Верховный Суд Испании принял решение выдать Казахстану Александра Павлова, бывшего телохранителя оппозиционного казахстанского политика Мухтара Аблязова. Ему угрожает в лучшем случае десять лет лишения свободы. В худшем с него будут выбивать показания на бывшего главу «БТА Банка» и президента фонда «Гражданская активность» Муратбека Кетебаева.
В запросе на экстрадицию Акорда обвиняет Александра Павлова в соучастии в подготовке террористического акта. Да-да, того самого, которого на самом-то деле не было и о котором казахстанская прокуратура громко прокукарекала, но, как обычно, не смогла представить убедительных доказательств.
Напомним, в чем суть этого дела.
Началось все с заявления Генпрокуратуры о том, что КНБ на стадии приготовления предотвращены террористические акты в Алматы, появилось 28 марта 2012 года. По версии Генпрокуратуры и КНБ, Александр Павлов, 1975 года рождения, возглавляющий личную охрану «врага номер один» елбасы Мухтара Аблязова и выполняющий его конфиденциальные поручения, в сговоре с президентом общественного фонда «Гражданская активность» Муратбеком Кетебаевым с сентября 2011 года готовили теракты (!).
Как следует из официального пресс-релиза Генеральной прокуратуры, в начале месяца они поручили своим сообщникам совершить 24 марта серию взрывов, в том числе в парке «Фэмили» за кинотеатром «Сары-Арка», а также заложить взрывные устройства в переходах на проспекте Аль-Фараби. Для чего выделили 25 тысяч долларов, из которых исполнители получили вперед 15 тысяч, а еще 10 тысяч им пообещали отдать после исполнения терактов.
Эта информация, помнится, уже тогда шокировала наблюдателей и экспертов. Вопросов возникло множество.
Во-первых, если теракты готовились с сентября прошлого года, то почему их решили осуществить 24 марта 2012 года, а не, скажем, 16 декабря или 31 декабря, когда праздновался День независимости или Новый год? Ведь эффекта было бы больше!
Во-вторых, какой смысл закладывать взрывные устройства в местах, где 24 марта практически не будет народа? О чем прекрасно знают все алматинцы, поскольку пока не просохнет земля, в озвученных Генпрокуратурой местах делать нечего. И зачем закладывать взрывчатку на перешеходных переходах через проспект Аль-Фараби, где они могут разве что напугать редких пешеходов?
Почему так называемые исполнители не понесли взрывные устройства к зданиям КНБ в квадрате улиц Мира – Кабанбай Батыра – Наурызбай Батыра – Карасай Батыра? К акимату Алматы? Зданиям департамента внутренних или районных управлений полиции? Ведь там везде есть аналогичные скверы или парки и пешеходные переходы!
В-третьих, смущает сумма — 25 тысяч долларов. Согласитесь, она маловата, особенно если учесть риски, которые взяли на себя исполнители, плюс неизбежные затраты на взрывчатку, детонирующее устройство, подготовку. Если терактов заказывалось четыре – мы же не знаем, сколько пешеходных переходов минировалось, – то один обошелся бы приблизительно в 6 тысяч долларов. В это никто просто не поверил.
Все это сильно смущает и попахивает провокацией, причем плохого пошиба. Тем более что, помнится, в казахстанской истории уже был случай, когда политика демократической ориентации и двух его сопровождающих лиц похитили и убили сотрудники КНБ за деньги, которые т. н. организатор этого преступления взял в кредит в банке. В общем, вопросов к Генпрокуратуре и КНБ возникла масса, и все они так и остались без ответа.
Дальше события развивались так.
11 декабря 2012 года Александр Павлов был арестован в Мадриде по «красному уведомлению» Интерпола от 23 мая 2012 года, в котором было указано, что он объявлен в розыск в Казахстане за совершение преступления, связанного с растратой доверенного имущества.
На следующий же день Павлов предстал перед судом (Центральный следственный суд №6), который вынес решение о заключении его под стражу до поступления официального требования Казахстана о его экстрадиции.
