• Главная
  • >
  • Как казахи стали мусульманами

Как казахи стали мусульманами

29.06.2011

Советской исторической науке было присуще огромное количество недостатков, будь то непременный поиск классовой борьбы, доведение до абсурда теории общественных формаций или по большей части неуместное цитирование святой коммунистической троицы в трудах по истории народов СССР. Но все эти недостатки перекрывались одним очень весомым обстоятельством: советские историки почти поголовно были атеистами, либо скрывали свою религиозность. Это обстоятельство играло очень важную роль, поскольку изучение истории возможно лишь с материалистических позиций. Людям, которые веруют в недоказуемое, в науке не место.


 


К сожалению, в современном Казахстане положение изменилось существенным образом. Некоторые нынешние довольно известные историки, как, например, А.Муминов или Н.Нуртазина, едва ли не бравируют своими религиозными убеждениями, и печально то, что это отражается в их оценке исторических событий. По их мнению, получается, что предки казахов стали частью мусульманского мира едва ли не во времена жизни самого пророка Мухаммада. И уж коль так говорят профессиональные историки, ясно, что в руках мусульманского духовенства появляются солидные козыри в деле религиозной пропаганды. Ислам преподносится как традиция, освященная веками, – как путь пращуров. А это серьезный аргумент для казахской аудитории. Тем более, что кое-какие исторические факты можно подвести под эту концепцию.


 


Идеи ислама действительно очень рано проникли на территорию современного Казахстана. Уже в VIII веке арабы при подчинении Мавераннахра столкнулись с племенами тюргешей. Долгая и кровавая война закончилась поражением и гибелью Тюргешского каганата, но и от мысли подчинения кочевых племен Великой степи арабы были вынуждены отказаться. Важно отметить, что именно различные тюркские племена и народы причинили больше всего хлопот полководцам Халифата. Тюргешам, ведущим боевые действия в Центральной Азии, вольно или невольно помогали хазары и болгары, которым были обязаны своим спасением византийские кесари.


 


Оценив военный потенциал кочевых племен евразийских просторов, арабские правители стали не без успеха пытаться обратить их в своих союзников. К примеру, только помощь карлукских племен помогла арабам одержать победу над китайцами во время Таласской битвы в 751 г.


 


Безусловно, свою роль в изменении отношений сыграла и культурная близость. Нравы и обычаи арабских бедуинов, которых, кстати, откровенно недолюбливал пророк Мухаммад, были довольно схожи с традициями тюрков, и это обстоятельство сыграло очень важную роль. Не случайно то, что тюрки, в разных источниках пользовавшиеся славой жестоких и хищных племен, в арабской истории и литературе выглядят кардинально иначе. Тюрки многих арабских авторов – это народ благородных богатырей, превосходящих в отваге и доблести не только все остальные народы, но даже и самих арабов.


 


Но, конечно, главную роль в возникновении столь горячей симпатии сыграло то обстоятельство, что сил самих арабов уже не хватало для контроля над обширной завоеванной территорией. В поисках решения этой проблемы, арабы стали создавать армии из невольников, что повлекло за собой расширение работорговли. Особенным спросом пользовались тюрки, поголовно умевшие стрелять из лука и держаться в седле. Эти гулямы и мамлюки помогли Халифату выстоять, но единодушно отмечаемое средневековыми авторами тюркское властолюбие не желало ограничиваться армейскими чинами. Вскоре, почти во всех мусульманских владениях власть фактически перешла в руки тюрков. Закончилось все возникновением Сельджукской державы, объединившей под своей властью большую часть мусульманских земель.


 


Однако вписавшие свои имена в историю ислама полководцы, ученые, поэты и основатели целого ряда династий тюркского происхождения стали частью мусульманской цивилизации, и со степью их мало что связывало. А у кочевников Дешт-и Кипчака все было по-прежнему. Время от времени для заключения выгодного военного союза либо просто чтобы угодить своей жене или матери-иноземке, ханы могли пройти церемонию принятия ислама, но при других обстоятельствах с точно такой же легкостью они принимали христианство или буддизм. Все это нисколько не мешало рядовым номадам поклоняться божественному Небу, силам природы, священным деревьям и душам своих предков. Отсутствие единого централизованного государства у кипчакских племен было непреодолимой помехой для миссионеров любых религий. Так было до нашествия монголов и последовавшего за ним создания Золотой Орды.


 


Поначалу золотоордынские ханы, которые позволяли себя вовлечь в лоно той или иной религиозной традиции, не посягали на свободу совести своих кочевых подданных, но все изменилось с приходом в 1312/13 гг. к власти хана Узбека. Кстати руководители мусульманского духовенства в России в связи с этим обстоятельством планируют начать в следующем году широкое празднование семисотлетнего юбилея принятия ислама предками современных татар и других народов. Видимо, того же следует ожидать и в Казахстане. Но при этом не мешало бы вспомнить, к чему в конечном итоге привели реформы хана Узбека.


