• Главная
  • >
  • Сепаратизм Западного Казахстана

Сепаратизм Западного Казахстана

15.09.2011

Радикальный ислам может серьезно осложнить политическое будущее Казахстана. Более того, в стране сейчас формируется радикальный ислам с национальным колоритом. Уже сейчас очевидно, что жузово-родовая структура страны влияет на попытки сплести воедино ислам, местные традиции и институт святых.


 


Мурат Телибеков, председатель Союза мусульман Казахстана считает, в стране разыгрываются варианты сепаратистских устремлений Западного Казахстана. Эта идея витает в воздухе и все чаще приобретает осязаемые формы.


 


Расскажите о причинах распространения радикального ислама в Казахстане. Судя по количеству инцидентов с участием религиозных фанатиков, казахстанским властям имеет смысл акцентировать внимание на этой проблеме.


 


Основную причину развития радикального ислама надо искать в экономической и социальной сфере. Ужасающие социальные контрасты, огромный ком нерешенных экономических проблем вызывают в обществе психологическое напряжение. Разочарование в политических лидерах и партиях привело к тому, что многие люди видят в религиозном движении определенную альтернативу, путь к решению наболевших проблем.


 


Не следует упускать из внимания другой немаловажный фактор: геополитический. Открытие границ, усиление борьбы за сферы влияния. Сегодня сырьевая база Казахстана оказалась весьма привлекательной для многих держав. Все это усугубляет ситуацию. Религиозные течения стали использоваться как один из способов влияния на политическую жизнь страны. Религия становится одним из инструментов геополитики, который дает возможность влиять на внешнюю политику страны, и, в конечном итоге, продвигать свои интересы в регионе. Религиозный экстремизм сегодня начинает расцветать. И причины надо видеть не только внутренние, но и внешние.


 


Какие из радикальных течений ислама уже проникли на территорию страны, на ваш взгляд? Что можно противопоставить им?


 


В первую очередь, это движение Хизб-ут-Тахрир, которое получило большое распространение и подверглось наиболее жесткому преследованию. Мне приходилось соприкасаться с членами этой организации. Я сделал определенные выводы относительно ее качественного состава. Это в основном выходцы из обездоленных слоев населения, часто молодежь из южных регионов, которые ищут не только решения своих экономических проблем, но и находятся в поисках смысла жизни.


 


Существующая атмосфера пустоты и бездуховности оказывает тяжелое влияние на молодежь. Люди могут переносить очень тяжелые испытания, когда знают, ради чего это делается. Но когда возникает ощущение бессмысленности, когда нет одухотворяющей идеи, а попрание справедливости становится вопиющим, это заставляет людей искать выход, вырабатывать какие-то формы протеста и нередко толкает на безрассудные поступки. Огромные массы людей находят в исламе утешение, вдохновение и надежду на лучшее будущее. В этом феномен человеческой натуры. Человек существо социальное, ему мало иметь крышу над головой и хлеб насущный. Нужна идея, которая определяла бы и ориентировала его жизнь. То, что мы называем, в общем-то, смыслом жизни.


 


Откуда и для чего экстремисты приходят в страну?


 


Несомненно, за этими крупными террористическими организациями стоят политические круги. Запад, Соединенные Штаты, не следует упускать из вида Китай с его гегемонистскими устремлениями. Я считаю, есть прямая связь между ростом организаций, проповедующих религиозный экстремизм, и столкновением экономических интересов крупных держав, таких, как Россия, США, страны ЕС. Я не стал бы уделять большое значение странам Персидского залива и Среднего Востока, потому что в геополитическом отношении они очень слабы. Скорее всего, они выполняют роль своеобразных посредников. Через эти страны происходит манипуляция религиозными лидерами и движениями, инициируются те или иные социальные и религиозные конфликты в отдельных регионах.


 


Откуда исходит наибольшая опасность?


 


Наверное, от Узбекистана. Здесь создана благодатная почва для роста экстремистских организаций. Этому потворствует, как ни странно, режим Ислама Каримова – очень жесткий и нетерпимый. Своими действиями он как будто подталкивает людей к сопротивлению, протесту. Именно оттуда, на мой взгляд, из Узбекистана, ну, еще из Афганистана – могут идти основные потоки экстремистского ислама. В Казахстане очагом нестабильности является юг, пограничные районы с Узбекистаном и Киргизией. В Киргизии иная ситуация, чем в Узбекистане. Режим более лоялен. Там нет такого жесткого преследования. И за счет этого созданы довольно благоприятные условия для развертывания специальных баз, подготовительных лагерей, сосредоточения ярких миссионеров, которые могут затем проповедовать свои учения и создавать организации в других странах Центральной Азии.


 


А, скажем, со стороны Ирана, где политическая ситуация сейчас раскачивается?


 


Фактор Ирана, я думаю, преувеличен. Эта страна не претендует на роль основного игрока, нет у него таких гегемонистских устремлений. Я считаю, это не входит в его геополитические планы. Иран слишком озабочен собственными внутренними проблемами, он испытывает огромное давление со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов. Ему не до Центральной Азии и рассматривать его как некий влиятельный фактор в регионе не следует. Я думаю, что ближайшем будущем эту страну ждут большие внутренние потрясения. Нынешний режим весьма нестабилен, недовольство в иранском обществе растет.


