
3 сентября