• Главная
  • >
  • Мурат ТЕЛИБЕКОВ: В рай нельзя попасть по блату

Мурат ТЕЛИБЕКОВ: В рай нельзя попасть по блату

28.07.2011

Считанные дни остались до священного месяца Рамазан. Как его встречают правоверные мусульмане? Почему во время Рамазана профессиональные попрошайки зарабатывают тысячи долларов? Почему Соединенные Штаты Америки включили Казахстан в список стран, представляющих террористическую угрозу? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя Союза мусульман Казахстана, директора Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии Мурата Телибекова.


 


Zakon.kz: – Мурат Айтжанович, на днях стало известно, что министерством национальной безопасности США Казахстан включен в список стран, представляющих террористическую угрозу. Как Вы думаете, почему Казахстан вошел в этот перечень и вообще, по каким критериям составляется список таких стран?


 


М. Т.: – По поводу критериев ничего не могу сказать. Это прерогатива правительства США. О причинах демарша могу лишь догадываться. По-видимому, некоторые действия Акорды во внешней или внутренней политике вызвали крайнее раздражение Белого дома. Причина не в терроризме, отнюдь не терроризме. Просто Казахстану деликатно напомнили, что необходимо придерживаться правил большой игры, иначе будут большие неприятности.


 


Zakon.kz: – Один из посетителей нашего сайта оставил такой комментарий: «Я лично не против ислама и мусульман, но когда по телевизору чуть ли не каждый день показывают террористов-смертников – убийц ни в чем неповинных людей, я перестаю относиться к исламу нормально». Что движет смертниками? Почему они убивают людей якобы во имя ислама? Чью волю они исполняют, на кого они работают?


 


М. Т.: – Наличие террористов-смертников – это, прежде всего, издержки социально-экономической ситуации в стране. Люди обращаются к экстремистскому исламу от безысходности. Когда у них нет возможности решать проблемы законным путем, они в порыве отчаянья берут в руки оружие. Эти люди исполняют свою собственную волю, «работают» исключительно на себя, потому что защищают свое собственное достоинство, жизнь родных и близких.


 


Zakon.kz: – В Казахстане есть исламский терроризм?


 


М. Т.: – То, что произошло в Актюбинской области и Алматы, взрыв в Астане – все это признаки исламского экстремизма.


 


Zakon.kz: – А кто их вдохновитель, лидер?


 


М. Т.: – У них нет вдохновителя, единого центра и тут бессмысленно искать некую личность, которая руководит и направляет террористов. Повторяю, люди приходят к этому в результате отчаянного материального положения. Сегодня добрая часть населения находится именно в таком положении. Если власть не будет эффективно решать социально-экономические проблемы, которых накопилось великое множество, то исламский экстремизм будет нарастать.


 


Zakon.kz: – Какие конкретно пути решения этих проблем видите Вы?


 


М. Т.: – В первую очередь, это реконструкция политической системы. Простой народ не в состояние влиять на государственные решения, от которых зависит их жизнь. Они не так много просят, их не интересует внешняя политика, они даже согласны отдать недра страны всем олигархам мира. Они просто хотят, чтобы власть их не истязала, не унижала их человеческое достоинство, не насиловала их дочерей, не убивала сыновей, не выгоняла из собственных домов. В рамах закона это сделать невозможно, ибо тотальная всеобъемлющая коррупция создала в стране атмосферу чиновничьего беспредела. Какой выход? Надо дать людям немного свободы, хотя бы крупицу, иначе страна просто развалится на куски.


 


Кстати, один из признаков кризиса системы – рост суицидальных настроений. Первый шаг к террору – это тяга к суициду. Власти не обеспокоило то, что в Казахстане увеличилось количество самоубийств. От самоубийцы до террориста всего лишь один шаг. Другими словами, суицид – это прелюдия к терроризму. Граждане, склонные к самоубийству, завтра пополнят ряды террористов, ибо у них рано, или поздно возникает мысль, а почему я должен просто так отдавать свою жизнь, я лучше заберу с собой тех, кто виноват в моих страданиях.


 


Zakon.kz: – Другой посетитель пишет: «Мне всех верующих в чем-то жаль, как же вас зомбирует любая религия». Почему многие считают, что религия зомбирует человека, людей, а не возвышает их, не совершенствует? Может, политика духовного воспитания у нас слабая, неубедительная? Наркотики и водка зомбируют, убивают людей несравненно больше, чем, допустим, религиозные экстремисты, однако у людей к этим пагубным привычкам нет такой ненависти, как к религии. Чем это объяснить?