 


Исламизация сразу встретила яростный отпор среди кочевников, которые заявили своему хану: “Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем тура и ясак Чингиз-хана и перейдем в веру арабов”. Но Узбек, вдохновляемый мусульманским купечеством, не собирался останавливаться ни перед чем. Десятки чингизидов, беков “черной кости”, волхвов-баксы и тысячи их приверженцев из простого люда поплатились своими жизнями за отказ принимать ислам. И хотя формально Узбек добился своей цели, большая часть кочевников, под давлением признавших “арабского бога”, естественно была в душе с этим категорически не согласна. Государство, в котором ведущие роли заняли “сарты”, их не устраивало еще больше, и потому, как справедливо отмечают современные исследователи, именно хан Узбек, с именем которого ранее связывался рост могущества Золотой Орды, на самом деле стал невольным виновником падения своей державы. Вопрос отношения к исламу был одной из главных причин для последующих распрей между золотоордынской знатью.


 


Но все же ислам, в конечном счете, одержал победу практически во всех улусах, возникших на территории Золотой Орды, за одним исключением. И исключением этим было Казахское ханство. Конечно, формально предков казахов также причисляли к мусульманскому миру, но в данном случае надо определиться с понятиями. Что означало и означает быть мусульманином? В первую очередь, для этого надо было соблюдать пять основ ислама. Человек должен признавать, что “нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его”, соблюдать ежедневную пятикратную молитву, выплачивать зякет, соблюдать пост во время месяца Рамадан и хотя бы раз в жизни свершить паломничество в Мекку.


 


Однако, по свидетельству Рузбихана, степняки-казахи поклонялись каменным статуям своих предков, почитали солнце и луну и обращали в рабство захваченных в плен мусульман. Разумеется, никакой речи не могло идти также о соблюдении поста, пятикратном намазе, зякете или паломничестве-хадже. Даже по внешнему виду номады казахских степей серьезно отличались от других кочевников, сохраняя верность древнетюркским обычаям. Описывая их, итальянец Контарини отмечал: “Они носят длинные волосы до пояса и называются дикими татарами”. Появление собственной оригинальной системы права взамен законов шариата, принятых в мусульманских странах, также ярко характеризует положение ислама в Казахском ханстве. Фактический отказ от продолжения политики исламизации по методу Узбек-хана был частью гласного или негласного общественного договора между казахами и их ханами.


 


В прочих золотоордынских улусах все прежние языческие традиции и обычаи официально находились под запретом. Так, другой итальянец Барбаро, которому довелось побывать в Большой Орде, писал: “Однажды, находясь в орде, я увидел на земле опрокинутую деревянную миску. Я подошел и, подняв ее, обнаружил, что под ней было вареное просо. Я обратился к одному татарину и спросил, что это такое. Он мне ответил, что это положено “hibuth peres”, т. е. язычниками. Я спросил: “А разве есть язычники среди этого народа?”. Он же ответил: “Хо, хо! их много, но они скрываются”.


 


Представить себе такую картину в казахских кочевьях, где никто не думал скрывать своих религиозных представлений, было просто невозможно. Даже в начале XIX в., когда прежняя кочевая система верований уходила в забвение, А.И.Левшин писал о казахах: “Все они вообще имеют понятие о высочайшем существе, сотворившем мир, но одни поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства, третьи думают, что кроме божества благого, пекущегося о счастии людей и называемого ими худай, есть злой дух, или шайтан, источник зла. Сверх того киргизы признают существование многих других духов, верят колдунам, ворожеям”.


 


Все изменило принятие российского подданства, а точнее – политика Екатерины II. В отличие от многих своих подчиненных, она не видела нужды в скорейшей ассимиляции азиатского населения и, к примеру, в своих записках отмечала: “Мир необходим этой обширной империи; мы нуждаемся в населении, а не в опустошениях; заставьте кишеть народом наши обширные пустыни, если это возможно; для достижения этого не думаю, чтобы полезно было заставлять наши нехристианские народности принимать нашу веру; многоженство более полезно для [умножения] населения; вот что касается внутренних дел”.


 


В соответствии с данной установкой российские власти на местах стали возводить мечети, открывать медресе и т. д. В дальнейшем эта политика была продолжена. Как отмечал Ч.Валиханов, “апостолом Магомета в Сибирской степи был великий Сперанский, назначавший мулл и предположивший построение мечетей и татарских училищ при окружных приказах”. Естественно, что покровительство исламу со стороны властей не могло не принести своих плодов. Как свидетельствовал Б.Даулбаев, “после 1840 года… народ усердно начал приниматься и за религиозные и всякие духовные обряды; до того времени, примерно, из ста совершеннолетних людей обоего пола, исполнением пятивременных намазов (молитвы) занимался только один; в настоящее же время; наоборот из ста человек один разве не исполняет этих намазов…”.


 


Разумеется, произошедшую исламизацию казахов нельзя приписывать только усилиям российских властей, которые впоследствии перестали оказывать покровительство мусульманскому духовенству. Свою роль сыграл переход значительной части кочевников на оседлый и полуоседлый образ жизни, что облегчало миссионерскую деятельность татарских и среднеазиатских проповедников, расселявшихся среди казахов. Другими причинами стали рост национального самосознания и реакция на ассимиляционное давление со стороны русской культуры. Сочетание этих факторов и определило победу ислама в казахских степях в XIX веке.


 


ИСТОЧНИК:


Интернет-газета «Зона.Кз» 


http://www.zonakz.net/articles/35169


Дата публикации: 15 июня 2011


 


Добавить комментарий

Смотрите также