В ознаменование пятилетия стратегии ЕС по Центральной Азии в Брюсселе собрались представители гражданского общества Центральной Азии и правозащитники из нескольких международных организаций. Вновь в центре внимания оказалась плачевная ситуация с правами человека во всех республиках, при этом, по мнению собравшихся, зачастую права человека остаются на вторичных позициях, уступая вопросам экономического партнерства и региональной безопасности.
Вероника Голдстон, эдвокаси директор по Европе и Центральной Азии Human Rights Watch отметила во время слушаний общие тенденции по реализации данной стратегии, ее положительные и негативные стороны, а также попыталась проанализировать причины ее фактического «провала» в большинстве стран региона.
21 июня правозащитники из стран Центральной Азии провели круглый стол, в работе которого приняли участие и депутаты Европарламента. В ходе обсуждения реализации стратегии многие участники решили, что, к сожалению, данная стратегия в части прав человека, показала свою несостоятельность.
Особенно заметно это стало в отношении более-менее стабильного Казахстана, где в декабре произошли кровавые события в Жанаозене.
Представители Кыргызстана отметили, что в их стране до сих пор сказываются последствия межнационального конфликта, происшедшего в Оше. Люди, пытающиеся объективно расследовать ситуацию, подвергаются репрессиям. Правозащитник Аскаров приговорен к пожизненному заключению.
Фарид Тухбатуллин из Туркменской инициативы по правам человека подчеркнул, что в Узбекистане и Туркменистане усиливаются репрессии в отношении гражданских активистов, журналистов и даже обычных верующих. Применение пыток к заключенным, давление на родственников – стало нормой. Появились и новые методы давления – накануне выборов туркменского президента к дверям правозащитника Н.Шабунц была подброшена отрезанная голова барана.
– У нас немного механизмов воздействия на власти наших стран и структуры Евросоюза – один из способов такого воздействия. Поэтому мы очень заинтересованы, чтобы новая стратегия была более нацелена на защиту прав граждан стран ЦА, – продолжил Ф.Тухбатуллин. – Мы понимаем, что стратегия – это, прежде всего, экономические взаимоотношения. В частности, газопровод из Туркменистана. Но хотелось бы пожелать, чтобы подобные проекты базировались на твердой почве законов и соблюдения прав граждан стран ЦА.
Также перед собравшимися выступила директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Роза Акылбекова.
Ниже приводится текст ее выступления:
Европейский Союз и Центральная Азия начали расширенный диалог по правам человека в 2007 году, который являет собой платформу для обсуждения вопросов, интересующих обе стороны, и служит укреплению сотрудничества по правам человека со многими другими организациями, такими как ОБСЕ и ООН.
Прошло пять лет после принятия Стратегии нового партнерства ЕС и Центральной Азии. Необходимо отметить позитивный момент, что такая Стратегия была одобрена ЕС, несмотря на результаты в наших странах.
Спустя пять лет после одобрения странами ЕС Стратегии по Центральной Азии существуют серьезные опасения насчет того, что диалоги по правам человека, проведенные с правительствами стран Центральной Азии, а также и другие меры, принятые для реализации целей Стратегии, касающихся прав человека, были менее успешны, чем ожидалось. Ситуация по защите прав человека в Центральной Азии не только не улучшилась, но в некоторых аспектах даже ухудшилась. Европейские структуры признали эту слабость, в том числе в Совместном отчете о прогрессе 2010 года.
Гражданское общество Центральной Азии отмечает только в Таджикистане позитивные коммуникации с гражданским обществом в рамках Европейского диалога.
Приветствуя и поддерживая ЕС по усилению и расширению действий по продвижению прав человека в рамках Стратегии по Центральной Азии, позвольте предложить для вашего внимания ряд рекомендаций гражданского общества и международных неправительственных организаций относительно способов, которые ЕС может использовать для осуществления своей политики по правам человека в регионе с целью максимально эффективного обеспечения позитивных изменений в данной сфере и при разработке будущей Стратегии ЕС.
