Укрощение строптивого, или Пародия на плохой детектив

11.08.2011


 


В мае 2010 года житель приграничного с Китаем города Жаркента, 27-летний предприниматель Досым ЖАНЫСОВ, был жестоко избит. Провалявшись на больничной койке, он обратился за помощью в правоохранительные органы. И даже представить не мог, в какой кошмар для него это выльется ровно через год. Весной 2011-го он оказался на нарах следственного изолятора…


 


У того злосчастного кафе на выезде из Жаркента в ночь с 10 на 11 мая 2010 года Досым Жанысов оказался по делам. А все дела в этом регионе, как известно, вертятся вокруг пограничных переходов, через которые идет грузопоток между двумя странами. У Досыма было несколько грузовых КамАЗов, которые он сдавал внаём, и в ту ночь в придорожном кафе у него была встреча с приятелем, который помогал ему решать проблемы с таможней. В кафе он даже не заходил, разговаривали у входа на улице.


 


А потом на пороге заведения появились двое изрядно выпивших молодых людей. Они были его знакомыми – не очень добрыми знакомыми, причем полицейскими. Несколько раз, по утверждению Досыма, предлагали свою крышу – не безвозмездно, разумеется. А тот отвечал: мол, спасибо, обойдусь. В этот раз, будучи в сильном подпитии, сотрудники местного райотдела полиции капитан Абзал БАУБЕКОВ и старший лейтенант Бейбыт ЖАКЫПБЕКОВ, завидев предпринимателя, неожиданно напали на него, жестоко избили. В итоге парня пришлось экстренно госпитализировать с сотрясением головного мозга и двухсторонним переломом носа со смещением.


 


Полмесяца бедняга провел в больнице. С заявлением о возбуждении против избивших его полицейских уголовного дела обращался четырежды. Всякий раз его обращение регистрировали – но и только… И лишь после четвертой попытки управление собственной безопасности ДВД Алматинской области отреагировало: обоих полицейских из органов уволили, против них возбудили уголовное дело (которое, кстати, ни шатко ни валко расследуется до сих пор).


С тех событий прошел год. И вот 30 мая 2011 года на въезде в город Жаркент, возле бензозаправки, местные жители могли наблюдать лихую полицейскую операцию. На первый взгляд все происходило по лучшим канонам детективного жанра – автоматчики в масках из отряда спецназначения «Арлан», жесткое задержание с заламыванием рук, уложенные лицом в придорожную пыль задержанные. Вот только «опасные преступники» – Досым Жанысов и его брат Максат АЛИПОВ – никакого сопротивления не оказывали, их «Мерседес» остановился по первому же требованию сотрудников дорожной полиции, они не пытались бежать – так что применение силы в данном случае вряд ли можно считать обоснованным…



А дальше… Двое понятых, на глазах которых у Досыма изъяли пластиковый мешочек с порошком серого цвета, а у Максата – снаряженную патронами обойму к пистолету Макарова. Затем обоих привезли в райотдел, приехавшим туда же родственникам ничего не объяснили, адвоката к задержанным не допустили. В течение 4-5 часов в стенах райотдела с ними проводились следственные действия. У Досыма впоследствии обнаружились кровоподтеки на грудной клетке и синяки со ссадинами на ноге, которые списали на сопротивление при задержании. Его взяли под стражу по подозрению в хранении наркотиков. В отношении Максата тоже возбудили уголовное дело – за хранение оружия и боеприпасов, но отпустили под подписку о невыезде.


 


Когда спустя несколько часов Досыму Жанысову всё же дали встретиться с адвокатом, он сообщил защитнику: в райотделе сразу после задержания сотрудник полиции Рустем МЕРКУЛОВ первым делом предложил забрать заявление годичной давности в отношении капитана Баубекова и старшего лейтенанта Жакыпбекова. Мол, тогда всё будет хорошо. А после того как Досым наотрез отказался, ему пригрозили: теперь всё будет плохо. И это обещание жаркентские полицейские пока что выполняют сполна.
Хотя даже на первый взгляд в делах, заведенных на Жанысова и Алипова, странностей хоть отбавляй.



