Наш коллега из газеты «Время» Геннадий Бендицкий, судя по всему, может повторить судьбу Рамазана Есергепова, отбывающего срок за разглашение госсекретов. Генеральная прокуратура и Следственный комитет МВД возбудили уголовные дела по следам публикаций журналиста и теперь намерены выяснить, откуда он так много знает.
В субботнем номере газеты «Время» от 1 октября опубликован материал «Секреты из-под шинели, или Чего хотят силовики?», в котором сообщается, что редакция получила два письма — от Следственного комитета МВД и Генпрокуратуры. Оба ведомства «возбудились» на серию материалов на так называемую «хоргосскую тематику».
«31 августа 2011 года Генеральной прокуратурой по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну, возбуждено уголовное дело №11710401700114 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК РК, — пишет Генпрокуратура. — Основанием для возбуждения данного уголовного дела послужила статья «Большая утечка» журналиста Бендицкого Г. в газете «Время» от 18 августа 2011 года. В связи с расследованием уголовного дела прошу письменно сообщить (..) аккредитован ли журналист Бендицкий при правоохранительных органах, если да, то в каких».
«Следственным комитетом МВД РК расследуется уголовное дело по факту похищения в 2010 году гр. Салдузи Э.Э., — в свою очередь, настаивает Следственный комитет. — 08.08.2011 г. в вашей газете вышла статья Г. Бендицкого «Жизнь по легенде», в которой журналист указал, что в редакции имеются данные об офицере 5-го департамента КНБ РК, который вошел в контакт с одним из лидеров жамбылского преступного сообщества «Крыкбаевские», находящимся в розыске Кайратом Крыкбаевым… Прошу вас предоставить всю имеющуюся в редакции по данной статье информацию в силу требований ст. 181 ч. 2 УПК РК, где предусмотрено, что лица, выполняющие управленческие функции в средстве массовой информации, которое опубликовало данное сообщение, обязаны передать находящиеся в их распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение, а также назвать лицо, предоставившее эти сведения».
Иными словами, силовики решили выяснить, откуда журналисту известно о секретных агентах спецслужб и о том, что у некоторых из них есть настоящие паспорта на вымышленные имена. Разглашение этого факта сочли за разглашение госсекретов.
«Озабочены они, получается, не столько тем, чтобы объективно расследовать эти преступления, сам факт совершения которых они и не отрицают, а тем, чтобы выявить сливших информацию журналисту Бендицкому», — обращают внимание в газете. Редакция подчеркивает: статью 181 ч. 2 УПК РК господа из СК процитировали не полностью. Там действительно говорится, что лица, выполняющие административные функции в СМИ, обязаны предоставить информацию и назвать лицо, распространившее сведения, но «за исключением тех случаев, когда это лицо предоставило их с условием сохранения в тайне источника информации». А такое условие было поставлено.
– Понятно, что здесь нет никаких госсекретов, есть просто определенная деятельность спецслужб, которая, мягко говоря, иногда слабо увязывается с нормами закона. И когда журналист об этом начинает говорить, естественно, ему пытаются заткнуть рот. А эта статья — хороший способ, потому что все что угодно можно назвать госсекретами вплоть до туалетной бумаги в ДКНБ, — не стал скрывать иронии Геннадий Бендицкий, к которому мы обратились за комментариями.
Как выяснилось, Геннадий Бендицкий еще не получал повесток из вышеуказанных ведомств, поэтому пока он не порадовал их своей явкой.
– Вы наверняка знаете, что существует определенная процедура, мне должны вручить повестки, где будет четко указано время, место — когда и куда прийти. Но пока ничего этого не было, поэтому я никуда не ходил. Они ограничились лишь письмом в редакцию, но по закону этого недостаточно.
Журналист не видит прямых параллелей между «делом Есергепова» и своей судьбой, но ничего исключает.
– Мы знаем, что на Рамазане Есергепове эту статью обкатали, а на мне, возможно, будут пытаться закрепить.
ИСТОЧНИК:
Интернет-портал «Республика»
www.respublika-kz.info/news/politics/17750/