Соответствующее требование от казахстанской стороны было получено в Испании 3 января 2013 года. Но, несмотря на то, что «красное уведомление» Интерпола было выписано только на инкриминируемое преступление в отношении растраты доверенного имущества, власти Казахстана потребовали экстрадиции Александра Павлова также и за попытку организации террористических актов в Казахстане.
17 января 2013 года Александр Павлов официально уведомил администрацию тюрьмы о том, что он намерен попросить политическое убежище в Испании. Об этом также было сообщено суду. По мнению Павлова, обвинения, которые ему выдвинули в Казахстане, имеют политический характер. Заявление о предоставлении убежища было официально оформлено 24 января, к рассмотрению его приняли 6 февраля.
Известно, что во время пребывания Александра Павлова в тюрьме к нему приезжали сотрудники консульства Казахстана в Испании — Азамат Абдраимов и Алик Жумагулов. Они задавали Александру Павлову вопросы, относящиеся к его делу, а также спрашивали о семье, что можно расценить как скрытую угрозу. С юридической стороны данный визит являлся незаконным, так как Александр Павлов обратился за предоставлением убежища и должен был находиться под защитой от казахстанских властей на время проведения заседаний по вопросу предоставления убежища.
17 апреля 2013 года в Верховном национальном суде (Audiencia Nacional) состоялось слушание по делу Александра Павлова. Суд отказал в его экстрадиции на основании того, что документы об экстрадиции были плохо переведены, что помешало суду тщательно разобраться в деле. Именно на этих слушаниях давал показания Муратбек Кетебаев, в то время уже проживающий в Польше и также подавший прошение о политическом убежище.
«Я объяснил, что в Казахстане судей и прокуроров назначает диктатор Назарбаев, что у нас нет разделения властей и что по уровню демократии мы ниже Беларуси, Китая и России, — рассказал он на своей странице в «Фейсбуке» о своих показаниях в суде. – Спрашивали, что будет с Сашей, если его выдадут? Я ответил, что будут пытать, чтобы установить, где прячется Мухтар Аблязов, и чтобы он оклеветал его, сказав, что именно он поручил ему «организовать теракты».
В итоге Александр Павлов был освобожден из-под стражи. Тем не менее 10 мая 2013 года Казахстан предоставил новые документы об экстрадиции Александра Павлова, в связи с чем процесс его выдачи был возобновлен.
24 мая испанская Национальная служба разведки (Centro Nacional de Inteligencia) подготовила специальный отчет, в котором указывалось, что Александр Павлов в силу выдвинутых против него обвинений в подготовке террористических актов на территории Казахстана представляет угрозу для национальной безопасности Испании.
Данный отчет был единственным консультативным выводом, к которому прибегли испанские власти при рассмотрении заявления Александра Павлова о предоставлении ему политического убежища.
Как утверждают защитники Павлова, имевшие доступ к отчету, он не содержит никакой конкретной информации о терроризме, а только повторяет обвинения, официально предъявленные казахстанской стороной. Возможность предоставить альтернативную информацию Александру Павлову власти Испании не дали.
1 июня 2013 года в Центральном следственном суде №6 провели очередное слушание по делу Александра Павлова. Судья заявил, что нет оснований полагать, что испанское правительство имело намерение предоставлять ему убежище в силу вынесения решения о продолжении процедуры его экстрадиции. В тот же день Александр Павлов был отправлен в тюрьму, где должен находиться до окончательного решения по его экстрадиции. Ему не разрешили связаться по телефону со своим адвокатом, что совершенно незаконно.
В прошлый четверг, 18 июля 2013 года, состоялся новый судебный процесс, который принял решение — выдать Александра Павлова Казахстану. У адвокатов есть некоторое время для обжалования этого решения, но шансов на позитивный исход очень мало.
И это несмотря на то, что испанская пресса напоминает своему правительству о чуть было не разразившемся в Италии внутриполитическом кризисе из-за депортации семьи Аблязова. Похоже, опыт партнеров по Европейскому Союзу Испанию ничему не научил.
ИСТОЧНИК:
Интернет-портал «Республика»
www.respublika-kaz.info/news/politics/31686/