• Главная
  • >
  • Церковь заговорит по казахски

Церковь заговорит по казахски

29.11.2010

Прошло девять месяцев, после того как новым главой Русской православной церкви в Казахстане был назначен архиепископ Александр. Наши читатели обратились с просьбой пригласить митрополита для участия в «прямой линии». К сожалению, прийти в редакцию владыка не смог: дел очень много. Сейчас он объезжает все города страны с визитами, но на адресованные ему вопросы ответил


 


– Меня зовут Руслан. Я хочу принять таинство святого крещения, но при этом хочу оставить свое имя. А в храме говорят, что такого имени нет в святцах. Но возникает вопрос, когда крестились древние христиане, по каким святцам они крестились. Я понимаю, что я не святой. Но если вдруг крещеный, например, с именем Руслан умрет за Христа, то будет и у нас в святцах новый святой с таким именем. Это очень важно для людей, которые хотят принять таинство крещения и оставить свои имена, данные нам при рождении.


 


Архиепископ Александр:


 


– Руслан, традиция давать имя святого при крещении весьма древняя. Уже в III веке при крещении верующие брали имена святых, – ветхозаветных праведников, пророков, апостолов. Как мы знаем из святого Евангелия, сам Господь некоторым своим апостолам давал новые имена. Например, Симону – Петр, Иоанну и Иакову – Воанергес. Савл после обращения в христианство принимает имя Павел. Новое имя в таинстве святого крещения знаменует собой начало новой жизни во Христе и сыновнее подчинение Ему. Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит, вступить в таинственную связь и со Христом, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.


 


Руслан, ваше имя, данное родителями, остается с вами. При Крещении оно никуда не исчезает, а у вас появляется еще одно имя – христианское, с которым вы участвуете в богослужебной жизни церкви. Перемена имени ни в коем случае не должна быть препятствием для соединения со Христом в таинстве крещения. Вы можете выбрать имя любого святого, житие которого вам особенно нравится. Если человек, получивший новое имя при крещении, прославится особой духовной жизнью, подвигами или страданиями за Христа – станет святым, то он, конечно же, освятит и свое первое имя, данное ему при рождении. Это имя, до этого нехристианское, обязательно войдет в святцы.


 


Дорога к храму


 


Елена СМОЛЯНИНОВА:


 


– Почему сейчас в православных храмах крестят всех подряд и не проводят предварительно ознакомление с верой? Крещение и венчание в церкви стали просто традицией. Люди не понимают смысла этих таинств и потом не появляются в храмах. Неужели есть смысл такого крещения и венчания просто ради статистики?


 


Архиепископ Александр:


 


– Практика совершать церковные таинства без предварительной подготовки человека, без катехизации, – несомненно, порочная и возникла в годы советских гонений на Церковь. В настоящее время, к сожалению, в некоторых храмах продолжается совершение крещений, венчаний и иных таинств над неподготовленными людьми. Но следует отметить, что такое пренебрежительное отношение к духовной жизни уходит в прошлое. Благодаря воскресным школам для детей и взрослых, увеличению числа грамотных священнослужителей, появлению большого количества хорошей православной литературы «мода» на крещение и венчание навсегда уходит в прошлое. Кроме того, нельзя забывать о том, что таинство, совершенное над неподготовленным человеком, остается таинством. Божественная благодать действует даже на маловерующего и неверующего, преображая его природу, просвещая разум, изменяя ход жизни. Практика показывает, что несознательно крестившиеся люди, ведомые Божественным Промыслом, спустя годы все же приходят к вере и уже осознанно переступают порог церкви.


 


– Зовут меня Фатима. Недавно приняла таинство крещения. Честно говоря, разговорный русский я понимаю прекрасно, а вот старославянский, на котором службы идут, – не очень. А появятся ли храмы, где будут проходить богослужения на казахском языке?


 


Архиепископ Александр:


 


– Уважаемая Фатима, в настоящее время в Православной церкви Казахстана решается вопрос об употреблении казахского языка в богослужении. В новооткрытой Алматинской духовной семинарии в программу обучения будущих пастырей в обязательном порядке входит казахский язык, а также осуществляется перевод основных бого­служебных текстов. В недалеком будущем в храмах, где молятся прихожане, для которых родным языком является казахский, представляется вполне возможным совершение бого­служений на двух языках – церковно-славянском и литературном казахском. На казахском языке будут издаваться духовная литература, работать официальный сайт митрополии, говориться проповеди. В этом году Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла публиковалось и озвучивалось на двух языках – русском и казахском.