Ну, во-первых, что должны были сделать полицейские, задержав человека с дозой героина в кармане? Проверить его на наркозависимость, провести освидетельствование на содержание наркотиков в организме. Это аксиома. Но такого освидетельствования Досыму Жанысову не провели до сих пор – несмотря на настойчивые требования его родственников.


Во-вторых, Досым Жанысов никогда не употреблял не то что наркотиков, даже спиртного не пил и сигарет не курил. А теперь ответьте: зачем парню без уголовного прошлого, никогда не употреблявшему наркотики, возить с собой полтора грамма героина? На продажу? Тогда полицейские должны были его задерживать с поличным при попытке сбыта. Но данных о том, что он является так называемым барыгой (мелким наркоторговцем), в деле нет никаких. С якобы изъятым у его брата полным патронов пистолетным магазином такая же невнятица. Ну кому в голову придет возить с собой обойму без пистолета? И где сам пистолет? Это вопросы, на которые никто даже не пытался ответить…


Но самое интересное – в документах, сопровождающих обвинение Жанысова в хранении наркотиков. При задержании у него делали смывы с рук. Так вот, в протоколах, которые оформляли полицейские, сказано: тампоны, которыми это делалось, были марлевые. Это указано и в протоколах, и в обвинительном заключении. А вот проводившая по ним исследование эксперт-химик Светлана БЕРЕНДА в своем заключении несколько раз упорно указывает: предоставленные ей в запечатанных пакетах на экспертизу тампоны – ватные! То, что эксперт с 13-летним стажем работы могла так по-детски ошибиться, выглядит очень сомнительным. Или тампоны с реальными смывами с рук Жанысова подменили на другие – те, на которых действительно были частицы героина?


 


Кроме всего прочего в этой некрасивой истории вырисовывается еще один эпизод полуторагодичной давности. Оказывается, в январе 2010 года известные нам капитан Баубеков и старлей Жакыпбеков с несколькими своими коллегами уже пытались задержать Досыма Жанысова. Тот бросился наутек и забежал в дом к своему деду. Между родственниками Жанысова и полицейскими возник конфликт, в результате один из служивых выронил пакетик с каким-то порошком, который он, по заявлению родственников, неудачно пытался засунуть в карман Жанысову, но сделать это не дал вмешавшийся дед. Всему происходящему были свидетелями вышедшие на шум соседи. Тогда стражам порядка пришлось извиниться и уйти. А через 5 месяцев эти же двое избили Жанысова у кафе на выезде из Жаркента.


Дело по обвинению Досыма Жанысова в хранении наркотиков в особо крупном размере расследовали в кратчайшие сроки. Задержали его, как мы помним, 30 мая 2011 года. А уже в двадцатых числах июля нынешнего года материалы были в суде. Но тут выяснилось: для участия в судебных заседаниях полицейские не могут найти понятых, присутствовавших при задержании. А один из них вообще передал судье, что ничего не помнит и за действия свои не отвечает, потому что уже много лет стоит на учете у психиатра, и справку с двумя круглыми печатями приложил…



Жаркент – городишко хоть и маленький, но из-за своего приграничного положения и идущих через него грузопотоков очень непростой. Большая часть населения кормится границей. Контрабанда – в порядке вещей. И те, кто носит погоны – полицейские, таможенники, пограничники, комитетчики с финполовцами, – привыкли иметь в этом нелегальном бизнесе свою дольку. При этом Жаркент давно и уверенно лидирует в обнаружении у его жителей – с виду вполне добропорядочных граждан – то совсем малых доз наркотиков, то патронов. Еще в октябре 2009 года в статье “ЧП районного масштаба” мне доводилось писать о целом вале подобных дел и веренице жалобщиков в вышестоящие органы на беспредел местных силовиков.



Так что, похоже, история с Жанысовым и Алиповым – один из многих эпизодов местного силового сериала под условным названием «Укрощение строптивых». Так сказать, ужасы нашего городка…


 


Геннадий БЕНДИЦКИЙ, газета «Время» за 11.08.2011


<http://www.time.kz/index.php?module=news&newsid=23068>


 


 


Добавить комментарий

Смотрите также