4 декабря 2000 года Генеральная ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию 55/76, в которой постановила с 2001 года отмечать 20 июня как Всемирный день беженцев, так что в этом году он отмечается уже в 12-й раз. А незадолго до этого дня поступила информация о том, что 1 июня Комитет ООН против пыток вынес решение по жалобе, поданной от имени узбеков, экстрадированных из Казахстана в Узбекистан в июне 2011 года. Напомню, что 28 граждан Узбекистана находились в Казахстане с целью получения убежища. В предоставлении убежища им всем было официально отказано. Кроме того, по запросу узбекских правоохранительных органов оформлен эктсрадиционный арест с целью их дальнейшей передачи в Узбекистан. С помощью адвокатов задержанным удалось обжаловать арест в казахстанских судах, поскольку обязательства Казахстана, принятые на себя в силу ратификации международной Конвенции против пыток (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) запрещают властям нашей страны выдавать людей в страны, где практика применения пыток является «нормой жизни». Именно к таким странам относится Узбекистан. В декабре 2010 года «ACAT Франс» – правозащитная организация, борющаяся с пытками и унижающим человеческое достоинство обращением во всех странах мира – подала в Комитет ООН против пыток жалобу от имени граждан Узбекистана. В своей жалобе «ACAT Франс» указывала в том числе и на то, что задержанные находятся под риском насильственного возвращения в Узбекистан, где к ним будут применяться пытки. И несмотря на то, что Комитет против пыток обязал Казахстан не экстрадировать задержанных до момента рассмотрения жалобы, 9 июня 2011 года в нарушение норм международного права власти Казахстана экстрадировали в Узбекистан 28 задержанных. 18 июня 2012 года Комитет ООН против пыток информировал «ACAT Франс» о решении, вынесенном по жалобе. В своем решении Комитет однозначно указал, что Республика Казахстан нарушила статьи 3[i] и 22[ii] Конвенции против пыток. Комитет потребовал от Казахстана обеспечить заявителям соответствующие средства защиты, включая их возвращение в Казахстан, и выплату им адекватных компенсаций. Принятое Комитетом решение – первое в отношении Казахстана по нарушению этих двух статей Конвенции против пыток. Полный текст решения будет выставлен на сайте Бюро в ближайшие несколько недель. Виктория ТЮЛЕНЕВА, заместитель директора КМБПЧиСЗ [i] Статья 3 Конвенции против пыток 1. Ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать («refouler») или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. 2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека. [ii] Статья 22 Конвенции против пыток 1. Государство-участник настоящей Конвенции может в любое время заявить в соответствии с настоящей статьей, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени, Комитет не принимает никаких сообщений, если они относятся к государству-участнику, которое не сделало такого заявления; 2. Комитет считает неприемлемым любое сообщение согласно настоящей статье, которое является анонимным, или, по его мнению, представляет собой злоупотребление правом на представление таких сообщений, или несовместимо с положениями настоящей Конвенции. 3. С учетом положений пункта 2 Комитет доводит любое сообщение, представленное ему в соответствии с настоящей статьей, до сведения государства-участника настоящей Конвенции, которое сделало заявление согласно пункту 1 и которое якобы нарушает те или иные положения Конвенции. В течение шести месяцев получившее сообщение государство представляет Комитету письменные объяснения или заявления, уточняющие вопрос и любые меры, которые могли быть приняты этим государством. 4. Комитет рассматривает полученные в соответствии с настоящей статьей сообщения в свете всей информации, представленной ему данным лицом или от его имени и соответствующим государством-участником. 5. Комитет не рассматривает никаких сообщений от какого-либо лица согласно настоящей статье, если он не убедится, что: а) этот же вопрос не рассматривался и не рассматривается по какой-либо другой процедуре международного расследования или урегулирования; b) данное лицо исчерпало все имеющиеся внутренние меры правовой защиты; это правило не действует в тех случаях, когда применение этих мер неоправданно затягивается или вряд ли окажет эффективную помощь лицу, являющемуся жертвой нарушения настоящей Конвенции. 6. При рассмотрении сообщений по настоящей статье Комитет проводит закрытые заседания. 7. Комитет представляет свои мнения соответствующему Государству-участнику и данному лицу. 8. Положения настоящей статьи вступают в силу, когда пять государств-участников настоящей Конвенции сделают заявления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Такие заявления сдаются государствами-участниками на хранение генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который препровождает их экземпляры остальным государствам-участникам. Заявление может быть в любое время отозвано посредством уведомления на имя генерального секретаря. Такой отзыв заявления не должен наносить ущерба рассмотрению любого вопроса, являющегося предметом сообщения, уже переданного в соответствии с настоящей статьей; никакие последующие сообщения, направляемые любым лицом или от его имени, не принимаются в соответствии с настоящей статьей после получения генеральным секретарем уведомления об отзыве заявления, если соответствующее государство-участник не сделало нового заявления.
Подарок Казахстану ко Всемирному дню беженцев
20.06.2012