 


Алексей СИМОНОВ:


 


– Почему в наш город не едут православные богословы из Москвы, например, такие как Алексей Ильич Осипов, Александр Леонидович Дворкин, Асмус, Максим Козлов и многие другие? И почему в церковных лавках так мало хорошей богословской литературы, серьезных авторов. Особенно Парижской богословской школы?


 


Архиепископ Александр:


 


– Отсутствие той или иной литературы в церковной лавке – это вопрос прежде всего к настоятелю храма, на территории которого находится лавка. И в данном случае действует простая закономерность – спрос рождает предложение. Отсутствие спроса на ту или иную литературу, как правило, является причиной отсутствия оной. Вы можете обратиться к настоятелю храма, прихожанином которого являетесь, и попросить его заказать интересующие вас книги. В Казахстанской митрополии планируется создать сеть магазинов православной книги, где была бы в ассортименте представлена литература самых разных авторов по богословию, церковной истории и археологии, аскетике и иным интересующим читателя предметам. Вопрос о публичных выступлениях в Алматы известных современных православных ученых тоже будет решаться положительно. Лекции православных богословов с мировыми именами будут читаться на базе Алматинской духовной семинарии и в рамках научно-практических конференций и «круглых столов».


 


Айнагуль САЛЬМЕНОВА:


 


– Я мусульманка, но всегда было интересно, что в церкви происходит? Интересно было бы посмотреть на службу на Рождество или Пасху. Могу я заходить в церковь или нет? Не возбраняется ли это?


 


Архиепископ Александр:


 


– Православная церковь всегда с большим уважением относится к представителям традиционных религиозных конфессий. Независимо от вашей веры вы свободно можете прийти в любой православный храм как в праздники, так и в будни, познакомиться с богослужением, послушать хоровое пение, посмотреть образцы церковного искусства, получить ответы на интересующие вас вопросы.


 


Церковь – это больница для грешников


 


Леонид ВАСИЛЬЕВ:


 


– Я совершил преступление, в котором глубоко раскаиваюсь, и хотел бы для очистки совести понести церковное наказание. Куда и к кому мне обратиться?


 


Архиепископ Александр:


 


– Вам надо сходить в церковь и исповедаться у священника, принести истинное покаяние в вашем грехе. Только после этого, в зависимости от тяжести совершенного греха, священник наложит на вас епитимию. Епитимия – не наказание, а средство исправления и врачевания духовных недугов.


 


Наталья ВЛАДИМИРОВА:


 


– Давно хотела поинтересоваться у знающего человека. Моя знакомая сама не раз говорила, что ходит в церковь исповедаться и причаститься только для того, чтобы ей грехи отпустили. А потом снова идет и грешит. Неужели такой подход правильный?


 


Архиепископ Александр:


 


– Конечно же, это неправильно. У многих людей, к сожалению, складываются такие стереотипы, что верующие могут спокойно грешить, а потом в воскресенье сходить в церковь, помолиться Богу, побывать на исповеди – и все грехи простятся. А на следующий день можно снова нарушать заповеди. Человек, который поступает подобным образом, обманывает Бога, священника, которому исповедуется, и самого себя. Что есть покаяние? Это не просто сожаление о содеянном, но прежде всего исправление, изменение самого себя, начало новой жизни по Евангелию. Если человек, придя в храм на исповедь, не желает отказаться от порочного образа жизни, не хочет бороться со страстями и греховными наклонностями, то нет и настоящего покаяния, нет и прощения грехов.


 


Лабиринт монашеской кельи


 


Анна Ивановна:


 


– Хочу поинтересоваться у вас, как можно в монастырь уйти, что для этого нужно? В Бога верю, молюсь дома. Родственников у меня здесь не осталось, а одной жить и без особой цели неинтересно. Хотелось бы Богу послужить.


 


Архиепископ Александр:


 


– Анна Ивановна, такие вопросы надо решать исключительно с духовным отцом. Раз вы задали свой вопрос через редакцию газеты, есть основание полагать, что духовного отца у вас нет. Вам надо будет обязательно сходить на исповедь, поговорить со священником на эту тему. В Казахстане есть женские монастыри. В Алматы, к примеру, Иверско-Серафимовский женский монастырь. Вы можете съездить туда, поговорить с матушкой настоятельницей, пожить при монастыре в качестве послушницы. Если вам будет по душе монашеская жизнь и вы почувствуете желание всецело посвятить себя служению Богу и ближним, то, конечно же, вас примут в обитель. Но важно помнить, что монастырский подвиг очень тяжел, и не каждому по силам исполнить монашеские обеты.


