Ровно год назад, 2 и 3 сентября 2009 г., в Балхашском районном суде Алматинской области проходил судебный процесс по обвинению ведущего казахстанского правозащитника, директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения ЖОВТИСА в нарушении Правил дорожного движения, повлёкшем по неосторожности смерть человека. В конце второго судебного дня был вынесен приговор – 4 года лишения свободы в колонии-поселении, в дальнейшем оставленный в силе Алматинским областным судом и надзорной коллегией Верховного суда РК.
Баканасский судебный процесс и увенчавший его обвинительный приговор ярко и недвусмысленно демонстрировали предвзятость, политическую ангажированность и политический заказ. В суде ни сторона защита, ни многочисленные наблюдатели не смогли увидеть попытки разобраться в обстоятельствах дела, а увидели лишь стремление власти отомстить известному правозащитнику за его деятельность во имя продвижения в стране демократических принципов и ценностей, верховенства закона и соблюдения прав человека.
Ровно год назад, вечером 3 сентября 2009 г., осуждённый правозащитник был взят под стражу и затем, после двухмесячного пребывания в СИЗО г. Талдыкоргана, этапирован в колонию-поселение ОВ 156/13 г. Усть-Каменогорска, где находится и по сей день. Многочисленные протесты казахстанских и международных общественных организаций в защиту Евгения Жовтиса, подробно аргументированные доклады независимых юристов о вопиющих нарушениях закона в деле Жовтиса, разнообразные выступления в защиту неправосудно осуждённого правозащитника до сих пор не дали результата.
От Баканаского суда эстафета своеобразного применения законов в отношении Е.Жовтиса перешла к органам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК.
Вопреки законодательству, предусматривающему отбывание наказания в местах заключения, расположенных вблизи места жительства осуждённого, Евгений Жовтис был направлен в колонию-поселение, спешно перепрофилированную сразу после вынесения приговора в отношении правозащитника.
Сразу после прибытия в колонию на Жовтиса было наложено взыскание за отказ от принудительного трудоустройства на работу, для которой правозащитник не имеет соответствующей квалификации. После истечения срока действия этого взыскания на осуждённого было наложено новое взыскание – за просмотр телевизионного репортажа о матче Чемпионата мира по футболу.
Между тем, наличие взысканий лишает Евгения Жовтиса формального права на условно-досрочное освобождение, а также используется администрацией колонии-поселения как предлог для лишения Жовтиса возможности выходить в город, проживать и работать вне колонии. Хотя по закону такое право автоматически предоставляется всем осуждённым, содержащимся в колонии-поселении, что как раз и составляет главное отличие этого типа исправительных учреждений от всех других типов колоний и тюрем. Но для усиления изоляции репрессированного правозащитника власти пошли на беспрецедентное превращение для него одного режима колонии-поселения в общий режим содержания под стражей. К сожалению, все усилия международных правозащитных организаций и правительств демократических стран по исправлению данного положения также не дали каких-либо позитивных результатов.
Будучи профессиональным юристом, Евгений Александрович даже и в местах лишения свободы пытается отстаивать свои права в суде, подавая из колонии-поселения иски к администрации учреждения об отмене наложенных на него взысканий. Однако ни один из четырех судов, в которых побывали иски Жовтиса (Усть-Каменогорский городской и Восточно-Казахстанский областной, а затем Алмалинский районный и Алматинский городской суды) ни разу не взялся рассматривать иски по существу дела. Каждый из судов отфутболивает дело другому суду под смехотворным предлогом невозможности установить место проживания истца.
Более того, есть все основания полагать, что отказ властей Казахстана от проведения давно ожидаемой амнистии к 15-летию Конституции РК мог иметь одним из мотивов также и острое нежелание выпускать на свободу Евгения Жовтиса. И не только его, но и других политических узников – журналистов Рамазана Есергепова и Алпамыса Бектурганова, политических активистов Ермека Нарымбаева и Айдоса Садыкова, осуждённых уже в этом году. Те статьи Уголовного кодекса, по которым все они были осуждены, и те сроки лишения свободы от 2 до 4 лет, на которые они были осуждены, очевидно, могли бы подпасть под амнистию.
,
Спустя ровно год после судебного процесса и вынесения приговора по делу Евгения Жовтиса, из какового года 9 месяцев пришлись на 2010 год как срок председательства Казахстана в ОБСЕ, мы вынуждены констатировать, что в судьбе осужденного правозащитника ничего не изменилось к лучшему. Страна всё больше откатывается к авторитаризму и преследованию всех инакомыслящих.
Казахстанское международное бюро по правам человека
и соблюдения законности
Алматы, 3.09.2010