• Главная
  • >
  • Мы уже не те или отчизна не та?

Мы уже не те или отчизна не та?

23.10.2010

Первые и последние


 


Волей судьбы казахи являются первыми и последними кочевниками в истории. Еще профессор Масанов считал, что единственной гордостью казахов является кочевое прошлое. Собственно говоря, в кочевом образе жизни казахи на протяжении веков и видели свой «особый путь». Недаром, умирая, Чингисхан в своем завещании высказал сакраментальную фразу: «Лучше умереть, чем стать городом». Во многом он оказался прав, так как насильственно перейдя к оседлой жизни, казахи утратили самое себя. Все, чем они жили: быт, определявший казахское сознание, и все, что формировалось тысячелетиями, было утеряно всего за несколько поколений. Как гласит одна мудрая сентенция: народ остается народом, пока живы его традиции. В этом смысле казахи остаются народом во многом эфемерно. То есть вроде как есть казахи, но в то же время их как бы нет. Мы сохранили форму, но потеряли содержание. Лица казахские, а души – кому как подфартило. Да и форму сохранили не во всем. Некоторые современники из числа моих знакомых считают верхом отсталости в XXI веке устраивать скачки между женихом и невестой (қыз куу). Но на вопрос, почему не является отсталостью беташар, ответить не могут.


 


Так какой же дорогой идти стране казахов в новом веке с его техногенным прогрессом и новыми вызовами? С одной стороны, возврата к кочевой жизни уже нет. С другой, все более актуальна реанимация скотоводства хотя бы в том объеме, который обеспечит страну собственной провизией. Есть также необходимость повсеместно развивать конные виды спорта, иппотерапию, да и вообще сделать верховую езду модной и доступной широкому кругу населения. Это важно даже не с той точки зрения, что нам нужно оставить «квартиры» и снова облюбовать «юрты». Просто фундаментом казахской культуры, духовных ценностей, ментальных ориентиров и национальных особенностей являлся кочевой образ жизни. Иными словами, сегодня мы живем в здании, у которого нет фундамента. Стены вроде покрашены, потолок побелен, крыша уже не течет лет двадцать и обещает не течь пожизненно, но вся эта конструкция может рухнуть при первом же катаклизме. Возможно, многие сегодняшние проблемы, связанные с самоидентификацией, возвратом к корням и поиском национальной идеи, мы бы в конце концов решили, однако, во-первых, у нас практически нет времени, а во- вторых, у нас есть очень грозные соседи. Тем и плоха нынешняя власть, что ведет себя не как союзник, а как сосед-наркоман – кто дозу предложит, тому и телевизор из дома. Или холодильник. И наша уже полупустая государственная квартира живет в этой многовекторной ломке. Вроде Россия – стратегический партнер, и наши лидеры разве что взасос не целовались. Но таким же стратегическим является и Китай. И те, и другие на самом деле спят и видят, что Казахстана уже не существует, а мы стали полноправными вассалами. Выбор не густ, но его нужно делать. И делая его, очень важно не ошибиться с приоритетами. Ибо лучше Таможенный союз с российской доминантой, чем тернистый уйгурский путь с неминуемым присоединением к Китаю.


 


Фольклор и политический курс


 


Кочевники на длинном историческом отрезке доминировали во всем мире. И саки, и гунны, и тюрки, и воины Чингисхана были явно самыми продвинутыми цивилизациями своего времени. Семена прогресса, которые несли в себе кочевники, не раз оплодотворяли Европу и Азию. И это сильно сказалось на казахском фольклоре, в котором сплошь и рядом казахские батыры побеждали всех и вся, казахские мудрецы были самые мудрые, а казахский народ – лучший народ на земле. Из уст нынешних казахов многие казахские пословицы и отрывки из дастанов (эпосов) будут звучать голословным и шовинистическим самолюбованием. Но из уст воинов Атиллы или Чингисхана это бы звучало вполне органично. Мощь наших предков сказалась и на судьбах наших ближайших соседей. На протяжении тысяч лет тюркская цивилизация обогащала китайскую не только достижениями, но и кровью (ассимилировались целыми народами). Ну а то, что без стараний Чингисхана не было бы никакой Российской империи, признают уже и сами российские историки. Гумилев, например. Или Трубецкой.


 


Разумеется, мы не первое поколение казахов, мечущихся между медведем и драконом. Прошли времена, когда и медведь, и дракон были для наших предков если не безобидными домашними животными, то уж точно не теми хищными монстрами, которыми они являются ныне. Приведу две поговорки. «Орыстан досың болса, қасыңца ай-балтаң болсын» (Если у тебя есть русский друг, держи наготове топор). Стало быть, казахи всегда понимали, что Россия далека от искренней дружбы с нами (колониальный террор, продуманные и не единожды совершенные акты тотального геноцида – явное тому подтверждение). Это никак не сказывается на моем добром отношении к русским, живущим в Казахстане, однако, как писал поэт, давай разговаривать без оговорок. Но так или иначе, нестись в будущее в одной упряжке с Россией куда менее опасно, чем тесно сотрудничать с Китаем. И это тоже отразилось в фольклоре: «Кара кытай каптаса, сары орыс а<ендей болар» (Когда набегут китайцы, русский покажется отцом). У этой пословицы, кстати, есть еще один (куда более мрачный и провидческий) вариант: «Кара қытай қаптаса – ақыр заман болады» (Когда набегут китайцы – наступит конец света). Казахстану, получившему независимость менее 20 лет назад, в первую очередь необходимо оглянуться назад, вглубь веков, на протяжении которых Китай ни на час не прекращал попыток завоевать нас. И, судя по всему, именно сегодня Поднебесная наиболее близка к своей заветной цели. В ее руках – треть наших ресурсов, новые земли, отданные без лишнего шума и пыли, и коррупция, позволяющая все большему количеству китайцев получать казахское гражданство и застраивать степи чайна-таунами. Кое-кто во власти слишком пренебрежителен к заветам предков.


