11 января в Национальном пресс-клубе состоялась пресс-конференция по проблемам осужденных журналистов в Казахстане, организованная общественным фондом «Журналисты в беде».
Спикерами пресс-конференции были заявлены:
– президент ОФ «Журналисты в беде», редактор-обозреватель газеты «Свобода слова» Розлана ТАУКИНА,
– член правления ОФ «Журналисты в беде», редактор интернет-сайта Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Андрей СВИРИДОВ
– временно исполняющая обязанности главного редактора газеты «Алма-Ата инфо» Раушан ЕСЕРГЕПОВА, жена издателя и главного редактора этой газеты Рамазана Есергепова, последние два года находящегося в заключении.
Перед самой пресс-конференцией стало известно о том, что ей неожиданно разрешили длительное свидание с мужем, и она срочно выехала в Тараз.
Открывая свою первую в наступившем 2011 году пресс-конференцию, защитники свободы прессы напомнили коллегам-журналистам о печальной годовщине, приходящейся на посленовогодние каникулярные дни. Два года назад, 6 января 2009 г. наш коллега Рамазан ЕСЕРГЕПОВ был задержан в больничной палате кардиологического центра Алматы сотрудниками департамента КНБ по Жамбылской области и вывезен в город Тараз, где помещён в СИЗО ДКНБ. После четырёхмесячного следствия и также четырёхмесячного судебного процесса, проходивших в закрытом от прессы режиме и с множеством нарушений закона, Рамазан Есергепов был осуждён на 3 года лишения свободы «за незаконный сбор и распространение секретной информации».
Истинной же причиной преследования журналиста была публикация им в газете «Алма-Ата инфо» острокритической статьи о неприглядных сторонах деятельности жамбылских «чекистов», подкреплённой на газетной полосе двумя документами ДКНБ, даже не имевших официального грифа секретности. Обвинительный приговор, вынесенный Рамазану Есергепову Таразским городским судом № 2, был затем подтверждён Жамбылским областным судом, а затем и Верховным судом.
Начиная с 16 декабря 2009 г. осуждённый журналист отбывает наказание в колонии общего режима близ Тараза. По действующему законодательству срок заключения исчисляется со дня ареста, а после отбытия одной трети, половины или двух третей срока любой осуждённый по нетяжким статьям (преступление, за которое осуждён Есергепов, отнесено к категории небольшой тяжести) имеет право на условно-досрочное освобождение. Когда эти даты наступали в январе и июле 2010 г., администрация колонии дважды отказывала Рамазану в выходе на УДО под предлогом наличия у него различных нарушений режима. Сейчас наступила третья дата, но перед самым Новым годом осуждённому журналисту «сделали» очередное нарушение, дающее основание для нового отказа.
Мы прекрасно понимаем, – сказали на пресс-конференции спикеры, – что главное решение принимается не в местных и даже не в центральных органах КУИСа, а исключительно в администрации президента страны. Если кто-то в этом сомневается, можем напомнить заголовок той статьи Р.Есергепова, за которую его посадили: «Кто управляет страной – президент или КНБ?».
На протяжении всех двух лет заточения Рамазан Есергепова мы его защищали и требовали для него свободы. Вновь повторим это требование и сейчас.
* * *
Рамазан Есергепов – далеко не единственный казахстанский журналист, находящийся в заключении сейчас, находившийся или побывавший за решёткой в прошедшем 2010 году.
В Акмолинской области продолжает отбывать наказание Токберген АБИЕВ, главный редактор астанинской газеты «Закон и правосудие», осуждённый в 2008 году на 3 года общего режима за попытку купить информацию о коррупции в судебных органах с целью опубликовать её как важную для всего общества.
В Уральске журналист и писатель Алпамыс БЕКТУРГАНОВ был в августе 2009 г. осужден на 1 год лишения свободы за публикацию книги, в которой критически описывалась деятельность акима Западно-Казахстанской области, пресс-секретарём которого журналист в своё время работал. В августе 2010 г. он был освобождён из заключения в связи с отбытием срока.
В Шымкенте в сентябре 2009 г. был приговорён к 1 году лишения свободы условно Камалитдин ДУЛАТОВ, президент общественного фонда «Казахское ханство» за критические публикации про акима города Шымкента. В 2010 году срок его наказания истёк.
В том же областном центре в декабре 2009 г. был приговорён к 1,5 годам ограничения свободы Мухтар МУХАМБЕТЖАН, президент общественного фонда «Ел бирлиги ушин» также за критические публикации про того же акима города Шымкента. Срок его наказания истекает через полгода, в июле 2011 года.
