Воскресенье 15 января назначено днём голосования по выборам депутатов Мажилиса и областных, городских и районных маслихатов. За день и за два до «дня Х» в южной столице прошли два предвыборных собрания, точнее – одно предвыборное, другое – антивыборное, на которых мы побывали в качестве наблюдателей по программе «Мониторинг свободы мирных собраний в Казахстане», и о которых хотим далее рассказать.
Страстная пятница – социал-демократическая
13 января, в последнюю пятницу перед воскресным «днём Х», в Центральном концертном зале Алматинской филармонии состоялось большое (не менее 500-600 человек, исходя из вместимости зала) собрание избирателей предвыборного списка № 5, то есть Общенациональной социал-демократической партии Казахстана (ОСДП).
Буквально за несколько дней до этого Центральная избирательная комиссия объявила об исключении из ранее зарегистрированного предвыборного списка этой партии двух кандидатов – сопредседателя ОСДП Булата Абилова и известного журналиста Гульжан Ергалиевой. Причиной, а точнее предлогом для такой подножки на финише избирательной кампании послужили какие-то дико мелочные несоответствия в поданных кандидатами налоговых декларациях. Причём выявились эти зазубрины почему-то только сейчас, а не месяц назад, когда избирательный список ОСДП был зарегистрирован в целом. Куда смотрел Центризбирком тогда и почему прозрел только сейчас – не сообщается.
Как, впрочем, и в случаях с аналогичным снятием с выборов ещё 90 (девяноста!) кандидатов в Алматинский городской маслихат. По странному стечению обстоятельств, среди отстрелянных на финише кандидатов замечена наивысшая концентрация людей с оппозиционным и/или правозащитным лицом – таких, как юристы Сергей Уткин, Денис Алимбеков и Виктор Покусов, активисты социальных протестных движений «Оставим народу жильё!» и др.
Как должна была действовать партия, возглавляемая двумя сопредседателями, в ответ на «отстрел» одного из них? Спросим по другому: что сделали бы частные лица Булат Абилов и Жармахан Туякбай, если бы их пригласили куда-то в гости вдвоём, а по приходу на место одному предложили бы войти, а перед другим захлопнули бы дверь, да ещё и под дурацким предлогом, не имеющим отношения к теме вечеринки? И как бы выглядел допущенный Туякбай в глазах не допущенного Абилова, а главное – в глазах общества?
В связи с «финишным заворотом» Гульжан Ергалиевой её коллеги по партийному списку и по газетному редакторству Рысбек Сарсенбай (газета «Жас Алаш») и Сергазы Мухтарбек (газета «Казакстан») подали в Центризбирком заявления об исключении своих кандидатур из списка (мол, раз отстреляли Ергалиеву, то отстреливайте и нас).
Такая информация прошла на второй-третий дни после «отстрела», но в дальнейшем не повторялась, и мы так и не знаем, доведено ли дело до точки – во всяком случае, на предвыборном собрании ОСДП в пятницу об этом ничего не говорилось.
Сама по себе практика фильтрования оппозиционных партий как кандидатов в Мажилис и независимых кандидатов в маслихаты по причине их членства в оппозиционных партиях или связей с таковыми подверглась жёсткой критике во многих выступлениях на том собрании, не исключая и речей самих Б.Абилова и Ж.Туякбая. Однако в итоге партия призвала своих сторонников не к бойкоту выборов, а к активному голосованию за себя и против «Нур Отана».
Вообще в выступлениях на заключительном предвыборном собрании ОСДП было много интересного, о чём наверняка расскажут или уже рассказали партийные или близкие к партии СМИ. Мы же отметим такой момент из выступлений сопредседателя Булата Абилова и генсека Амиржана Косанова, как приглашение всем присутствующим, а через них и самым широким массам сторонников и в целом свободомыслящим избирателям на послевыборный митинг 17 января. Если партия на выборах победит (надо полагать, под победой понимается не столько получение большинства мест в Мажилисе, сколько само по себе прохождение в него), это будет митинг победы. Но если Центризбирком по указке «Ак-орды» украдёт отданные за ОСДП голоса, то это будет митинг протеста, – так прозвучал этот анонс в устах Абилова и Косанова.
И ещё более интересная деталь: по словам Абилова, акимат Алматы со страшным скрипом разрешил (санкционировал) проведение 17 января митинга вместо заявленной инициаторами площади Республики в «специально отведённом месте» за кинотеатром «Сары-Арка». (Напомним, что эту площадку наш коллега по сайту Bureau.kz Сергей Дуванов однажды назвал «Свалкой истории» из-за свезённых туда в разное время «совковых» монументов Ленина и Калинина.) Так вот, выделим особо: лидеры ОСДП объявили о своём отказе митинговать в резервации («чистить себя под Лениным») и пригласили всех на площадь Республики к монументу Независимости в 13:00 вторника 17 января.