 


М. Т.: – Духовное воспитание находится у нас на низком уровне. Даже на ведущем нашем телеканале «Хабар» нет ни одной передачи, программы, посвященной духовному и религиозному воспитанию, чтобы подростки, молодежь больше узнавали о религии. Ничего этого нет. К сожалению.


 


 Zakon.kz: – У нас есть исламский телеканал «Асыл Арна».


 


М. Т.: – «Асыл Арна» – частный телеканал и его профессиональный уровень оставляет желать лучшего. По неофициальным данным, этот канал курирует сын Аслана Мусина Асылбек Мусин, руководитель организации «Изги амал». Возможно, невысокое качество телепродукции связано с недостаточным финансированием, государство действительно не уделяет должного внимания религиозному воспитанию. Я считаю, что этим должны заниматься профессионалы, крупнейшие медиа-холдинги и государство должно выделять на это большие средства.



 


Zakon.kz: – Среди казахстанской молодежи немало таких, кто не хочет учиться у себя на родине, а стремится попасть на учебу в Саудовскую Аравию, в частности в Медину, оперируя тем, что там чистый, не искаженный ислам и там можно получить глубокие знания, что глубокие знания в Казахстане невозможно получить. Это верное представление?


 


М. Т.: – Почему духовно развитая молодежь не хочет учиться у себя на родине? Здесь я вижу несколько причин. Первая – это дискредитация отечественного духовенства, оно утратило авторитет, не пользуется уважением и доверием населения. Молодежь не хочет учиться у таких людей.


 


Вторая причина – финансовая. Саудовские, пакистанские, египетские университеты предоставляют возможность бесплатно получить духовное образование. В Казахстане такой возможности нет. Я считаю, что практика платного обучения духовенства изначально порочна, духовным профессиям государство должно обучать бесплатно.


 


Третья причина – объективная. Высокий имидж саудовских и египетских университетов привлекает студентов со всего мира. К примеру, египетский университет «Аль Азхар» – это мусульманский Гарвард. Подобных высших учебных заведений в Казахстане пока нет, что, естественно, отрицательно отражается на уровне духовного образования.


 


Четвертая – коррупция, нежелание и боязнь властей уделять духовному и религиозному аспекту достаточное внимание, поэтому молодые люди предпочитают учиться за границей.


 


 Zakon.kz: – Что делать тем, кто не может выехать за рубеж на учебу? Где в Казахстане они могут получить знания?


 


М. Т.: – У нас в Алматы самый крупный – университет исламской культуры «Нур-Мубарак». На мой взгляд, власти должны приложить усилия к тому, чтобы модернизировать этот университет, сделать его конкурентоспособным, чтобы там могли давать образование, отвечающее требованиям сегодняшнего дня.


 


Zakon.kz: – Ислам имеет различные течения, какое из них больше подходит Казахстану? Есть мнение, что нам нужно внедрять умеренный ислам. Это как?


 


М. Т.: – Казахстанские власти объявили, что мы являемся приверженцами ханафистского ислама, что мы являемся мусульманами-суннитами. Если говорить о реальной картине, то большинство мусульман действительно исповедует ислам суннитского толка, но говорить, что нам нужен именно такой ислам… Подобная постановка вопроса, на мой взгляд, некорректна.


 


Под умеренным исламом власти подразумевают аполитичный, отстраненный от общественной жизни ислам, не вызывающий протестные настроения в электорате. Конечно, такая вера очень удобна, но мы сегодня видим другую картину, когда именно в исламе находят вдохновение те, кто пытается добиться перемен в стране. Понятно, просто призывы к умеренному исламу не возымеют никакого эффекта, если они не будут подкреплены реальными действиями в сфере экономики и политики.


 


Zakon.kz: – Мурат Айтжанович, приближается священный для мусульман месяц Рамазан, в этом году он начнется 1 августа. Верховный муфтий шейх Абсаттар хаджи Дербисали призвал народ Казахстана совершать в этот месяц богоугодные дела. Какие дела богоугодны?


 


М. Т.: – К богоугодным делам в дни Рамазана относятся благотворительность, помощь больным, нищим, сиротам, отказ от пороков и неправедных дел, примирение с врагами и недругами, прощение обид, воздержание от пищи в течение светового дня, молитвы и, конечно же, чтение Священного Корана.


 


Zakon.kz: – Верховный муфтий просит снизить цены в гостиницах, магазинах хотя бы на десять процентов и не продавать спиртное. Это очень похоже на прошлогоднее его выступление.


