Принцип «дышла»

03.05.2012


В конце апреля в Южно-Казахстанский филиал Казахстанского международного бюро по правам обратились А.Т. Бекулиев и Е.М. Джолдасов – родственники Н.Бекулиева и Э.Мирзалиева, погибших  в числе нескольких человек при очистке резервуара от донных отложений нефти. Они предоставили юристам филиала Бюро ряд документов из материалов уголовного дела, возбуждённого по факту группового несчастного случая.


 


Больше всего юристов заинтересовало постановление от 26.03.2012г. о прекращении уголовного дела, вынесенное старшим следователем следственного управления ДВД Мангыстауской области Исмамбетовым Е.  


 


Исходя из постановления, «11.10.2011г. на объекте головной нефтеперекачивающей станции «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления Западного филиала АО «КазТрансОйл», расположенном в посёлке Умирзак Мангистауской области, при производстве работ по очистке от донных отложений нефти  резервуара вертикальный стальной с понтоном № 14 ёмкостью 5000 куб. метров произошло возгорание газовоздушной среды внутри резервуара. При этом  погибли на месте семь человек, восьмой  скончался в тот же день в реанимационном отделении ГККП «Мангистауская областная больница».


 


Предварительным следствием установлено, что «работы по очистке резервуара от донных отложений нефти рабочими подрядных организаций производились с грубыми нарушениями порядка производства работ и требований нарядов-допусков на газоопасные работы». Погибшие рабочие не проходили соответствующего обучения правилам промышленной безопасности, а протокол экзаменационной комиссии о прохождении ими такого обучения был фиктивным. Подозреваемым по данному уголовному делу в совершении преступлений, предусмотренных:


– ч. 2 ст. 152 УК РК (нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека),


– ч. 2 ст. 246 УК РК (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия),


– ч. 2,3 ст. 325 УК РК (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных наград, совершенные неоднократно или группой лиц по предварительному сговору, использование заведомо подложного документа),


был признан бывший директор ТОО «Жайық Строй Люкс» Утеев Б.С., который в своих показаниях «отрицает свою ответственность за совершённые нарушения при привлечении к газоопасным работам неквалифицированных рабочих,  а также отрицает своё отношение к изготовлению и использованию поддельного протокола экзаменационной комиссии. Однако вина его доказывается материалами дела.


 


Вместе с тем, от Утеева получено письменное согласие на применение в отношении него Закона РК от 28.12.2011г. «Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан». Уголовное дело в отношении Утеева было прекращено «вследствие акта амнистии».


 


По нашему мнению, при прекращении уголовного дела следователем был применён «принцип дышла».


 


Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 37 УК РК, возбужденное уголовное дело подлежит прекращению вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенные деяния. Согласно ст. 4 Закона РК «Об амнистии…», «уголовные дела… о преступлениях небольшой и средней тяжести, совершенных до введения в действие настоящего Закона, за которые предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы … подлежат отказу в возбуждении и прекращению производством…».


 


Следователь же, обосновывая принятое решение о прекращении уголовного дела нормой указанной выше статьи Закона РК «Об амнистии…», приводит только одно предложение из этой статьи: «подлежат прекращению уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести». И всё… Но зато считает возможным разъяснить, что  «все преступления, в совершении которых подозревается Утеев Б.С., являются преступлениями небольшой и средней тяжести, в том числе ч. 2 ст. 246 УК РК, наказание за которое предусмотрено в виде лишения свободы до 6 лет, однако являющееся преступлением средней тяжести в силу положений ч. 3 ст.10 УК РК (преступлениями средней тяжести признаются … неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет)».  


 


Следователь проигнорировал положение ч. 1 ст. 5 Закона РК «О нормативных правовых актах»: «Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие».


 


В ст. 4 Закона РК «Об амнистии…» чётко указано, что прекращению вследствие акта амнистии подлежат  уголовные дела небольшой и средней тяжести, за которые предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы. И только!!!


 


Татьяна КИСЕЛЕВА, директор Южно-Казахстанского областного филиала КМБПЧиСЗ


 


 


 


Но у следователя, видимо, другое мнение…


Добавить комментарий