После серии одиночных пикетов у ворот СИЗО КНБ в защиту арестованных политиков Владимира Козлова и Серика Сапаргали, проходивших всю прошлую неделю, начатая таким образом вахта солидарности продолжилась в понедельник и вторник новыми пикетами – теперь в защиту арестованного журналиста Игоря Винявского. Не был забыт и лидер партии «Алга!», для которого вновь потребовали разрешения свиданий и даже попытались вручить продуктовую передачу. Аналогичные пикеты намечены также и на следующие три дня этой недели.
В понедельник 20 февраля в 12:00 известный журналист и гражданский активист Жанна Байтелова вышла к воротам СИЗО КНБ с одиночным пикетом, держа в руках плакат с призывом «Свободу журналисту Игорю Винявскому!». Чуть позже Жанну сменил другой одиночный пикетчик – активист партии «Алга!» Кенже Аденов с плакатом «В Казахстане 37-й год?».
Во вторник 21 февраля, также «в рабочий полдень», к наглухо запертым дверям каэнбэшной тюрьмы-«внутрянки» вышла с одиночным пикетом в защиту редактора газеты «Взгляд» его коллега по роду журналистской деятельности – редактор газеты «Голос республики» Татьяна Трубачёва.
Постояв минут десять с плакатом «Свободу журналисту Игорю Винявскому!», она прикрепила свой транспарант между прутьев решётки, ограждающей подход к двери административного корпуса СИЗО (см. на следующем фото – за спиной следующего пикетчика).
После завершения этого пикета на авансцену вышел активист партии «Алга!» из Атырау Макс Бокаев с плакатом «Требуем свидания с Владимиром Козловым!». Он рассказал журналистам о том, что ещё 28 января провёл аналогичный пикет вместе с семерыми однопартийцами на главной площади Атырау. Отважная восьмёрка (нам ли не знать, насколько власти в регионах, да ещё и соседних с мангистауским, нетерпимее по отношению к любому публичному несогласию, нежели в столицах!) призывала к освобождению всех арестованных органами нацбезопасности по жанаозенскому делу – как в Алматы, так и непосредственно в Мангистауской области.
Примерно в 12:30, когда оба пикета уже завершились, к месту событий подошла очень пожилая женщина, поддерживаемая под руку молодым человеком и державшая в руках большую сумку-пакет, как она сказала, с продуктовой передачей для Козлова.
По словам 82-летней пенсионерки Алевтины Каражановой, она сама после окончания пединститута в 1953-56 годах работала этом комплексе зданий на Дзержинского-Виноградова, когда МВД-КГБ после смерти Сталина и падения Берии был кардинально реформирован в сторону максимально возможной либерализации. «Тогда власть по крайней мере стремилась покончить со своим репрессивным прошлым, тогда во всей стране проводились массовые реабилитации невинно осужденных, а нынешняя власть тащит страну обратно в сталинизм», – сказала Алевтина Сергазиновна.
По её словам, она знает Владимира Козлова со времени начала его работы в оппозиции сразу после образования «Демократического выбора Казахстана», очень уважает Владимира Ивановича как честного и мужественного человека, и ни на грош не верит в предъявленные ему обвинения в «разжигании социальной розни». Особо возмущает Алевтину Сергазиновну тот факт, что за почти месяц нахождения под арестом Владимира Ивановича всячески ограничивают в свиданиях и передачах, вот она и решила попробовать сделать передачу сама.
Однако на все её звонки и голосовые обращения в домофон никто не отозвался, и только когда звонить в дверь стал другой человек – пришедший к своему подзащитному адвокат по делу какого-то другого заключённого, из дверей выглянул некий тюремный страж. С большой неохотой и не с первого раза он ответил на вопрос г-жи Каражановой о возможности сдать передачу в том духе, что сегодня их приём был с 10 до 12 часов, а завтра в СИЗО технический день, когда передачи не принимаются.
Возможно, оно так и есть, но что-то нам подсказывает, что приди Каражанова или кто другой с передачей для Козлова или Сапаргали, у него всё равно ничего не приняли бы, если он не близкий родственник по узкому списку признаваемых тюремными правилами степеней родства.
Когда все участники вышеописанных событий уже разошлись, а мы с Татьяной Трубачёвой и её коллегой Жанар Касымбековой отошли от места действия по улице Карасай батыра (Виноградова) на длину «гебешного» квартала от улицы Чайковского до улицы Наурызбай батыра (Дзержинского), нас вдруг нагнала Лана Винявская, супруга и защитник арестованного редактора «Взгляда». Как оказалось, она только что вышла из здания СИЗО, где имела свидание с мужем – далеко не первое, но впервые не по видеофону или через стекло, а очное. По словам Ланы, Игорь выглядит прилично и держится стойко, хотя доказывать его невиновность очень трудно именно ввиду её полной очевидности с точки зрения закона и здравого смысла.
Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта Bureau.kz,
наблюдатель по проекту КМБПЧиСЗ «Мониторинг мирных собраний»