25 апреля, очередной день судебного процесса по беспорядкам в Жанаозене, стал логическим продолжением дня предыдущего, когда проходил опрос как открытых, так и «закрытых» свидетелей.
Процесс начался с того, что адвокат подсудимого Жаната Мамбаева господин Абдрахманов заявил ходатайство о наличии справок относительно применения физической силы к его подзащитному. Судья ходатайство принял.
Еще ряд открытых свидетелей заявили, что вряд ли смогут кого-то опознать из подсудимых, в то время как другие соглашались, что подсудимых знают, но никак не могут подтвердить их участие в беспорядках. При этом свидетель Атырау Доскалиев заявил, что первоначальные показания давал под давлением полиции, угрожавшие ему «посадкой» в случае отказа.
Одна из свидетелей – г-жа Корманова была удивлена ее вызовом в суд, поскольку ранее вообще никаких показаний не давала.
Врач следственного изолятора Жанаозена г-н Жалгынбаев отметил, что «подсудимые, когда попали к ним, все были с телесными повреждениями, о чем он составил акт и отправил в прокуратуру».
Несколько иную картину представили свидетели «скрытые», дающие свои показания по Скайпу.
Так, свидетель «Марат» показал, что он опознал Ислама Шаныкова, поскольку у того во время беспорядков слетел с лица шарф. Однако несколько вопросов адвоката подсудимого вызвали у него затруднения. В первую очередь адвокат заметил, что показания свидетеля слово в слово совпадают с его прежним заявлением. Второй момент – в первом заявлении свидетель писал, что срывать брусчатку Шаныкову помогали другие люди, а на сегодняшнем заседании свидетель сообщил, что подсудимый делал это в одиночку.
Другой свидетель «Куаныш» опознал подсудимых брата с сестрой – Пархата и Айжан, которые якобы «кидали в полицейских камни». А на вопрос подсудимой откуда он ее знает последовал ответ: «Ты такая, что тебя весь город знает».
Далее свидетель – полицейский Оразов дал показания в отношении активиста нефтяников Аманжола Ажигитова. Выяснилось, что самого полицейского никто из бунтовщиков не трогал, кроме Ажигитова, подтолкнувшего его в плечо. Но с какой целью Ажигитов задел стража порядка – осталось невыясненным.
Наконец, самым интересным моментом стали показания ранее засекреченного свидетеля «Оразбая», который сам пришел на суд и рассказал, как на самом деле с него выбивали нужные показания.
«21 декабря меня задержали с другом, привезли в участок и начали избивать. Показывали фото. «Миши» и говорили, чтобы я его опознал, а то убьют или посадят. Вчерашние показания признаю ложью, так как они добыты с помощью угроз. Это касается и показаний друга».
Было видно, что слова эти дались ему нелегко. Сам «Оразбай» после своего заявления начал плакать, его стало трясти, а в конце он сказал, что «опасается за свою жизнь, и просит защиты от полицейских, так как они все это время следили за ним».