 


М. Т.: – В принципе, порыв благородный. Будучи светским и весьма образованным человеком, Дербисали прекрасно понимает, что высокие цены в магазинах – не вина лавочников, а вина правительства. Именно к нему, прежде всего, должен был обратиться с подобным призывом муфтий.


 


Zakon.kz: – Кстати, судя по откликам, призыв уважаемого муфтия вызвал неоднозначную реакцию среди читательской аудитории. Есть, к примеру, такой комментарий, я приведу его дословно: «О, шейх наш проснулся. Где он был, когда бородачи, которых превратили в «расхитителей нефти», убивали ментов? Где его призывы, где его комментарии по поводу происходящего? Проводит какую-то страусиную политику, появляется на публике, когда праздники, не видно его работы». Как Вы расцениваете подобные высказывания, насколько они обоснованны, объективны?


 


М. Т.: – В последнее время муфтий подвергается суровой критике. Вызывает сожаление его безразличное отношение к трагическим событиям в стране. К примеру, во время вооруженного конфликта в Актюбинской области, он не приехал туда поговорить с мусульманами, оказавшимися в эпицентре этих событий. Думаю, жесткая критика в адрес Дербисали оправдана.


 


Zakon.kz: – Жесткая критика со стороны кого?


 


М. Т.: – Со стороны общественности, журналистов, мусульман. Или взять последний инцидент, когда в Алматы была задержана группа бандитов. Позже выяснилось, что один из них – выпускник университета исламской культуры «Нур-Мубарак». И опять-таки от Дербисали ни слова. Мне не понятно его молчание. Это своеобразное бегство от проблем, страусиная политика. Наверное, человек боится говорить об острых проблемах, старясь не навлечь на себя гнев вышестоящего начальства. В своем стремлении следовать в фарватере государственной политики он доходит до абсурда. Муфтий должен быть самодостаточной личностью, у которой, хотя бы время от времени, появляется своя точка зрения на происходящие события.


 


Zakon.kz: – Также хотелось бы знать Ваше мнение по поводу таких высказываний на сайте: «Лицемерное голодание один раз в год», «Весь год грешат, пьют, курят, гуляют от своих жен налево и направо, а потом пост держат»… Оправданы ли такие упреки?


 


 М. Т.: – Я не сторонник подобных упреков. Разве плохо, что человек пытается встать на путь праведный, даже если это происходит один раз в году? Что в этом предосудительного? Человек отходит от греховных дел в дни Рамазана и преклоняет колени перед Всевышним Аллахом. Какой урон он наносит обществу своим поступком? Добрые намерения надо поощрять и не предавать остракизму. Именно в дни Рамазана человек остро осознает конечность своего жизненного пути, и тогда он как бы поднимается над повседневной суетой и взирает на жизнь с высоты божественной мудрости, поэтому мы должны поощрять возвышенные устремления, а не делать это предметом всеобщих насмешек.


 


Да и государство должно активно участвовать в этом благом деле, а не ограничиваться лишь официальными поздравлениями. В школах, университетах, государственных учреждениях должны создаваться соответствующие условия для тех, кто держит пост. К примеру, во многих мусульманских странах в дни Рамазана вводится сокращенный рабочий день, практикуется раздача бесплатной пищи в часы разговения.


 


Zakon.kz: – Священнослужители говорят, что в месяц Рамазан открываются врата Рая, шайтан заковывается в цепи, люди меньше совершают плохих поступков. Какую реальную роль играет Рамазан в жизни общества, людей? Есть ли в Казахстане статистика, насколько снижается количество преступлений в этот священный месяц, насколько меньше выпивается водки, насколько больше совершаются благотворительные акции, меценатство, сколько людей встало на путь истинный, праведный и так далее?


 


М. Т.: – Такой статистикой я не располагаю, не думаю, что она ведется, хотя в целом, считаю, положительные тенденции наблюдаются.


 


Zakon.kz: – Я недавно где-то читала, что в последние годы в Казахстане намного меньше стало употребляться спиртных напитков, много проводится безалкогольных свадеб и аналитики связывают это с религией.


 


М. Т.: – Слава Аллаху! Меня это радует, число верующих растет изо дня день. Чтобы удостовериться в этом, зайдите в любую мечеть, особенно в дни пятничного намаза, и вы увидите там огромное количество людей, причем с каждым годом их становится все больше и больше. Это удивительная картина! Плечом к плечу стоят бедные и богатые, преподаватели университетов, студенты, бизнесмены, чиновники, полицейские, уличные торговцы… Нигде больше вы не увидите вместе людей разного возраста, профессий, национальности, социального положения, образования. В такие минуты чувствуешь, что все мы принадлежим к единому великому братству.


