Суд, прошедший в Актобе, так и не удовлетворил требований казахстанских рабочих, работающих на китайском предприятии, повысить заработную плату. Коллективный договор, закреплявший равноценные права с китайцами, признан незаконным. Представитель Поднебесной пояснила суду: её ввели в заблуждение при подписании колдоговора, дескать, женщина плохо понимает русский. Правда, до этого «незнание» не мешало ей подписывать финансовые документы на миллиарды тенге.
23 мая в актюбинском городском суде завершился процесс по иску сотрудника ТОО «Арман-Курылыс» Раушан Шокатаевой к китайскому начальству (см. предыдущие материалы «Китайцы идут ва-банк» и
«В Актобе зреет еще один конфликт между казахстанскими рабочими и китайскими работодателями»).
В ходе процесса к требованиям о повышении зарплаты присоединились не только офисные работники, но и 80 с лишним вахтовиков из Кенкияка. Истица, в недавнем прошлом судья экономического суда, была уверена в своей победе. Оттого ее разочарование казалось безграничным:
– Я до конца верила в наш суд. Это был шок. Получается, в нашей стране, чтобы защитить права рабочих, нужна обязательно война, нужны забастовки. Мы все в шоке.
Поводом для вынесения отказа стало несоблюдение правил, так как коллективный договор, расширяющий социальные права наших рабочих, был подписан методом обхода по кабинетам, а не после общего собрания коллектива. Китайский бастык – женщина по имени Карлыгаш – призналась суду, что не владеет русским, говорит только на китайском и казахском. Но тот факт, что женщина ранее на том же русском подписывала миллиардные договора, судом не принят.
В ходе процесса из восемнадцати офисных работников «Арман-Курылыс» шестнадцать по просьбе китайского представителя подписали отказ от ранее выдвигаемых требований. До конца пошли только двое – сама Шокатаева и водитель Александр Григоренко. Мужчина держался молодцом и на суде прямо спросил у адвокатов: сколько тем заплатили, и не лучше ли было отдать эти деньги работягам.
Вопреки сложившейся традиции, решение суда было выдано истцу не на следующий день или через неделю, а через полчаса после прочтения. Возможно, это лишь подтверждает некоторые подозрения, почему за несколько дней до 23 мая китайская сторона уже имела довольный вид победителя.
Ольга КЛИМОНОВА, директор Актюбинского областного филиала КМБПЧиСЗ