«Проблемы беженцев в Казахстане» – выступление на дополнительном мероприятии в рамках ежегодного Совещания стран-участниц ОБСЕ по человеческому измерению

27.09.2012


В 2010 г. вступил в силу закон РК о беженцах, немного позже произошла передача процедуры по определению статуса беженца от УВКБ ООН к Государству, с этого момента и у властей, и у представителей международных организаций появляется все меньше желания общаться и встречаться с самими беженцами. Власти продолжают воспрепятствовать подачи ходатайств обратившихся за статусом беженца, а международные организации частично отстранились от общения с беженцами.


 


С момента подписания Казахстаном Конвенции о статусе беженцев национальное законодательство до сегодняшнего дня приравнивает всех беженцев к иностранцам, временно находящимся в Казахстане. Отсюда вытекают проблемы для официально признанных Республикой Казахстан беженцев с вопросами жилья, трудоустройства, обучения, получения медицинской помощи, получения социальных пособий.


 


Беженцы, живущие в Казахстане, не имеют возможности оформить документы получение вида на жительство либо гражданства, из-за того, что власти требуют те справки, которые беженец должен получить от страны, которую он покинул, что само собой невозможно.


 


До сегодняшнего дня не решен вопрос с проездными документами беженцев.


 


21 июня 2012 г. в Министерстве иностранных дел состоялась презентация специального доклада комиссии по правам человека при президенте РК о ситуации с правами оралманов, лиц без гражданства и беженцев.


 


Положительный доклад, вразумительные выступления специалистов и экспертов — все убеждало, что в Казахстане ведется большая работа по улучшению процедур получения статуса беженца, их защите от произвола чиновников и преследований со стороны правоохранительных органов.


 


К сожалению, в этом позитиве потерялись проблемы, с которыми приходится сталкиваться в нашей стране беженцам.


 


Так, ни в докладе, ни в выступлениях никто не вспомнил о двадцати восьми узбеках, которые так и не смогли получить статус беженцев в Казахстане.


 


Напомню, что в 2010 году 28 гражданам Узбекистана было отказано в предоставлении статуса беженцев в Казахстане, после чего их по запросу узбекских правоохранительных органов экстрадировали в Узбекистан. Это было сделано в нарушение международной Конвенции против пыток, запрещающей властям выдавать людей в страны, где применяются пытки. Узбекистан относится к таким странам.


 


Также известно, что в 2010 году правозащитная организация «ACAT Франс» подала жалобу от имени этих узбеков в комитет ООН против пыток, указывая, что эти люди в случае их возвращения в Узбекистан могут подвергаться пыткам. Смысл жалобы прост: если Республика Казахстан не может дать им статус беженца, то по крайней мере чтобы не экстрадировала. Государство могло оставить вышеуказанных граждан отбывать наказание в Республике Казахстан, ранее такое уже практиковалось.


 


Комитет ООН против пыток обязал Казахстан не экстрадировать задержанных граждан Узбекистана до момента рассмотрения жалобы, однако 9 июня 2011 года в нарушение норм международного права Казахстан всех 28 задержанных выдал властям Узбекистана. Национальное законодательство на тот момент было полностью исчерпано.


 


Однако ни в самом докладе, ни в выступлении главы комитета, ни у других выступающих эта тема не прозвучала.


 


1 июня 2012 года Комитет ООН против пыток принял решение по жалобе о «28» узбеках. В решении было указано на нарушение Республикой Казахстан статей 3[i] и 22[ii] Конвенции против пыток.


 


Более того, Комитет ООН потребовал от властей Казахстана обеспечить возвращение узбеков в Казахстан, предоставление им соответствующих средств защиты и выплату адекватных компенсаций.


 


Cчитаем, что представители международных организаций, которые занимаются вопросами беженцев и лиц, ищущих убежище, должны вести более продуктивный диалог с властями республики и предлагать вопросы решения их проблем путем внесения изменений в законодательные акты Республики Казахстан.


Добавить комментарий