• ЕС должен внести вопросы, касающиеся прав человека, во все сферы сотрудничества с правительствами стран Центральной Азии;
• для гражданского общества важно, чтобы ЕС был последовательным в своих отношениях касательно прав человека с правительствами стран в регионе Центральной Азии и быть верным своим ценностям все время, не позволяя интересам в сфере энергетики или безопасности служить объяснением недосмотру или игнорированию интересов соблюдения прав человека в любом случае;
• ЕС должен поднимать вопросы, касающиеся прав человека, ясно и четко, в привязке к отношениям с правительствами стран Центральной Азии, и более часто осуществлять публичные выступления по вопросам прав человека в регионе;
• ЕС должен осуществлять более прозрачную политику относительно прав человека в странах Центральной Азии. Прежде всего, необходимо регулярно консультироваться с активистами гражданского общества и другими заинтересованными сторонами;
• В рамках осуществления действий по правам человека в Центральной Азии ЕС должен разработать и адаптировать специальные цели изменений в области прав человека по каждой отдельной стране в данном регионе, основываясь на рекомендациях, сделанных гражданским обществом, Европейским парламентом, международными органами, осуществляющими надзор за соблюдением прав человека, и других соответствующих действующих лиц;
• ЕС должен требовать реальных перемен в сфере соблюдения прав человека в странах Центральной Азии и не удовлетворяться бутафорией, т.е. мерами, предпринимаемыми правительствами с целью создания впечатления о прогрессе, не имеющими результата с точки зрения значительных позитивных изменений на практике;
• Гражданское общество ожидает, что ЕС будет усиливать и увеличивать эффект от диалогов по правам человека, которые ЕС проводит с правительствами стран данного региона;
• Семинары ЕС для гражданского общества, проводящиеся в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, предоставляют возможность вовлечения гражданских групп в диалог, однако данные мероприятия должны быть более тщательно подготовлены. Учитывая репрессивный климат, господствующий в Узбекистане и Туркменистане, а также трудности, возникающие при организации семинаров для гражданского общества в этих странах, ЕС должен рассматривать возможность организации таких семинаров в близлежащих странах, куда могут быть приглашены как активисты, работающие внутри этих стран, так и активисты, находящиеся в изгнании.
Пользуясь случаем, хотела бы выразить слова благодарности депутатам Европейского Парламента за Резолюцию №2012/2553 (RSP) от 15 марта 2012 года в отношении Казахстана, принятую весной 2012г., по Жанаозенским декабрьских событиям.
Процесс над 37-ю бастующими нефтяниками и активистами Жанаозена закончился.
34 человека из 37-ми были осуждены. Процесс был открыт для наблюдателей и журналистов, но он прошел с нарушениями прав человека. Среди самых важных – это пытки. 30 подсудимых из 37-ми заявили о пытках. 10 свидетелей заявляли о пытках, был врач, подтверждающий телесные повреждения. Но ни одно дело не было объективно расследовано.
Также среди других основных нарушений эксперты называют фабрикацию доказательств со стороны полиции с целью осуждения бастующих нефтяников, а также известных казахстанских активистов, все это время поддерживавших бастующих (Владимир Козлов и др.); отсутствие доступа к адвокату во время следствия.
Но самое главное – это отсутствие объективного расследования событий 16 декабря 2011г. в Жанаозене. Пострадали люди, которые отстаивали свои социальные права в течение семи месяцев. 16 декабря они подверглись нападению, обстрелу на площади и впоследствии пережили пытки, а затем были осуждены к разным срокам заключения.
Прошу Европейский Парламент и Европейский Союз призвать Казахстан расследовать все аспекты данного дела и обеспечить справедливые и открытые разбирательства. Скоро состоится еще одно судебное разбирательство в городе Актау над Владимиром Козловым, лидером незарегистрированной партии «Алга», активистами Сериком Сапаргали, Болатом Атабаевым, известным режиссером, политиком, Жанболатом Мамаем и др., обвиняемыми по статье 164 пункт 3 (разжигание социальной розни) УК РК.
Прошу призвать Казахстан провести открытые судебные процессы над данными активистами и направить наблюдателей от Европейского Парламента на данный судебный процесс в город Актау.
Хотела бы отметить, что представители гражданского общества ждут от следующей Стратегии:
• Последовательности;
• Открытости;
• Прозрачности.