 


Но нельзя же исключать агрессии США в отношении Ирана? В результате нее регион может стать рассадником экстремизма.


 


Идея гипотетическая. Я не думаю, что Соединенные Штаты и Израиль на это решатся. Впрочем, даже если это и случится, не следует ожидать большого резонанса в Центральной Азии. Иран достаточно оторван от нас. Одна из причин – шиитский ислам. Мусульмане-сунниты всегда относились к Ирану с определенной долей недоверия, и даже подозрением. В отношениях между суннитами и шиитами много необъяснимого, парадоксального. Порой складывается впечатление, что это антагонизм на уровне ментальности… Нет, я не думаю, что конфронтация, между Западом и Ираном окажет определяющее влияния на мусульманскую умму в Центральной Азии.


 


Спецслужбы периодически “вскрывают ячейки” радикальных исламистов на Западе Казахстана. Можно ли говорить о некоем факторе Дагестана в отношении этого региона?


 


Беспокойство спецслужб небеспочвенно. Сегодня в умах отдельных политиков уже разыгрываются варианты сепаратистских устремлений Западного Казахстана. Эта идея витает в воздухе и все чаще приобретает осязаемые формы. У Западного Казахстана богатые ресурсы, здесь находятся нефтяные месторождения, и в то же время коренное население живет в крайней нищете. Люди буквально сидят на золоте, и в то же время влачат жалкое существование. Если посмотреть на ситуацию в геополитическом аспекте, подобный сценарий может вызвать большое искушение у отдельных стран.


 


Стремление к особому статусу Западного Казахстана, и, в перспективе, возможность появления здесь отдельного государства может предоставить некоторым странам определенным выгоды. Это может изменить ситуацию, к примеру, на нефтяном рынке, и привести к большим последствиям не только для Казахстана, но и для всего мира. Это весьма серьезная игра. Казахстан это понимает и принимает превентивные меры. Может быть не совсем удачные, слишком грубые, примитивные… Понимаете, нельзя в таких деликатных вопросах полагаться исключительно только на силу. В общем, нефть – слишком опасная вещь, чтобы к ней можно было благодушно относиться.


 


Может ли радикализация быть связана с жузовой и родовой структурой Казахстана?


 


Я не думаю, что сегодня эта проблема актуальна. Но для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в Казахстане, этот фактор может быть использован. К сожалению, нынешний режим, правящие круги дают в этом отношении пищу для кривотолков и повод для спекуляций. Субъективизм в решении данной проблемы наблюдается. Более того, он искусственно культивируется нынешним режимом. Это вызывает недовольство многих людей. При определенном стечении обстоятельств эта карта может быть разыграна. Но вряд ли она будет основной и сможет кардинально изменить ситуацию.


 


А что может?


 


Я думаю, что это будет, прежде всего, экономика. Западный Казахстан может стать инициатором крупных политических потрясений, если проблема не будет решена. Этому, кроме всего прочего, благоприятствует география и демографическая ситуация. Слишком Запад оторван от остальной части страны. Посмотрите на карту. Огромные пустоши, плохие транспортные коммуникации и очень часто их полное отсутствие. А 15 миллионное население для такой огромной территории как Казахстан – это капля в море. Это почти демографическая катастрофа! К сожалению, я не вижу серьезных попыток властей решить эту проблему.


 


На западе страны, говорят, очень неоднозначное поле ислама.


 


Хизб-ут-Тахрир там не получил особого распространения. Зато в последнее время на западе Казахстана становится все больше салафитов. Не исключено, что там появится и совершенно новая ветвь ислама. Радикальный ислам с национальным колоритом. Что-то вроде отечественного казахского ислама.


 


Национальный казахский ислам? Дайте ему более широкое определение.


 


Это попытка сплести воедино ислам, местные традиции, институт святых, имеющий там огромное влияние. В регионе находится много захоронений, культовых мест. Самое крупное из них – это мавзолей “Бекет-ата”, куда ежегодно совершают паломничество тысячи казахстанцев. Это формирует особый менталитет у жителей Западного Казахстана. Проявляться даже нотки некой исключительности, обособленности, и в то же время есть ощущение дискриминации, осознание своей ущемленности, жестокой эксплуатации. Все это рождает определенные настроения.


 


Дескать, Запад – это особый Казахстан, со своими ярко выраженными национальными традициями, которые не приемлют, к примеру, мировоззрение представителей консервативного Юга. Нынешний политический истеблишмент в Астане и Алматы в западных регионах многие воспринимают как нечто чуждое, оторванное от них. Тут надо также принять во внимание некоторые исторические предпосылки. Племена адай, населяющие Западный Казахстан, всегда были воинственными и своенравными, очень резко выступавшими против любых форм тирании. Все эти факторы вкупе могут сформировать особую ситуацию, которая усложнит политическое будущее Казахстана.


 


 


ИСТОЧНИК:


Информационное агентство «Регнум»


http://www.neonomad.kz/neonomadika/politika/index.php?ELEMENT_ID=6265


Дата публикации: 8 сентября 2011 г.


 


Добавить комментарий