 


Zakon.kz: – Кстати, где находятся рай и ад – на земле или на небесах и как они выглядят?


 


М. Т.: – Рай находится далеко за пределами Алматинской области (улыбается). Чтобы попасть туда, надо покинуть территорию Казахстана, выйти за пределы галактики, солнечной системы. Райская обитель в глубине ночного небосвода. Туда не летают самолеты и космические корабли. Чтобы попасть в это место, человек должен прожить отмеренный земной срок и совершить много добрых дел.


 


В рай попадает только душа. Одежда, машины, коттеджи, банковские счета, драгоценности… – все остается на земле. Перед входом в рай с вас снимут даже нижнее белье. В раю вы получаете все новое, чистое, не китайского производства. Погружение в рай – путешествие в один конец. Обратной дороги нет. В рай нельзя попасть по блату или телефонному звонку. Там настолько хорошо, что возвращаться никто не хочет. Это в сто раз лучше, чем Багамские и Канарские острова, побережье Иссык-Куля или Капшагайского водохранилища…


 


Недалеко от рая находится ад. Расстояние небольшое – такое же, как между Каскеленом и Чемолганом, но разница как между Лос-Анджелесом и Кызылордой. Туда попадают те, кто много врал при жизни, обирал свой народ, перегонял деньги в оффшорные зоны, любил власть, крал из казны деньги и тайком покупал себе дворцы, распутничал с женщинами, ел много казы и карта в то время, когда народ терпел крайнюю нужду. Ад – это хуже чем тюрьма, концлагерь, Гаагский трибунал, Нюренбергский процесс, виселица, гильотина, электрический стул… В ад попадают негодяи и преступники. В аду полным-полно педофилов, фашистов, расистов, важных персон, министров, депутатов, таможенников, финполовцев и прочей придворной челяди…


 


Zakon.kz: – Наступления священного месяца Рамазан с нетерпением ждут не только верующие, но и профессиональные попрошайки, которые в «удачный сезон» могут заработать несколько десятков тысяч долларов. Они приезжают в мечеть, как на работу, причем в собственной дорогой иномарке. У мечети сидят, по богатым особнякам побираются, возле дорогих автомобилей с протянутой рукой ходят. И практически нигде не получают отказа, поскольку оказание помощи нуждающимся в священный месяц Рамазан обязательно для каждого правоверного мусульманина. В прошлом году одна профи-попрошайка за первые две недели Рамазана заработала 32 (!) тысячи долларов. Говорят, милостыню чаще всего подают не добрые и сострадательные люди, а бандиты и торговцы наркотиками, они думают, что за это Аллах простит им все их злодеяния. Как отличить мошенников, пользующихся людским милосердием в корыстных целях, от действительно нуждающихся? Как правильно подавать милостыню? Может, возле мечети вообще никому ни тиына не надо давать, так как места там все блатные?


 


М. Т.: – Пожертвование – это личное дело каждого. Никто не заставляет людей подавать милостыню тем, кто сидит у мечетей. Я не исключаю, что здесь присутствуют элементы спекуляции, непорядочности, но в то же время уверен, что среди них есть те, кто действительно нуждается в подаянии. Мы видим там немало калек, инвалидов – такое не изобразишь искусственно. Каждый человек должен отвечать, прежде всего, за свои собственные поступки. Если у мечети сидит какой-то мошенник, будьте уверены, он понесет наказание за свои грехи.


 


В качестве совета я рекомендовал бы людям целенаправленно проявлять благотворительность. В помощи, к примеру, всегда нуждаются детские дома, интернаты, больницы. В любом городе есть кварталы, где живут очень бедные люди. Если говорить об Алматы, то это микрорайоны «Шанырак», «Бакай». Зачастую богатые люди не утруждают себя поиском нуждающихся, они приходят в мечеть и оставляют деньги, продукты питания на усмотрение имамов. Хорошо, если имам порядочный человек, однако есть немало фактов, когда священнослужители используют поступления в своих личных целях. Небрежная формальная благотворительность неугодна воле Аллаха, она не принимается Всевышним.


 


Согласно мусульманской традиции, мусульмане в первую очередь должны оказывать помощь близким родственникам, соседям по улице, кварталу. Если после этого осталась возможность, ты можешь поехать в другой район, город, помочь мечети, но в первую очередь следует помогать людям, которые находятся рядом. В каждом доме найдется старушка, которой надо помочь, на каждой улице найдется какая-нибудь семья, которая нуждается в помощи.


