В Актобе судят Александра Пуздрикова – уральского детдомовца большую часть жизни проведшего за решеткой, но ставшего одним из самых выдающихся гражданских активистов Западно-Казахстанской области, а теперь способного прославить своими акциями протеста и актюбинский край.
Первый раз Саша Пуздриков попал за решетку в далеком 1990-ом и сразу на 15 лет. Потом его судили в 93-ем, 95-ом и 2003-ем годах.
Три года назад он встретил друзей по детдому и решил бороться за свои права по-новому.
– Живя в экстремальных условиях, без постоянного жилья и работы Александр ни разу не пошел на преступления, – рассказывает его защитник в суде и руководитель Западноказахстанского союза воспитанников детдомов Алексей Жансеитов.
Только однажды вскрыл себе вены прямо в акимате. И один раз облил себя смесью из бензина и вайт-спирита («она хорошо горит и не тушится», говорит Саша). Он бы и сгорел, если бы некий ЧС-ник не облил зажигалку водой. Саша требовал тогда от властей предоставить ему комнату в общежитии, чтобы иметь постоянную прописку и жить по-человечески. А еще он выходил на мирные акции протеста с журналистами «Уральской недели», а недавно в Актобе, где он отбывает срок в колонии-поселении Александр вышел встретить поезд с друзьями, которые возвращались из Алматы с референдума.
Когда Саша вернулся в колонию-поселение, ему предъявили фотографии встречи на вокзале. Начальник УКА 168/3 пообещал отправить Пуздрикова в колонию строгого режима в Актау. Ночью Саша попытался повеситься на штанине от трико.
Официальный диагноз Александра – психопатия. Он состоит на учете в психоневрологическом диспансере: безвредный к окружающим он может нанести вред только самому себе. Главное в этом случае – не доводить его до депрессии и вовремя выдавать лекарства. Но руководство УКА-168/3 в такие подробности не вдавалось и бесплатных лекарств Пуздрикову не давало. Тот, работая на ассенизаторской машине, спасал от весеннего паводка актюбинцев («шабашил» – коротко пояснил Саша) и оснащал сантехникой трехэтажное здание актюбинского КУИСа. Когда мог, покупал психотропные себе сам. «Дорогие они» – говорит Саша.
– Я к Пуздрикову хорошо отношусь, прошлой осенью мы отстояли его права и не дали увезти в колонию, – говорит старший помощник прокурора Абзал Рсалин. Этот же мужественный прокурор вынимал Пуздрикова из петли. Но будет ли он также защищать его права на этот раз неясно. В отличие от подсудимого Рсалин знал, в чем обвиняют Сашу. Прессе коротко пояснил: по двум фактам, в том числе за членовредительство.
За день до суда защитник Пуздрикова Алексей Жансеитов посетил областной суд, пытаясь добиться разрешения быть представителем Саши в горсуде. Областные судьи только руками развели.
– Сказали, что не могут повлиять на судью. Я не знаю, в чем обвиняют Александра, вижу, что решили от меня избавиться, – поясняет Алексей Жансеитович. – Хотя нет такой статьи, если у человека болезненные припадки, то делать из него преступника.
Слушания были назначены на 17 часов, но 25 апреля подсудимого привезли к зданию суда уже к 13.00, не дав ему пообедать в колонии. Саша уверен, что они просто хотели провести заседание без представителей прессы и НПО. Накануне он пригрозил объявить голодовку, если Жансеитову не дадут возможности защищать его в суде.
– В машине у здания суда Пуздриков разделся догола, снял тапки и отказался выходить в суд раньше времени. Выносите так, если хотите, предложил он сотрудникам колонии. Те воздержались, – рассказал Жансеитов.
К столь эксцентричным акциям протеста в Актобе не привыкли. Активисты здесь, если и обещают поджечь себя, то бензином уже не обливаются. В акимате кровь себе не пускают, да и на пикеты под окна акима выходят не часто, голодовки объявляют еще реже. Но главное – в Актобе нет сильного гражданского движения. Саша Пуздриков на этом бледном фоне отличился сразу. Хотя, видит Бог, вовсе не стремился к этому.
На следующий день, 25 апреля, судья Тлепова таки признала право Алексея Жансеитовича после долгого совещания. И удовлетворила ходатайство Пуздрикова о приглашении медика-эксперта, досконально знающего болезнь Саши. Правда, с условием, что специалист приедет из Астаны в понедельник 29-го апреля. До этого срока Жансеитов и Пуздриков смогут узнать, в чем же конкретно обвиняют бывшего детдомовца.
Процесс в отношении Александра Пуздрикова продолжается. Филиал Бюро следит за ходом судебных заседаний.