Исх. № 54 от 09.11.10 г.
Г-ну К. Мами
Генеральному Прокурору
Республики Казахстан
Г-ну К.Саудабаеву
Министру иностранных дел РК
Г-ну А.Шакирову
Уполномоченному по правам человека
В Рабочую группу по рассмотрению фактов применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
Обращение Коалиции НПО против пыток о ситуации с гражданами Узбекистана, ожидающими экстрадиции в Узбекистан
Коалиция НПО против пыток выражает обеспокоенность в связи с ситуацией вокруг граждан Узбекистана, которые задержаны в Казахстане и ожидают экстрадицию на Родину .
Правозащитные организации Узбекистана, а также международные правозащитные организации не раз высказывали свое мнение о ситуации с проблемой пыток в Республике Узбекистан.
Так, в частности, в альтернативном докладе по пыткам Общества прав человека Узбекистана “Эзгулик” 2007 года «Гражданские и политические права. Пытки и незаконное задержание» указывается: «В Узбекистане пытки продолжают применять систематически, несмотря на их полное и безоговорочное запрещение, как международным правом, так и национальной правовой системой».
В докладе Human Right Watch World Report 2010 в разделе, посвященном Узбекистану говорится «Пытки и недозволенное обращение оставались укоренившимися проблемами уголовного судопроизводства. Правительство Узбекистана не принимало мер ни по решению проблемы безнаказанности пыток, ни по выполнению рекомендаций профильного спецдокладчика ООН от 2003 г. Введение с января 2008 г. судебного санкционирования содержания под стражей практически не сказалось на ситуации с правами подозреваемых/обвиняемых и пока не способствовало предупреждению пыток и недозволенного обращения с задержанными».
20 марта 2009 г. Европейский Суд приостановил экстрадицию из России гражданина Узбекистана Наби Султанова, выдачи которого узбекские власти требуют по политически мотивированным обвинениям религиозного характера. Европейский суд по правам человека отметил: «экстрадиция в Узбекистан нарушила бы их право не подвергаться бесчеловечному обращению, а также право на справедливый суд, поскольку она [экстрадиция] угрожает их жизни и здоровью. … их содержание под стражей с целью экстрадиции было незаконным, и что в отношении указанного нарушения отсутствовали эффективные средства правовой защиты».
Специальный докладчик ООН по проблеме пыток Манфред Новак (Manfred Nowak), сообщил, что он располагает «многочисленными данными о том, что пытки в Узбекистане применяли и продолжают систематически применять и милиция, и службы безопасности — в особенности это касается диссидентов и других противников режима».
Законодательство Казахстана не содержит нормы, обязывающей компетентные власти выяснить ситуацию с применением пыток в стране, в которую производится выдворение или экстрадиция. В законодательстве Казахстана отсутствует принцип невозврата в страну, где человеку грозит применение пыток, а также отсутствует четкая процедура рассмотрения этого вопроса. Однако, в соответствии с Конституцией РК, международные нормы, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет над нормами национального законодательства. Конвенция против пыток устанавливает: «Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать (“refouler”) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека».
УПК РК устанавливает, что условия и порядок выдачи лица иностранному государству определяются нормами УПК и международным договором с иностранным государством. Таким образом, наряду с отсутствием принципа невозврата, отсутствует положение о приоритете требований Конвенции против пыток по отношению к двухсторонним договорам об экстрадиции. Это является основанием для вмешательства в данный вопрос Министерства иностранных дел РК и Генеральной прокуратуры, на которую в соответствии с национальным законодательством возложена функция дачи разъяснений по применению тех или иных норм закона.
В практике государственных органов договор об экстрадиции, например, в соответствии с Минской и Кишиневской конвенциями СНГ о правовой помощи является более приоритетным, чем обязательства по Конвенции против пыток.
В 2008 году после представления Второго периодического доклада Казахстана о выполнении Конвенции ООН против пыток Комитет ООН против пыток в целях выполнения положений указанной Конвенции рекомендовал Правительству Казахстана: «обеспечить, чтобы ни одно лицо не высылалось, не возвращалось или не выдавалось в страну, если существуют серьезные основания полагать, что ему/ей может угрожать там применение пыток, и чтобы лица, чьи ходатайства о предоставлении убежища были отклонены, могли подать эффективную апелляцию с приостановлением действия принятого решения…»
Коалиция полагает, что достоверная информация о систематических пытках, недозволенном обращении и неправосудных процессах в узбекской системе уголовного судопроизводства, указывает на то, что дипломатические заверения правительства Узбекистана о том, что пытки не будут применены в отношении экстрадируемых вызывают большие сомнения.
В этой связи призываем вас вновь тщательно изучить ситуацию вокруг большой группы узбекских беженцев, задержанных в Казахстане в июне 2010 года и пересмотреть вопрос об их экстрадиции в Узбекистан, что будет свидетельствовать о полном соблюдении Казахстаном норм международного права в области противодействия пыткам и защиты жертв пыток.
Просим проинформировать Коалицию о принятом решении.
Адрес Коалиции: г.Алматы, мкр.8, д. 4а, оф. 423, тел/факс 225 99 55.
С уважением,
Роза Акылбекова, координатор Коалиции
Коалиция НПО Республики Казахстан против пыток:
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека
Международный центр журналистики MediaNet
Общественный фонд “Сауыгу”
Центр исследования правовой политики
Центр развития и адаптации “Феникс”
Южно-казахстанская ассоциация юристов, ОНК по ЮКО
ОО «Региональный центр новых информационных технологий»
ОФ защиты прав осужденных и контроля туберкулеза «Луч надежды»