27 октября
В сентябре этого года ей позвонил племянник Виктор, сирота, воспитанник школы-лицея №6 г. Астаны. Виктор попросил у нее помощи в снятии денег с лицевого счета, на котором находились «подъемные» в размере около 700 000 тенге. В условленный день Людмила встретилась с племянником, который пришел на встречу не один, а с парнем по фамилии Ч. У Виктора при себе было удостоверение личности и сберегательная книжка. Ч. повел их в отделение Казпочты, расположенной по улице Ауэзова, сообщив, что именно там находятся деньги сирот. Прибыв в отделение, Ч. указал на дверь, куда необходимо было пройти Людмиле с племянником, а сам направился к кассе, где в это время работала его знакомая по фамилии Б. По утверждению заявительницы, позже выяснилось, что именно Б. занималась операциями с деньгами сирот.
Людмила с племянником прошли в один из кабинетов, где к ним обратилась женщина со словами: «Виктор, ты нашел тетю? Решил свои проблемы? Вы тетя?» Получив от Людмилы утвердительный ответ, сотрудники Казпочты приступили к операции по снятию денег, при этом, никто не проверил документы Андреевой. Тогда же ей сообщили, что недавно Виктор хотел снять деньги, но сотрудники ему отказали, так как он приходил с подозрительными парнями. Один из сотрудников Казпочты, сообщил, что на счет наложен арест, но это исправимо. После того, как они снимут деньги, арест будет наложен снова. Однако в тот день сотрудникам Казпочты арест со счета снять не удалось.
Людмила с племянником прибыли туда на следующий день и опять там встретили Ч. Деньги вновь не удалось снять. На следующий день Людмиле позвонил сотрудник Казпочты, которому она оставила свой номер телефона, и сообщил, что ее племянник вновь приходил с подозрительными людьми, а также то, что арест снят, и завтра можно будет снять деньги. Прибыв на следующий день в отделение Казпочты, Людмила обратила внимание на парня, который вышел им на встречу. Ранее она неоднократно видела его там, и как оказалось, это был старшеклассник лицея №6 по фамилии З.
Сняв в этот день пятьдесят тысяч тенге, Людмила взяла 20 000 себе на сохранность (на случай, если племяннику понадобятся деньги), на 20 000 тенге они купили одежду для Виктора а 10 000 он оставил себе. Во время примерки одежды Виктор выронил документы, Людмила положила их себе и забыла отдать. Позже Ч., представившись воспитателем, попросил вернуть документы. Людмила передала документы своему племяннику, а через несколько дней ей стало известно, что со счета Виктора снято 500 000 тенге.
В последующем Людмила узнала, что З. примерно в те же дни положил себе на депозит в банке сто восемьдесят тысяч тенге, эту информацию ей передал один из сотрудников лицея. От сотрудника лицея она узнала о том, что и раньше были подобные случаи, когда деньги сирот или перемещали с одного счета на другой, или снимали, и З. имеет к этому отношение. Сотрудник сообщил также, что З. оставил без денег многих сирот, а директор и все руководство знают об этом. Что З. очень осторожный и они после обращения в полицию не смогли привлечь его к ответственности, так как дети, которые остались без денежных средств, позже отказывались от своих слов.
После обращения Андреевой в прокуратуру было дано поручение РОВД Есильского района разобраться в данной ситуации. Несмотря на проведение ряда следственных мероприятий, в том числе допросов Людмилы и ее племянника, тем не менее, уголовное дело не было возбуждено за отсутствием состава преступления. Позже Андрееву вызывали в городскую прокуратуру к старшему помощнику прокурора города по делам несовершеннолетних, которая сообщила ей, что на нее поступила жалоба со стороны директора лицея и органов опеки и попечительства. Андрееву обвиняли в том, что она, являясь тетей Виктора, состояла в сговоре с группой старшеклассников, причастных к этому делу. Впоследствии данное обвинение с нее было снято.
В соответствии с п.1 ст.114 Закона РК «О браке и семье»:
«Доходы подопечного лица, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить незначительные расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода, необходимые для содержания подопечного».
Совершенно очевидно, что 500 000 тг. для сироты является значительной суммой, и в настоящий момент Андреева обращается в различные инстанции, однако ничего не предпринимается, денежные средства ее племянника никто так и не вернул, а лица, виновные в сложившейся ситуации, не наказаны.
Редакция сайта Bureau.kz – по материалам филиала КМБПЧиСЗ в Астане