Фотофильм о Жанаозене – на заборе близ «Казахфильма»

16.05.2012


 


15 мая прошлого года в Жанаозене началась забастовка нефтяников, завершившаяся трагическими событиями 16-19 декабря, а уже в этом году продолжившаяся громкими судебными процессами в Актау. Годовщину начала жана­озенской забастовки отметили сегодня в южной столице фотовернисажем «Забастовка нефтяников – один год спустя», который проходил в течение 45 минут около полудня вторника. Восемь больших стендов с закреплёнными на них фотографиями выставочного формата в количестве около ста снимков были прислонены к забору частного двухэтажного дома на главной улице пригородного посёлка Вторая Пятилетка (он же совхоз «Алатау»).


 


Но почему выставка была организована в таком удалённом от центра города месте, почему стенды с фотографиями прислонили к забору? Да потому что владельцы всех алматинских арт- и фотогалерей и директора выставочных залов, к которым обращались устроители выставки, в ужасе отказались принять у себя ТАКУЮ выставку. Согласилась лишь владелица одного поселкового дома с автомастерской, но даже и та в самый последний момент испугалась и, несмотря на заранее оплаченную аренду, не открыла устроителям дверь. Точнее, дом оказался закрыт снаружи уже в 8 утра и так и не открылся ни в 11:00, на которые приглашали зрителей, ни позже.


 



Перед открытием выставки. 


 


В 11:15 устроители выставки развернули лицом к собравшимся зрителям стенды, до того стоявшие лицевой стороной к забору, и в течение дальнейших 45 минут зрители и журналисты рассматривали фотографии и брали интервью у инициатора события, автора большинства снимков Асылхана Абдраимулы. Помимо его снимков в экспозицию включен ряд фотографий других авторов из Жанаозена, Актау и Астаны, пожелавших остаться неизвестными. 


 



Организатор выставки Асылхан Абдраимулы.


 


Между прочим, ничего такого слишком уж запредельно нецензурного, чтобы нужно было так бояться указать имя автора или принять выставку под своды выставочного зала, мы там не обнаружили. Экспозиции удалось избежать кровавого натурализма даже в той её части, что относится непосредственно к расстрелу на площади Ынтымак 16 декабря, так что для возможных обвинений в смаковании насилия и жестокости вряд ли нашлись бы основания. Другое дело, что даже и такая целомудренная экспозиция всё равно смотрится обвинительно по отношению к власти, допустившей кровавую развязку и теперь пытающейся засадить на долгие годы в тюрьму людей, которые должны выступать на процессе в Актау не подсудимыми, а потерпевшими или свидетелями обвинения в адрес властей.


 



 



Из четырёх разделов выставки первый называется «Начало событий» и относится исключительно к лету 2011 года, когда уже шла забастовка, уже были пикеты и митинги, но до декабрьского расстрела было ещё далеко. На одном из снимков мы разглядели выступающих на летнем митинге в Жанаозене ораторов из Алматы – театрального режиссёра Булата Атабаева и гражданского активиста Жанболата Мамая, сейчас находящихся под следствием по обвинению в «разжигании социальной розни». Оба героя того снимка присутствовали на вернисаже, а возглавляемый Ж. Мамаем молодёжный клуб «Рух пен тил» был вместе с редакций интернет-портала Janaozen.net оказал большую помощь в организации выставки.


 


Второй её раздел, названный «Жанаозенские события», относится непосредственно к кровавым дням 16-19 декабря, навсегда окрасившим в соответствующие тона 20-летие государственной независимости Казахстана. Безусловно, этот раздел представляет собой главный нерв всей экспозиции.


 


Мы не возьмёмся точно определить, дополняют ли один другого или контрастируют друг с другом два фотоснимка (на одном – лежащий на декабрьском асфальте полураздетый молоденький парнишка, на другой – полуприкрытый простынкой обнажённый труп в морге, не исключено что того амого парня с первого снимка) и ещё один снимок, на котором запечатлён наполовину сожжённый уличный билборд, с уцелевшей половиной которого довольно улыбается «лидер нации». А рядом с ними – трагическое фотоэссе, символически поднимающее злободневный политический фоторепортаж до высот философской притчи: вид города Жанаозена, заметаемого песчаным смерчем на третий день после расстрела. Прямо какие-то маркесовские аллюзии – ведь в произведениях колумбийского писателя-нобелиата Г.Г. Маркеса есть не только деревушка, погло­щаемая зыбучими песками, но и расстрелянная забастовка в маленьком шахтёрском городке.


 


Третий раздел выставки называется «Отклики в Алматы» и содержит фотографии с поминальных акций на 7 и 40 дней и приуроченного к «сороковинам» первого (январского) митинга НЕ-согласных на площади Абая. Здесь же и фотографии с пресс-конференций о создании общественной комиссии по расследованию и общественного комитета «Жанаозен-2011», с открытия мартовского форума казахской интеллигенции, с других публичных мероприятий. Не знаем, как насчёт остальных частей экспозиции, но эти сюжеты точно публиковались в печати, так что ещё раз удивимся – чего тут испугались наши статусные галеристы?     


 


Последний раздел выставки называется «События на суде» и мог бы полоняться новыми снимками хоть завтра и ещё много времени впереди. Ведь если на самом крупном пока что «процессе 37-ми» прокуроры уже затребовали тюремных сроков, то на Шетпенском процессе и на противоположном по наполнению процессе о пытках в ИВС впору снимать прения, а главных героев предстоящего суда над «ражигателями соцрозни» Владимира Козлова и Сериком Сапарагли буквально на днях этапировали из Алматы в Актау.


 



 


Как видим, четыре раздела экспозиции, выстроенные в смысловом и хронологическим порядке, могут восприниматься также и в виде некоего развёрнутого фотофильма. Этот образ возник в нашем сознании ещё и по чисто топографическим причинам: выставка проходила на главной поселковой улице Мирас (перевод названия несколько высокопарный – «Наследие», что в данном случае очень даже в тему!), составляющей единую линию с главной улицей микрорайона «Казахфильм», расположенного позади одноимённой киностудии. Однако названный район – не только киношный, но и кагебешный – по другую сторону микрорайона, ближе к соседнему посёлку Баганашил, расположен Институт КНБ, в советское время Высшая школа КГБ КазССР, ласково именовавшаяся её воспитанниками «Вышкой».


 


Что ж, в нашей жизни всегда есть место «странным сближениям», а также стремлению рассказать и показать согражданам правду о том, происходит в стране.


 


Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ (фото автора)


 


 


Добавить комментарий