• Главная
  • >
  • Религия – дело тонкое (на «перекрестке» особенно)

Религия – дело тонкое (на «перекрестке» особенно)

09.02.2011

Напряжение в сфере религиозных отношений для Казахстана стало неожиданностью. Органы государственного управления, имеющие за спиной только опыт советского взаимодействия с религиозными объединениями и верующими, оказались не готовы к работе в условиях глобализации. Плюс само географическое расположение страны на перекрестке всевозможных религий, конфессий и течений, которое объективно усложняет и без того непростую картину.


 


В переживаемую эпоху на «рынке» человек может выбрать любую идентичность, в том числе по сегменту «религиозность». Разумеется, традиционалисты могут кричать о предательстве веры предков и тому подобные моменты, но это все равно, что требовать от населения быть преданными только отечественной эстраде или кинематографу. Время сейчас такое, что человек все больше ко всему подходит с индивидуальных позиций и вопрос выбора религии не является здесь исключением.


 


Найти в эпоху Абая в казахских степях дзэн-буддиста было бы архисложной задачей. А сегодня в Казахстане они по интернету обмениваются чертежами скамеек для медитаций. Разумеется, подавляющее большинство населения остается мусульманами, однако усиление религиозности сознания уже привело к тому, что накаляются отношения между различными течениями в исламе. Речь не идет о водоразделе суннитов и шиитов – внутри одних суннитов хватает точек разногласий, которые выливаются в проблематичный и опасный тренд. Парадоксально, но среди ярких проводников государственного языка оказались всевозможные протестантские секты. Их миссионеры и активисты хорошо владеют казахским языком, распространяют на нем библии и другую религиозную литературу.


 


А вот чиновники, которые по роду деятельности обязаны держать религиозную ситуацию на контроле, порой поражают невежеством и некомпетентностью. То они не знают, что книга «Код да Винчи» осуждена римской католической церковью, то закупают для школ учебник по «Религиоведению», способный скорее взбудоражить чувства верующих, нежели способствовать получению нейтральных знаний о религии и росту толерантности населения. Собственно, для усиления толерантности государство и пошло на включение в курс общеобразовательных школ предмета «Религиоведение» (34 учебных часа в III четверти 9-го класса).


 


Исполнительные и правоохранительные органы отличаются крайней непоследовательностью в проведении религиозной политики. Взять хотя бы ситуацию с суфистами. Ходжа Ахмет Яссауи, суфий, признан и высоко оценен официальной пропагандой и идеологией, его мавзолей в Туркестане является одним из символов современного Казахстана, памятником архитектуры, региональные власти в меру сил улучшают инфраструктуру для паломников к этому святому месту. И тут же правоохранительными органами и спецслужбами осуществляется преследование суфистов, через СМИ вбрасываются материалы с негативным отношением к суфизму. Потом чиновники закупают для школ учебники, которые проводят скрытую пропаганду суфизма. В результате общая картина происходящего запутывается еще больше.


 


Среди знаковых фигур общественно-политической жизни нет единства даже по базовым вопросам отношения к религии. Общественный деятель Мурат Ауэзов заявляет, что «Ахмет Яссави и его последователи – суфии – синтезировали лучшее в исламе с тенгрианством». Сенатор Гани Касымов: «Мы 800 лет мусульмане, а до этого 5000 лет тенгрианцы. Мы, как тюрки – сыновья Неба». А есть еще «кораниты» – новомодное течение в политической элите страны, плюс законченные атеисты, если судить по образу жизни, однако почитающие выше всего коран. «Казахская культура уже 12 веков существует в лоне исламской цивилизации. У казахов было полнокровное мусульманское общество со своими улемами, просто мы о них слабо знаем», – считает Аширбек Муминов, заместитель директора Института востоковедения. «Тенгрианство имело развитую письменную культуру», – подчеркивает Галым Агелеуов, историк, культуролог.


 


Любой религии нужна паства, как главный ресурс. На этой почве обостряется конкуренция между всевозможными конфессиями и течениями. Самому государству не удается оставаться на позициях нейтральности и светскости. Когда областной акимат просит коммерческую фирму «проспонсировать» строительство соборной мечети (не школы, театра или библиотеки!), это само по себе тревожный маркер.


 


«Настоящие мировые религии традиционны, догматичны. Истину они получили от Бога, поэтому, что здесь модернизировать? Только подачу информации, – считает Анатолий Косиченко, главный научный сотрудник КИСИ (Казахстанский институт стратегических исследований). – Религиозная нравственность вступает в противоречие с моралью современной экономики. Противоречие это онтологическое, непреодолимое». Например, как по ситуации со ссудным процентом, который осуждается и в исламе, и в православии. Только «протестантская этика максимально совпадает с капиталистической экономикой».


 


«Ни одного религиозного террористического акта и десятки людей, осужденных за терроризм на длительные сроки заключения. Азамата Керимбаева убили. Зачем? Он что, помощник Бен Ладена? – на это постоянно акцентирует внимание Мурат Телибеков, председатель НПО Союза мусульман Казахстана. – Какое отделение церкви от государства, если верховного муфтия назначает президент?»


 


В СМИ регулярно появляется информация, где сообщается, что православный священник был задержан на российско-казахстанской границе с килограммом анаши под рясой. Или как имам одной из мечетей в ходе пьянки вскрыл сейф с пожертвованиями прихожан и направил эти деньги на продолжение застолья. Однако и другие сведения тоже пробивает себе дорогу. Вроде имама из Кокшетау, который не пускал свою 12-летнюю дочь в школу, протестуя против светских основ образования.


 


Религиовед Яков Трофимов указывает на то, что при 46 официально зарегистрированных религиозных конфессиях в Казахстане 95% всех верующих приходится на суннитский ислам ханафитского толка и православие. Из оставшихся 44 конфессий «агрессивную пропаганду ведут только «Свидетели Иеговы». Такая религиозная группа, как евангельские христиане-баптисты сами не регистрируются в органах власти по принципиальным соображениям. Раньше их за это штрафовали, но в связи с председательством ОБСЕ-2010 процесс приостановили. «С моей точки зрения регистрировать не надо. Регистрироваться должны те, кто хочет получить какие-то льготы от государства», – подчеркивает эксперт. Нормой об обязательной регистрации религиозных объединений государство выталкивает часть своих граждан из правового поля.


 


Но и действия государства тоже понять можно. Качество управленческого аппарата не позволяет проводить взвешенную и выверенную политику на религиозном поле. Между тем, религиозные объединения и группы могут выступить мощным дестабилизирующим фактором в критический момент, как это в свое время произошло в Чечне, Грузии, Украине. Сейчас силы политического ислама активно набирают обороты в Кыргызстане. Все вместе заставляет Астану прибегать к методу запретов, однако они как инструмент в сфере религии сами по себе крайне взрывоопасны. На данном этапе политического и социального развития страны, ответственным за религиозную проблематику чиновникам и сотрудникам спецслужб необходимо срочно умнеть и набираться знаний, плотно взаимодействовать с реальными экспертами. В противном случае они так и останутся в «хвосте» процесса, реагируя только на негативные следствия и не понимая их истинную причину.


 


ИСТОЧНИК:


Сайт «Беттер»


http://www.better.kz/ru/20110204/russkijreligiya-%E2%80%93-delotonkoenaperekrestkeosobenno/


Опубликовано 4 февраля 2011 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также