 


Серик БЕКДАУЛЕТОВ:


 


– Сам я крещеный, и слышал, что недалеко от города есть действующий мужской монастырь. Можно ли побывать там с ознакомительной целью?


 


Архиепископ Александр:


 


– Да, такой монастырь есть. Называется он Серафимо-Феогностовская пустынь и находится в Аксайском ущелье, неподалеку от Алматы. Вы можете туда совершить паломничество. Пообщаться со священнослужителями, побывать на богослужении, исповедаться и причаститься, поклониться великой святыне – мощам святых преподобномучеников Серафима и Феогноста.


 


С. Б.:


 


– Есть ли священнослужители в Казахстане, которые были причислены к лику блаженных и святых?


 


Архиепископ Александр:


 


– В первое воскресенье после 3 сентября, по старому стилю, Православная церковь Казахстана празднует Собор новомучеников и исповедников казахстанских. Около двухсот подвижников благочестия прославились мученическими подвигами за имя Христово. Большинство из них священнослужители и монахи. Самые известные из них – епископ Верненский и Семиреченский Пимен, преподобный Севастиан Карагандинский, исповедник, иеромонахи Серафим и Феогност, митрополит Алматинский и Казахстанский Николай.


 


Валентина:


 


– Есть ли святой, который является покровителем казахстанской земли.


И есть ли у нашей республики своя икона-покровительница?


 


Архиепископ Александр:


 


– Все новомученики и исповедники Христовы, пострадавшие в годы безбожных гонений на Церковь в Казахстане, являются покровителями нашей страны. Особо можно выделить два имени – преподобного Севастиана Карагандинского и святителя Николая, митрополита Алматинского.


 


В Казахстане существует несколько чтимых икон Божией Матери. В городе Семипалатинске почитается чудотворный список с иконы Божией Матери Знамение «Абалацкая». В Вознесенском кафедральном соборе Алматы почитается Казанский образ Царицы Небесной. А вот уже восемь месяцев каждый прихожанин собора может видеть в храме перед иконостасом киот с новой святыней Казахстана – Алматинской-Феодоровской иконой Божией Матери.


 


Алматинская-Феодоров­ская икона Пресвятой Богородицы является точным списком святыни православного мира, великой всероссийской святыни, чудотворной Феодоровской иконы. Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон России, где она являлась моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. В 2010 году был изготовлен точный список чудотворной Феодоровской иконы, который был освящен перед явленным образом в Богоявленско-Анастасиином соборе Костромы и привезен в Алматы.


 


Анастасия СЕРЕБРЯННИКОВА:


 


– У меня такой вопрос к владыке: для чего Казахстану столько епархий? Ведь каждая епархия – это дополнительные, и причем немалые, расходы на содержание канцелярии епархиального управления и самого епископа. Эти средства вполне можно было бы направить на благоустройство старых храмов и строительство новых.


 


Архиепископ Александр:


 


– 26 июля 2010 года на заседании Священного синода Русской православной церкви состоялось судьбоносное для Казахстана событие – было принято решение об образовании новой канонической структуры нашей Церкви, включающей в себя три епархии, расположенные на территории Республики Казахстан: Астанайскую и Алматинскую, Уральскую и Гурьевскую, Шымкентскую и Акмолинскую.


Практика показывает, что карта епархий нуждается в существенном изменении. В Казахстане к трем существующим недавно добавились три новые православные епархии: Костанайская и Петропавловская, Павлодар­ская и Усть-Каменогорская, Карагандинская и Шахтин­ская. Появление новых епархий – это естественное требование обстоятельств церковной жизни. Если посмотреть на карту нашей страны, мы увидим огромные просторы и, как следствие, большую удаленность друг от друга населенных пунктов, а значит, и приходов, и епархиальных центров. Нет полноценной духовной жизни христианской общины без епископа – об этом говорят нам каноны и правила Церкви. Представьте, где-нибудь в православном приходе на границе с Россией у настоятеля храма возникли определенные вопросы к епископу, которые одним телефонным разговором не решишь. При существовавшем положении дел священник должен был преодолеть тысячи километров, затратить большое количество времени и средств, чтобы пообщаться с правящим архиереем.