Страстная суббота – социалистическая и социальная
14 января, в последнюю субботу перед воскресным «днём Х», на площади Республики возле монумента Независимости прошло небольшое по численности (примерно 80-100 участников – возможно, даже считая вместе с наблюдателями и журналистами), но яркое по содержанию мирное собрание. Оно было инициировано Социалистическим движением Казахстана (СДК) с участием членов социальных движений «Оставим народу жильё!», «Беркут» и других.
Назначенное на 11:00 у монумента Независимости, собрание началось спустя примерно 10 минут после указанного часа на автобусной остановке «Национальная библиотека», что на проспекте Абая между проспектом Аблай хана и улицей Байсеитовой. Вежливо выслушав невзрачного человечка, представившегося как «Серик с акимата» и произнёсшего не совсем внятную мантру со словами «Ваши действия не санкционированы, прошу разойтись!», участники собрания небольшой колонной двинулись вверх по улице Байсеитовой, прошли далее по ступенькам предмонументного «треугольника» и заняли круглую площадку вокруг обелиска.
Первым делом к его подножию были возложены цветы, в основном кроваво-красные гвоздики, в память о жертвах кровавого подавления мирной демонстрации в Жанаозене 16 декабря.
В дальнейшем ораторы не раз поминали гневным словом карателей, расстрелявших граждан своей же страны и вот уже более месяца продолжающих терроризировать жанаозенцев арестами рабочих активистов, обысками и допросами их родственников и журналистов, даже и самим по себе режимом ЧП в отдельно взятом городе, из-за которого в нём чуть было не отменили выборы. Если уж где-то и следовало отменять выборы или переносить их на более поздний срок, говорили сегодняшние выступающие с импровизированной трибуны или слушающие их меж собой, то тогда уж по всему Казахстану, а не в одном Узене!
Самым значительным моментом сегодняшнего собрания прозвучало выступление Ларисы Бояр, исполняющей обязанности председателя Соцдвижения (как известно, оба сопредседателя СДК – Айнур Курманов и Есен Уктешбаев – находятся в вынужденной эмиграции за пределами Казахстана).
Лариса Бояр зачитала обращение, в котором говорилось и о Жанаозене, и о парламентской монополии «Нур Отана», но более всего – о политически мотивированном произволе Центральной и Алматинской городской избирательных комиссий. Мало того, что Центризбирком снял с выборов уже зарегистрированных было им же членов предвыборного списка ОСДП, так ещё и Алматинский горизбирком в два приёма – путём отказа в регистрации и путём снятия уже зарегистрированных было кандидатов – «отстрелял» всех независимых кандидатов. Список их имён с описаниями использованных для их снятия абсурдных предлогов занял изрядную часть обращения, зачитанного Ларисой Бояр. Итоговым же выводом из него был призыв бойкоту «выборам без выбора».
Активист движения «Оставим народу жильё!» Сауле Батырбекова говорила о банках, отбирающих квартиры у ставших несостоятельными плательщиков, которые отнюдь не отказываются выплачивать взятые кредиты, а только просят отсрочки до того хотя бы момента, когда смогут найти работу взамен потерянной. Можно ли выплачивать кредит, живя на пособие в 24 тысячи тенге в месяц? – риторически вопрошала женщина.
Кто-то из её сторонниц поднял над головой плакат: «Изъятие единственного жилья – уничтожение нации!», рядом появился другой: «Хватит душить народ!», а следом, по линии перехода от социально-экономических требований к политическим, появился ещё один, наиболее обобщённый: «Даёшь демократию! Власть народу!!!»
В какой-то момент, примерно между 11:30 и 11:45, до присутствовавших журналистов донесся полицейский голос из рации на груди одного из стоявших поблизости стражей порядка: «Производите контрольное задержание!» Вокруг раздались недоумённые вопросы: контрольное задержание – это как? Нам, например, вспомнилась излюбленная шутка позднесоветских юмористов про «контрольную закупку», трансформировавшаяся на одном юмористическом рисунке в совсем уж кафкианское «контрольное захоронение», объявляемое вставшим во гробе ревизором.
К счастью, присутствующие в числе примерно 10-15 человек (это в форме, а ещё были и в штатском 5-6 фигур, хотя эти могли быть не из МВД, а из КНБ или из горакимата) полицейские не стали производить задержаний – ни контрольных, ни даже обычных. Только в стоявшей сбоку от монумента возле полицейской будки спецмашине «Газель», переоборудованной для перевозки задержанных демонстрантов (в Москве после антипутинских митингов 5-6 декабря про такие машины выражались загадкой: «Без окон, без дверей – полон кузов несогласных») открылась задняя дверка, и в таком виде экипаж и простоял до конца собрания.
Примерно в 11:45 участники собрания начали расходиться, в основном тем же путём, что и пришли – вниз по улице Байсеитовой.
И к 12:00 на площадке под монументом Независимости уже никого не было, кроме части полицейских и акиматовских.
Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ,
наблюдатель на обоих собраниях (фото автора)