7 декабря 2012 года в здании суда №
Все началось после того как семейная пара возвращалась с поминок брата Веры. Во дворе дома, где проживал брат, они столкнулись с нарядом патрульно-постовой службы. Между семейной парой и полицейскими возник конфликт, который по версии полицейских начал именно Василий.
Якобы Василий, увидев сотрудников полиции, вытащил из багажника своего автомобиля гаечный ключ и ударил им по ноге одного из полицейских, поэтому они решили задержать Макаревского. Далее Макаревский, пытаясь скрыться от полицейских, оказался на многолюдной автобусной остановке.
В ходе первого судебного заседания полицейские рассказали свою версию произошедшего в тот злополучный день.
Так, 19 июля примерно в 17 часов в дежурную часть поступило сообщение о грабеже. Полицейский и водитель-полицейский выехали на место. Во дворе увидели женщин и мужчин. Одна из женщин махнула рукой, полицейские подъехали, женщина сообщила, что «разобрались сами». Полицейский подошли к Макаревскому, который начал выражаться нецензурной бранью.
На вопрос судьи, что говорил подсудимый, потерпевший Нурканов не решился воспроизвести это в храме Фемиды. Однако после того как суд заверил потерпевшего, что не стоит стесняться – стеснительный полицейский раскрасил свой заученный диалог массой слов ненормативной лексики.
Со слов полицейских, подсудимый находился в неадекватном состоянии, кидался на них с гаечным ключом. Поэтому им-то и пришлось применить ПР-73 (резиновую дубинку), а Вера всеми силами пыталась завладеть то резиновой дубинкой, то табельным пистолетом сотрудника патрульно-постовой службы. Затем потерпевший Мырзагалиев детально описал, как Зайцева потянулась за пистолетом, открыла кобуру и он предотвратил ее противоправные действия, но позже стал говорить, что девушка выхватила пистолет, из-за чего ему пришлось оттолкнуть девушку от себя.
Главной задачей полицейских стало «скрутить» подозреваемого. «Скрутив» Василия, по утверждению Мырзагалиева, он получил от подсудимого удар в пах и поэтому нанес Василию несколько ударов ногой в лицо, что удачно зафиксировала камера наружного наблюдения. Но вот почему-то во время медицинского освидетельствования Мырзагалиев не вспомнил об этой сильнейшей боли, которая толкнула его на избиение человека, лежащего на земле в наручниках.
Через некоторое время после этого инцидента полицейский Нурканов уволился из правоохранительных органов по собственному желанию, а вот Мырзагалиев, не побоявшийся достать пистолет и резиновую дубинку, «отходивший» Василия по лицу, наоборот, был повышен в звании: стаж его работы в июле составлял меньше года, и он являлся полицейским-водителем, который по инструкции не должен был покидать автомобиль, сейчас он – полицейский!
В ходе допроса потерпевших судья неоднократно снимал вопросы адвоката, представляющего интересы Зайцевой и Макаревского. К примеру, вопрос о привлечении Василия к административной ответственности за выражения нецензурной бранью в общественном месте остался без ответа, как и вопрос о возбуждении уголовного дела по сообщению о грабеже, в отношении которого сотрудники патрульно-постовой службы вроде как выезжали.
Перед началом процесса адвокат направила судье ходатайство об изменении меры пресечения в отношении Макаревского, который находится сейчас в СИЗО, с ареста на подписку о невыезде, но судья Кадырбаев отказал в удовлетворении просьбы, не выдав при этом адвокату мотивированного постановления на ее ходатайство об изменении меры пресечения. Чем руководствовался судья при принятии такого решения — неизвестно.
Отказал судья Кадырбаев и в просьбе Веры Зайцевой заменить удостоверение личности, находящееся в деле, на другой документ, удостоверяющий личность. Дело в том, что Василий, являющийся единственным кормильцем в семье, оказался в заключении, и на руках у Веры осталось двое малолетних детей. Без документов она не может ни на работу устроиться, ни пособие оформить…
Но самое главное, что в этом деле имеются десяток свидетелей, видевшие как стражи порядка мутузят Василия, и самый беспристрастный свидетель видео с места полицейского произвола. Тем не менее, существуют большие опасения, что суд, как водится, откажется верить глазам своим, а также показаниям очевидцев, приняв во внимание только нестройную версию сотрудников полиции.
Мы продолжим следить за этим делом, тем более о нем уже проинформирован офис специального докладчика ООН по пыткам в Женеве.
Следующее судебное заседание назначено на 15 часов 20 декабря.
Видеозапись инцидента можно просмотреть ЗДЕСЬ: www.youtube.com/watch?v=1DUCHWMspdM