* * *
Продолжают находиться в заточении двое наших коллег, осуждённых формально не за журналистские публикации, но и в их случаях очевидны политический или идеологический мотивы.
Корреспондент газеты «Время» Тохнияз КУЧУКОВ был осуждён 25 августа 2009 г. за ДТП со смертельным исходом на 4 года лишения свободы в колонии-поселении для лиц, совершивших преступление по неосторожности. В отличие от других подобных случаев, суд не принял во внимание ни одно из многих смягчающих обстоятельств (водитель был трезв, не пытался скрыться с места происшествия, а наоборот, сам вызвал «скорую» и полицию, загладил причинённый материальный ущерб и достиг примирения с семьёй потерпевшего).
Столь суровый приговор Тохниязу Кучукову был расценен общественностью и СМИ как стремление властей создать «убедительный» прецедент для осуждения 3 сентября 2010 г. правозащитника Евгения ЖОВТИСА за аналогичное ДТП. В его деле суд также проигнорировал аналогичные смягчающие обстоятельства, а все юридические процедуры проводились с огромным количеством нарушений закона. Неоднократно защищавший преследуемых журналистов, в том числе и Рамазана Есергепова, на чьём процессе он выступал в его защиту как эксперт, правозащитник Е.Жовтис был осуждён на 4 года колонии-поселения, где и находится сейчас вместе с Т.Кучуковым.
Публицист и поэт Арон АТАБЕК был осуждён в 2006 году на 16 лет лишения свободы за организацию защиты жителями микрорайона «Шанырак» своих домов от насильственного сноса. При подавлении силами полиции самообороны «шаныраковцев» погиб один полицейский, ответственность за гибель которого была возложена на Арона Атабека, хотя доказательств его вины суду представлено не было. В 2010 году, на пятом году заключения, Атабек был награждён международной премией «Творец в тюрьме» за переданный на волю цикл стихов и статей «Назарбаев и власть».
* * *
Жертвами административного ареста оказывались в 2010 году, а также в первые недели 2011 года журналисты, публично выразившие свой гражданский протест.
В августе 2010 г. в Алматы получила и отбыла 10 суток административного ареста Жанна БАЙТЕЛОВА, корреспондент газеты «Республика» за одиночную акцию у фасада здания Алматинского городского суда. Она забросала его комками навоза, выразив тем самым свою оценку многочисленных обвинительных приговоров и решений судов южной столицы по многим уголовным, административным и гражданским делам журналистов и СМИ.
7 января 2011 года в Уральске получил 5 суток административного ареста журналист газеты «Надежда» Санат УРНАЛИЕВ за участие в молчаливой акции протеста против готовящегося сейчас референдума о продлении полномочий президента Назарбаева до 2020 года.
Рассмотрение дела ещё одного участника той же акции протеста – журналиста газеты «Уральская неделя» Лукпана АХМЕДЬЯРОВА назначено на 11 января, т.е. на сегодня. Вполне возможно, что и его ждёт административный арест, поскольку остальные пятеро участников акции протеста, не являющиеся журналистами, были приговорены к различным штрафам в тот же день 7 января. (Как стало известно уже после окончания пресс-конференции, Лукпан Ахмедьяров действительно получил 5 суток административного ареста.)
* * *
Все перечисленные выше факты уголовных и административных наказаний журналистов за их профессиональную деятельность, за проявления гражданской позиции, а то и просто «за компанию» являются в наших глазах абсолютно неприемлемыми с точки зрения свободы слова и прессы, митингов и собраний, права на справедливый и беспристрастный суд. Особенно нетерпимо выглядит такое обращение государства со своими журналистами в год подготовки Казахстана к председательству в ОБСЕ (2009), в год самого председательства в ОБСЕ (2010) и в год нахождения в тройке стран-председателей ОБСЕ (2011).
Пресс-релиз подготовил Андрей СВИРИДОВ
P.S. Завершая пресс-конференцию, Розлана Таукина пригласила коллег-журналистов сопровождать её в походе в расположенный неподалёку супермаркет «Детский мир», где она купила четыре гелиевых воздушных шара и прикрепила к каждому из них листок бумаги с крупно напечатанной фамилией осуждённого журналиста, чтобы запустить их в воздух в знак призыва к скорейшему освобождению сидельца. Как только Розлана Таукина вышла из дверей магазина, её окружили около дюжины полицейских в форме и в штатском, а представитель прокуратуры начал читать предупреждение об ответственности за проведение «несанкционированного митинга».