 


Zakon.kz: – Последнее время в Казахстане строится немало мечетей предпринимателями, которые зачастую называют их именами своих отцов. Во-первых, можно ли мечети присваивать имя своего отца? Во-вторых, в народе говорят, что они построены на деньги, добытые незаконным путем, что тем самым тот или иной бизнесмен хочет замолить грехи свои. Как относится Союз мусульман к строительству мечети на средства сомнительного происхождения?


 


М. Т.: – Нет ничего плохого в том, что люди присваивают мечетям человеческие имена. Это не противоречит исламу.


 


Что касается происхождения денег, то, конечно же, ислам не поощряет строительство мечетей на неправедные деньги.


 


Zakon.kz: – Могут ли прихожане ходить в мечеть, построенную на незаконные деньги?


 


М. Т.: – Грех лежит на том человеке, который построил мечеть на нечестные деньги, на простых прихожанах нет никакой вины. Если поблизости нет другой мечети, то не будет греха в том, что человек совершает намаз в этой мечети.


 


Zakon.kz: – Нередко моральный облик местных имамов и мулл вызывает у прихожан недовольство, раздражение. Чем это объяснить?


 


М. Т.: – Действительно, сегодня система подбора кадров среди имамов вызывает очень большие нарекания, к нам нередко приходят жалобы о том, что должность имама продается и покупается.


 


Zakon.kz: – Кто их назначает?


 


М. Т.: – У нас назначение имамов идет централизованно через Духовное управление мусульман Казахстана.


 


Есть еще жалобы о том, что в мечетях северных, западных и восточных регионов наблюдается засилье имамов из Южно-Казахстанской области. Местным выходцам, бывает, отказывают в должности имама, даже если он имеет духовное образование, зато всюду насаждают имамов из ЮКО. То есть опять же можно предположить, что вопрос упирается в коррупцию. Эти разговоры идут давно, однако никто не предпринимает действенных мер.


 


Zakon.kz: – Сколько стоит место имама?


 


М. Т.: – Я не могу сказать точно, все зависит от масштаба города, района. Разумеется, должность имама в Алматы оценивается гораздо выше, чем в других местах. Лет пять назад по сведениям, которые поступали в Союз мусульман Казахстана, должность имама в Тастакской мечети Алматы стоила примерно десять тысяч долларов. Аналогичные жалобы к нам поступают давно, мы часто сталкиваемся с ними.


 


Zakon.kz: – Их присылают в письменном виде?


 


М. Т.: – И в письменном виде, и звонят, и приезжают.


 


Zakon.kz: – Вы ставите об этом в известность правоохранительные органы?


 


М. Т.: – Союз мусульман доводит такую информацию до общественности и правоохранительных органов через СМИ. Думаю, власти прекрасно об этом знают.


 


Zakon.kz: – Чем занимается Союз мусульман?


 


М. Т.: – Наша задача – активно участвовать не только в религиозном просвещении общества, но и в решении важных социально-экономических вопросов, касающихся в частности образования, здравоохранения, социальной сферы. Ислам и религия изначально созданы для того, чтобы изменить, улучшить общество, помогать людям, которые нуждаются в помощи, а не просто заниматься чтением молитв и готовиться к загробному миру. Мы организовываем круглые столы, конференции, участвуем в дебатах, выступаем в прессе.


 


Zakon.kz: – Кто является членами Союза мусульман?


 


М. Т.: – Граждане Казахстана, причем туда входят не только мусульмане. У нас есть люди, далекие от ислама, есть даже представители других конфессий.


 


Zakon.kz: – Сколько на сегодня членов Союза мусульман?


 


М. Т.: – По самым скромным подсчетам, 528 439 человек, они поддерживают Союз мусульман, симпатизируют проводимой нами политике. Хочу особо отметить, что у нас нет бюджета, мы никому не платим зарплату. Основное правило нашей организации – никаких денежных поборов, никаких членских взносов. В этом наше главное отличие от сект.


 


Союз мусульман существует более десяти лет. Один из последних наших значимых проектов – помощь обществу слепых в Талгаре. Мы организовали огромную спонсорскую поддержку на несколько миллионов тенге. В результате произведен ремонт в доме слепых, оказана значительная материальная помощь, привезена новая мебель. Она из крупных политических акций – смещение с должности акима Актюбинской области.


 


Zakon.kz: – На какие средства вы проводите подобные мероприятия, программы, проекты?


 


М. Т.: – На свои собственные и средства спонсоров.


 


ИСТОЧНИК:


Информационная служба «Закон.КЗ»


http://www.zakon.kz/top_news/225857-murat-telibekov-v-rajj-nelzja-popast-po.html


Дата публикации: 26 июля 2011 г.


 


Добавить комментарий