Эффективный метод домашнего ареста

10.05.2011


Поставьте себя на место диктатора, который хочет избавиться от надоедливого предшественника или знаменитого диссидента, которые все никак не утихомирятся. Можно было бы их устранить физически либо заключить в концлагерь, но это могло бы вызвать протесты их сторонников и испортить репутацию страны на международной арене.

Именно такими умозаключениями можно объяснить выбор некоторыми политическими лидерами этой своеобразной формы заключения в тюрьму – домашнего ареста. Казалось бы, что тут ужасного, они же не в тюрьме, а у себя дома.

Однако содержание людей под стражей в своих собственных домах – жестокий и эффективный метод нейтрализации политической активности оппонентов, особенно если при этом обеспечивается полная изоляция заключенных от внешнего мира.

ИРАН

14 февраля 2011 года лидеры иранского оппозиционного «Движения зеленых» Мир-Хоссейн Мусави и Меди Каруби призывали к проведению демонстраций в поддержку революций в Египте и Тунисе.


 


В ответ на это власти Ирана посадили их под домашний арест и отрезали от любых контактов с внешним миром (та же участь постигла и их жен, Захру Рахнавард и Фатиму Каруби). Службы безопасности даже соорудили пропускные ворота в конце улицы, где проживает Мир-Хоссейн Мусави, чтобы предотвратить любые непозволенные контакты.

С помощью этой тактики высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад надеялись нейтрализовать народные волнения. Один иранский оппозиционер в Интернете подверг критике другие оппозиционные силы за недостаточные протесты по поводу этого задержания.

Позже оппозиция заявила, что оба задержанных (и возможно, их жены) были переведены в военную тюрьму. Соседи Мехди Каруби сказали, что видели, как их увозили службы безопасности.

БЕЛАРУСЬ

Поэт Владимир Некляев был соперником действующего президента Беларуси Александра Лукашенко на оспариваемых президентских выборах в прошлом году. Накануне дня голосования Владимир Некляев был жестоко избит пропрезидентскими хулиганами, после чего арестован полицией прямо на больничной койке.


 


 


Дело журналиста Ирины Халип получило скандальную известность, когда власти грозили отобрать у нее сына на том основании, что ни она, ни ее муж – кандидат в президенты Андрей Санников – не могут должным образом воспитывать ребенка. Андрей Санников был заключен в тюрьму за участие в протестах после выборов.

Возможно, благодаря этому скандалу в прессе власти Беларуси решили перевести Владимира Некляева и Ирину Халип под домашний арест. Два агента КГБ находились в их квартирах круглосуточно; заключенным полностью запрещено пользоваться телефоном и компьютером и даже подходить к окнам. Возможно, из-за боязни, что они могли общаться со своими сторонниками с помощью жестов. Хотя они и у себя дома, но попали в ад.

МЬЯНМА (БИРМА)


 


Возможно, самым знаменитым ветераном домашнего ареста является диссидент и лауреат Нобелевской премии мира Аунг Сан Суу Кий, которая 15 из последних 21 года провела под арестом у себя дома на берегу озера Янгун Инсейн.

Она была освобождена в конце прошлого года. Последнюю часть своего срока она провела в «домике для гостей», а не в своем собственном, но в тех же самых жестких условиях.


 


Все это время она содержалась с двумя горничными, и ей было запрещено пользоваться телефоном, радио или телевизором. Большую часть времени она проводила за чтением и игрой на пианино. Говорят, что она взахлеб читала газеты, изредка приносимые ее высокопоставленными гостями.

Благодаря многочисленным арестам и ее отказу покинуть страну из-за боязни, что потом ей не разрешат вернуться, она почти не виделась со своим мужем – ученым Михаэлем Арисом – в период с 1989 года и до его смерти 10 лет спустя.

В 2009 году американец Джон Йетав переплыл озеро и смог попасть к ней в дом и тем самым привел в ярость власти Мьянмы, которые, пользуясь этой возможностью, обвинили ее в нарушении правил и продлили ей срок заключения. Этот случай очень «удобно» помешал Аунг Сан Суу Кий участвовать в прошлогодних президентских выборах.

