За что судили и почему оправдали Алиму Абдирову

31.08.2011


 


Актюбинский суд оправдал правозащитницу и корреспондента радио «Азаттык» Алиму Абдирову. Это решение суда в Актобе ждали уже несколько дней. Судья Максат Дюйсен переносил приговор в третий раз. Видимо, весьма трудно дается эта заказная-показная порка журналистки.


 


– Они, несчастные, не знают, как и чем ко мне прицепиться, – комментирует поведение власть имущих Абдирова. – Приговор однозначно будет обвинительный. В случае вынесения условного срока я сразу объявлю сухую голодовку. Не принимаю ни одного обвинения в свой адрес!


 


У Абдировой действительно на руках есть несколько козырей против бывшей директрисы Яйсанской школы-интерната Ирины Домбровской. Иначе она, имея многолетний опыт, не взялась бы защищать права детей-сирот. Другое дело, что процесс под руководством Максата Дюйсена, увы, не дал полной картины всех изуверств, творившихся в интернате на протяжении последних пятнадцати лет. Суд либо вообще отказался вызывать нынешних воспитанников на процесс в качестве свидетелей, либо «не давал рта открыть» тем, кто нашел смелость прийти в зал суда.


 


Этого процесса вообще не должно было быть, уверена Абдирова. И вот почему. По ее словам, 27 июля 2011 канцелярия городского суда регистрирует в порядке частного обвинения жалобу Домбровской о привлечении к уголовной ответственности Абдирову. В тот же день судья Дюйсен выносит постановление принять заявление Домбровской к производству. Алиму обвиняют по 129 ст. ч.3 УК РК «Клевета» (наказание до трех лет).


 


28 июля рано утром в 8.26 Дюйсен звонит Абдировой на домашний телефон, но не застает ее дома. Второй раз он проявляется уже 3-го августа и сообщает, что хочет видеть ее лично, чтобы вручить повестку. При встрече он интересуется у нее, будет ли она выставлять свою кандидатуру на выборы в сенат или парламент. Также доверительно он сообщает Абдировой, что на процессе будет принимать во внимание только результаты лингвистической экспертизы (этого сделано не было), ответы с прокуратуры о результатах проверки фактов насилия детей и статью Юлии Мининой из 20-го номера «Актобе таймс» под названием «Есть факты издевательства над детьми в интернате!». Все это указывает на заказной характер процесса, уверена женщина.


 


Защита Домбровской пошла дальше, приписав авторство газетной публикации, по которой судили Абдирову, самой Абдировой. Вот прямая цитата из обвинения: «Так Абдирова в дневное время на странице еженедельной газеты «АТ» опубликовала статью «Есть факты…», и где публично демонстрировала фотографии под названием «Домбровские использовали детский труд» и при этом, поясняя, что супруг тогдашнего директора интерната подает раму (оконную – прим. авт.) парню, который задействован здесь в общественных работах». 


 


– Надо пояснить, почему Домбровская так боится это фотографии. Ее многолетнее правление интернатом однажды прерывалось, но ненадолго. Новый директор был уволен по жалобе педколлектива за использование детского труда в личных целях, – поясняет Алима. – А на этой фотографии указано еще и ночное время 22.16, когда воспитанник Антон Петров красил (руки испачканы в масляной краске) и вставлял раму в хозпостройке семьи Домбровских. Руки самого мужа Домбровской в это время суток были чистенькие. Так кто дал им право эксплуатировать детей, да еще после отбоя в ночное время? А ведь вся многочисленная семья Петровых (из девяти детей этой семьи в Яйсанском интернате побывало  шестеро) круглые сироты! В рабском использовании детского труда Домбровская перескочила своих коллег. На суде она сначала заявила, что это фотография сделана «для прикола», чуть позже заявила, что не знает происхождения этой картинки.


 


Слепота правоохранительной и надзорной системы в Актюбинской области в деле Абдировой, кажется, достигла апогея. И это особенно заметно – ведь дело касается детей.


 


– Из-за того, что прокуратура (исполнитель Сулушаш Каренова) закрыла глаза на чудовищные преступления против детей, департамент защиты прав детей не услышал фактов насилия, мужеложства среди воспитанников, акимат организовал 18 проверок, но не пустил в комиссию ни одного независимого эксперта – я считаю, что суд может принять любое решение. Они забыли Конституцию, забыли, что у меня есть право вызова свидетелей, которые могли бы подтвердить мои слова. Здесь нет прав ни у меня, ни у детей. Зачем был создан этот Департамент по защите прав детей, если детей там не слышат, не верят им? Зачем тогда Декларация и Конвенция по защите прав детей? Для актюбинских чиновников эти сироты  – просто клоуны, по словам начальника отдела образования Еремеевой. – говорит Алима Абдирова.


 


И еще, хотелось бы добавить несколько фактов, изложенных в письме Национального центра по правам человека. Казахстанский омбудсмен, к которому обращалась Абдирова, запросил результаты проверки актюбинских органов. И вот ему они почему-то не посмели слукавить. Письмо датировано 16 июня 2011 года, в нем сообщается, что на момент проверки в школе-интернате для детей с задержкой психического развития из 43 педагогических работников лишь двое имели дефектологическое образование. Супруг директора интерната Домбровский В.Г. , занимая должность преподавателя физики, не имел соответствующего образования. В интернате отсутствует лицензия на работу медицинского кабинета. По результатам рассмотрения представления прокуратуры области приказом начальника управления образования от 6.01.2011 Домбровская Ирина Романовна освобождена от занимаемой должности. Ее племянница – психолог интерната Домбровская О.В.  – уволена по собственному желанию, муж Домбровский В.Г. и родственник семьи, еще один Домбровский В.Г., освобождены от должности преподавателей и переведены на должности воспитателей. Начальник отдела образования Еремеева Г.П., курирующая данное учреждение, привлечена к дисциплинарной ответственности. За недостаточную работу по медобслуживанию детей врачу школы-интерната Зинченко Ю.М. объявлен выговор.


 


Об этих наказаниях на суде ни слова. Ирина Домбровская, ссылаясь на пошатнувшееся из-за Абдировой здоровье, требует «снять» с нее пять миллионов тенге.


 


Однако же сегодня в городском суде Актобе  Алима Абдирова была полностью оправдана «за отсутствием состава преступления».


 


И уже во второй половине дня стало известно, что накануне были избиты двое из братьев Петровых (воспитанники того самого интерната), проживающих сейчас в Актобе. Ребята были доставлены в БСМП.


 


Ольга КЛИМОНОВА, Актобе


 


Добавить комментарий