 


Закладка, строительство и освящение новых храмов, рукоположение новых священников и диаконов, учреждение приходов, соблюдение канонического строя и координация духовной жизни в епархии и многие другие вопросы находятся в исключительной компетенции епископа. Близость правящего епископа к духовенству и народу необходима не только для скорейшего решения текущих задач. Церковь – это мистическое Тело Христово, это живой организм, в котором необходимо тесное взаимодействие между отдельными членами. В территориально небольших епархиях общинную жизнь и межприходское общение епископу наладить куда проще, чем в епархиях по величине необъятных. Пришла пора понять, что епископ – это не светский администратор или чиновник, не директор, а духовный отец и пастырь народа Божия. Так заповедно Самим Господом, так было в лучшие века церковной истории.


 


О том, что возникнут определенные материальные расходы, связанные с созданием епархиальных управлений, считаю, переживать не стоит. В новообразованных епархиях при соборных храмах уже существовали административные отделы со штатом сотрудников: канцелярия, бухгалтерия, архив, гараж и т. д., которые станут основой инфраструктуры епархиальных управлений. Для организации работы небольшой епархии и штат, соответственно, нужен небольшой. Деятельный епископ с инициативным духовенством и активными мирянами в небольшой епархии сможет создать приходы и построить новые храмы, организовать работу духовно-культурных центров, сделать жизнь православной паствы духовно насыщенной.


 


В храме не курить, не сорить, не рассуждать!


 


Светлана ДЫРОВА:


 


– Я не очень-то религиозный человек. В церковь хожу только когда действительно «прижмет». Но очень часто замечаю, как на меня возмущенно поглядывают женщины в платочках. А как-то раз было так, что когда я в джинсах пришла и в футболке, какая-то бабуля меня начала из храма выгонять. Мол, нельзя так в храм Божий приходить. Даже если голова платком прикрыта! Скажите, как быть в такой ситуации?


 


Архиепископ Александр:


 


– Во-первых, хочу пожелать вам, чтобы ваше молитвенное обращение к Богу и посещение храма стали неотъемлемой частью вашей жизни, а не только когда «прижмет». Когда человек ведет полноценную духовную жизнь, помнит о Боге, регулярно посещает храм, исповедуется и причащается Святых Христовых Тайн, то исчезают многие проблемы и житейские невзгоды. Наши скорби и болезни, наши не­удачи и проблемы являются следствием греха, результатом отступления от Бога, не желанием жить по Его святым заповедям.


 


Православный храм играет особую роль в жизни православного христианина. «Божий храм, по слову митрополита Московского Платона, – есть место благодатного присутствия Божия, спокойствие и радость совести, тихое пристанище волнующихся в океане мира сего. Сюда прибегает христианин и возносит свою молитву к Господу. На этом месте является обремененный грехами и получает скорое облегчение. К священной трапезе Тела и Крови Христовых приступает тот, кто желает наследовать вечную жизнь и насытиться бессмертной трапезой на небе». Для каждого из нас святой храм является училищем благочестия, школой веры и добродетельной жизни, неисчерпаемым источником «многоразличной благодати Божией».


 


Поэтому, собираясь посетить храм, мы должны помнить о приличествующей этому великому месту одежде, которая не смущала бы окружающих, не мешала бы молитве. Несомненно, бывают случаи, когда мы заходим в церковь по дороге на работу или с работы домой – между повседневными делами. Тогда в случае замечания в ваш адрес со стороны людей, прислуживающих в храме, вы можете спокойно, в нескольких словах объяснить им ситуацию, почему вы так одеты.


 


Амина А.:


 


– У меня дома много старых, но добротных вещей. Слышала, что при храмах действуют группы милосердия, куда можно отнести вещи. Как найти эти группы?


 


Архиепископ Александр:


 


– Очень хорошо, что вы желаете пожертвовать вещи для обездоленных. Всякий, подающий милостыню бедному, подает ее Самому Христу. Не новые, но пригодные для употребления вещи, можно приносить в каждый храм. Где и кому их оставить, проконсультируйтесь за свечным ящиком в храме. При Никольском соборе существует православное общество милосердия. Можно приносить вещи для нуждающихся его сотрудникам. К сожалению, нередко бывают случаи, когда человек, принося вещи для бедных в храм, совершает не дело веры и милосердия, а избавляется от старого, ненужного хлама. Такой поступок греховен. Вещи, которые мы жертвуем бедным, должны быть чистыми и качественными.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Вечерний Алматы»


http://www.vecher.kz/?S=18-201011250800&PHPSESSID=22eb5c5718441fe6fb2c2ffd20cc078e


Опубликовано 25 ноября 2010 г.


 


Добавить комментарий