ПАКИСТАН

Домашний арест часто применяется в политических интригах в Пакистане. Инженер-ядерщик Абдул Кадир Хан оказался под домашним арестом после того, как на Западе опубликовали данные о его участии в передаче ядерных технологий таким странам-изгоям, как Северная Корея и Иран.


 


Председатель Верховного суда Ифтихар Мухаммад Чодри попал под домашний арест при президенте Первезе Мушаррафе. Последовавшие за этим протесты юристов в конечном итоге привели к падению его режима.

Даже игрок в крикет Имран Хан провел срок под домашним арестом во времена президента Первеза Мушаррафа.

КИТАЙ

«Не могу выехать. Вся моя семья в заложниках» – это слова Лиу Ксиа, жены лауреата Нобелевской премии мира и диссидента Лиу Ксиаобо, в кратком интернет-чате с одним из своих друзей всего несколько недель назад, приводит газета «Вашингтон Пост».

Ее посадили под домашний арест в октябре, после того как Нобелевский комитет объявил о присуждении ему этой премии. После этого ей позволили навестить мужа, но потом фактически отрезали от всего мира. Остается загадкой, как она смогла подключиться к Интернету. Ясно видно было одно – она в отчаянии. «Я плачу, – написала она. – Никто не может мне помочь».

Чжао Цзыян, генеральный секретарь и реформист Коммунистической партии Китая, попал в немилость в результате протестов на площади Тяньаньмынь в 1989 году, после чего провел последние 16 лет жизни под домашним арестом. Иногда ему удавалось ускользнуть на игру в гольф, все остальное время он использовал для написания мемуаров, которые впоследствии удалось вывезти из Китая.


 


Его секретарь Бао Тонг тоже был арестован в результате протестов на площади Тяньаньмынь и провел последние 23 года под домашним арестом. Сейчас он живет в Пекине, в квартире, которая находится под круглосуточным наблюдением и охраной. Все посетители тщательно проверяются.

Однако не только представители этнических ханьских китайцев удостаиваются «чести» домашнего ареста.

Мало кто знает о трагической судьбе писателя Кажыгумара Шабданулы, этнического казаха, скончавшегося 15 февраля 2011 года после 10 лет под домашним арестом в Западном Китае. И это только малая часть почти четырех десятилетий, которые он провел в заключении. Его судьба является наглядным примером того, что происходит в Китае с теми, кто осмеливается думать не так, как того хочет Коммунистическая партия.

КАМБОДЖА


Пол Пот, вдохновитель геноцида в Камбодже в 1970-х годах, попал под домашний арест по приказу собственной партии «Кхмер Руж», которая пыталась обелить себя от его правления. Однако для того, по чьей вине пропали миллионы жизней, это очень мягкое наказание.

РОССИЯ

Закат Никиты Хрущева начался в 1964 году по замыслу его единомышленников под началом Леонида Брежнева. В старые времена его бы, скорее всего, расстреляли, однако вместо этого он был заточен в стенах своей дачи в Подмосковье под бдительным надзором вездесущего КГБ.

Как и Чжао Цзыян, Никита Хрущев использовал это время для написания подробных воспоминаний, которые впоследствии удалось вывезти из страны и опубликовать в трех толстых томах на Западе. Книга дает нелестный взгляд на кулуарную жизнь советского руководства.

Советская пресса яростно опровергла его мемуары, когда они были опубликованы в 1970 году, и Никиту Хрущева принудили публично заявить об их недостоверности. Как позднее в некрологе написала газета «Нью-Йорк Таймс», это было первое упоминание в прессе его имени за последние шесть лет. Никита Хрущев тихо умер в 1971 году.


 


Кристиан КЭРИЛ, радио «Азаттык» (публикация от 10.05.2011
<http://rus.azattyq.org/content/arrest_house_/24095465.html>)


 


[Автор статьи забыл упомянуть в российской главке о заключении в Горьком А.Д. Сахарова в 1980-86 годах. – Дополнение от редактора сайта КМБПЧиСЗ]


 


Добавить комментарий

Смотрите также