Сегодняшнее утро началось с новости, которую радостно доносили до граждан все провластные СМИ: Казахстан вошел в состав Совета ООН по правам человека на 2013-2015 годы. Это преподносится как большой успех страны. Однако, по словам главы Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса, до Казахстана в этот совет входили Куба и Китай, Саудовская Аравия и Ливия времен Каддафи.
«12 ноября в рамках 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялись выборы в Совет ООН по правам человека (СПЧ ООН), в ходе которых Республика Казахстан была впервые избрана членом совета», – говорится в сообщении, распространенном пресс-службой Министерства иностранных дел РК. За кандидатуру Казахстана, по данным ведомства, проголосовали 183 государства.
«Избрание нашей страны в крупнейшую правозащитную структуру ООН стало признанием прогресса Казахстана в вопросах последовательного укрепления и защиты универсальных прав и свобод человека, а также ярким свидетельством твердой приверженности активному международному сотрудничеству в этой области», – подчеркнули в МИД.
Прокомментировать эту ошеломляющую новость мы попросили известного казахстанского правозащитника Евгения Жовтиса. Вот что он нам рассказал:
«Всё значительно проще, чем кажется. Для того, чтобы оценивать избрание Казахстана в Совет ООН по правам человека, надо для начала знать, что из себя представляет сам этот совет. Это вспомогательный орган, который был создан в 2006 году и заменил собой ранее существовавшую Комиссию по правам человека ООН. Этот совет состоит из представителей 47-и государств, которые избираются на три года и не могут быть переизбраны в течение ближайших двух сроков. То есть те государства, которые вошли в совет в 2006 году, не могут быть повторно избраны в 2009 году и, соответственно, в 2012 году. Совет формируется по региональному принципу, то есть от каждого региона избирается определенное количество государств. Казахстан, как и Кыргызстан, избираются от Азии.
Так вот, во-первых, в Совете ООН многие уже побывали, и поэтому избрали Казахстан, во-вторых, до нас там были (и их срок истек в 2012 году) три государства – это Саудовская Аравия, Китай и Куба. Я думаю, вы понимаете, что из себя представляют эти государства с точки зрения прав человека. И Ливия еще при Каддафи была избрана и до сих пор является членом совета.
Так что избрание в этот Совет не является какой-либо оценкой. Это обычный ротационный принцип. Просто 26 азиатских государств там уже побывали, и теперь Генеральная ассамблея ООН должна была избрать новых участников из государств Азии. А именно азиатские страны в целом, не отличается любовью к правам человека, из них выбирать особо не из кого, вот и выбрали нас.
Конечно, избрание Казахстана в Совет ООН будут сейчас отыгрывать в том духе, что дескать налицо прогресс. Но еще раз повторю: до нас там были Куба с Китаем».
Комментарий Евгения ЖОВТИСА опубликован на портале «Республика» 13.11.2012 <http://www.respublika–kaz.info/news/society/26705>
* * *
Евгений Жовтис: «Это пиар и понты!»
Вчера наша страна впервые стала членом Совета ООН по правам человека, о чем с пафосом сообщил МИД РК. Однако это ни в коем случае не является свидетельством того, что с правами человека у нас все хорошо – это лишь формальности. Комментарии к этому «знаменательному событию» специально для «j» дал председатель совета Бюро по правам человека Евгений Жовтис.
– Евгений Александрович, поздравляю вас со столь знаменательным событием. Или поздравления здесь неуместны?
– Поздравления здесь, мягко говоря, неуместны. Все значительно проще и смешнее, чем об этом пишут официальные СМИ. Говорить об этом как о достижении в области прав человека, не приходится просто по определению, и это рассчитано на людей, которые не знают существа вопроса.
Дело в том, что Совет по правам человека – вспомогательный орган, который был создан в 2006 году на месте Комиссии по правам человека ООН. Совет состоит из 47 государств, и избираться страны туда могут только на три года. После окончания данного срока оно, это государство, не может входить в Совет в течение двух сроков, то есть следующие шесть лет. Поскольку шесть лет назад был сформирован первый состав Совета, то 94 страны мира туда не могут быть избраны, поэтому выбор падает на остальных. Избранием занимается Генеральная ассамблея ООН по региональному принципу. Мы пошли от Азии.
Давайте посмотрим, кого бы могли заменить, у кого окончились сроки в текущем 2012 году. Из наиболее «приятных» – Китай, Саудовская Аравия и Ливия, которая вошла в Совет еще при Каддафи. То есть это те страны, которые не относятся к исключительно великим державам в области прав человека. Кроме того, в нынешнем году заканчиваются полномочия Кубы как члена того самого Совета.
Получается, здесь срабатывает чисто ротационный принцип – по ротации пришла наша очередь. И все! От Азии представлено 13 государств, и теперь из оставшихся стран мы и попали в Совет. Коротко говоря, происходящее не является подтверждением особых успехов Казахстана в области прав человека и демократии. Это даже более ротационная процедура, чем председательство в ОБСЕ.
– А тот факт, что международный имидж Казахстана в последнее время, так сказать, понизился, не мог повлиять на процесс голосования?
– Абсолютно никакой роли это не играет. Хотя бы потому, что имидж у Кубы или Китая не лучше, а они были избраны три года назад. Надо учитывать тот факт, что количество государств, где с правами человека более или менее хорошо, примерно равно числу стран с тоталитарным режимом. Кроме этого, стоит учитывать геополитические интересы, которые влияют на голосование в Генеральной ассамблее ООН. Но дело даже не в этих интересах, а в том, что идет некий процесс, в результате которого одни государства сменяют другие.
– То есть помпезные заявления МИДа и официальных СМИ о вхождении Казахстана в Совет – это просто понты?
– Конечно, это понты в смысле пиара, а в реальности это просто ротационная процедура, которая никак не говорит о действительном положении прав человека в Казахстане.
– Наша страна вошла в Совет по правам человека. Чем это чревато для нас и всего мира?
– Особых привилегий у нас в этом плане не будет и быть не может. Да, Казахстан в составе Совета начнет принимать те или иные решения. Например, там будут рассматриваться социально-политические обзоры по соответствующим докладам определенных государств. Надо учитывать, что в составе Совета гораздо больше стран, которые считаются демократическими, чем не демократических, поэтому думаю, что окончательные решения будут соответствующими, и Казахстан в этом плане ничего сделать не сможет. В том числе и на критические оценки в сторону нашей страны, которые, как вы помните, были достаточно жесткими. И еще: в Азии, от которой мы попали в Совет по правам человека ООН, не так много демократических государств – особо выбирать, как говорится, не из чего.
Беседовал Мирас НУРМУХАНБЕТОВ (интернет-издание Guljan.org
(публикация от 13.11.2012 <www.guljan.org/ru/news/komments/2012/November/290>)