 


Конкурентоспособность


 


Казахи не знали такого мудреного слова, суть которого сводится к тому, чтобы не быть лузером на фоне остальных. В давние времена конкурентоспособность подразумевала не столько промышленное развитие, сколько воинскую мощь. Собственно, она и сегодня является определяющим фактором, однако с тех пор, как появилось автоматическое оружие и ядерные бомбы, физическое состояние отдельно взятого солдата уже не имеет былой важности. А вся казахская жизнь была заточена на совершенствовании бойцовских качеств. Если проанализировать практически все казахские национальные игры, то первое, что бросается в глаза – их нацеленность на физическое развитие. Лошадь никогда не занимала столь малозначительного места в казахской жизни, как сегодня. А ведь лошадь – животное не только сакральное и вкусное (кстати, конина – самое диетическое мясо), но и чрезвычайно полезное в контексте физического здоровья. Да и танец қара жорға, по большому счету, включает в себя боевые элементы. Во время танца работают практически все связки, мышцы спины и позвоночник.


 


Как известно, в здоровом теле – здоровый дух. Чтобы понять, насколько физически крепкими были наши предки, достаточно самому пару месяцев провести на лошади. И учесть традиционные игры, о которых шла речь выше. Отменная физическая подготовка, как правило, делает человека умиротворенным и более чувствительным к тонким материям. Так, любой йог, прежде чем отправиться в астрал, истязает себя многочасовыми тренировками. Брюс Ли считал, что только физически сильный человек способен контролировать свою волю. Иначе говоря, быть казахом долгое время означало быть здоровым, сильным и уравновешенным. Отсюда и исконно казахские черты – неторопливость, терпение и спокойствие. Духовность суть то, что отсутствует в природе, но есть в человеке. Это и мышление, и сознание, и воля в одном флаконе, который составляет особенность человека или народа (я бы не стал путать духовность с религиозностью).


 


Вера казахов


 


Казахи – мусульмане. Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу X века ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Удивительно, но сегодня все чаще раздаются голоса относительно необходимости возрождать тенгрианство – древнюю религию кочевников. Что ж, пусть эти люди сами камлают вокруг костра и взывают к духам предков, природы и далее по списку. Я уважаю тенгрианство, это верование сотен поколений моих предков. Но оно дорого мне как память, а не как руководство к действию. У нас не сохранилось истинных знаний о тенгриан- стве в его аутентичном виде. Да и нет такой необходимости в свете того, что Всевышний через пророка Мухаммеда ниспослал человечеству заключительную религию. И наши предки вот уже шесть веков являются мусульманами. И это, кстати, сильный удар по печени тем, кто считает, что ислам несет с собой арабизацию казахской культуры. Ага, за 600 лет казахи не переставали быть казахами, исповедуя ислам и пользуясь арабской вязью, а сейчас возьмут и перестанут. Кстати, я искренне не понимаю, почему в качестве альтернативы кириллице все думают только о латинице? Чем плоха арабская вязь? Если мы вернемся к ней, то каждый школьник сможет читать священный Коран в оригинале. Думаю, это огромное благо. Казахи Китая и Монголии, например, до сих пор ей пользуются.


 


Да, есть люди, для которых ислам – это обязательная чалма, борода по Сунне и другие внешние характеристики. Казахи тем и отличались, что на протяжении веков исповедовали «свой» ислам, мало противоречащий устоявшемуся укладу жизни. Потому мы и читаем намаз, и не чураемся делать, скажем, обряд обрезания пут, считающийся у некоторых ортодоксов проявлением язычества. И если мы не учтем опыт предыдущих поколений, у нас есть реальный шанс удариться в религию, забыв о вере. Недаром даже Шокан Уали- ханов писал: «Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем». Добавлю лишь, что разъединением грозит не ислам, а уровень его понимания. Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX веке мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с жизнью в юртах и сезонными передвижениями у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.


 


Иными словами, даже в контексте религии казахи не отказались от своих корневых особенностей, то есть на практике доказали гибкость и универсальность ислама. И я бы не стал категорично называть его «неправильным», как это делают многие ортодоксы. Да, поклонения достоин лишь один Аллах, и упование на духов умерших предков – явное многобожие. Но это вопрос личного невежества отдельно взятого индивида, а не особенности «неправильного» казахского ислама. Проанализируйте казахский фольклор, касающийся веры, и вы поймете, что казахи относились к Творцу, не придавая ему сотоварищей. Да, мы с огромным пиететом относимся к предкам и всячески почитаем память о них. Но разве это противоречит Корану? В Степи практически не было бедных, не было сирот, не было нищих стариков, не было притеснений по национальному и религиозному признаку, не было алкоголизма и праздности, не было рабовладельческого строя, женщины были нравственны и работящи, мужчины были храбры и не жалели жизни за родную землю. Не это ли вера богобоязненных людей, знающих толк в справедливости и благочестии?


 


Атеистические жернова СССР нанесли духовности страшный урон, но даже в махровые коммунистические годы хватало людей, практикующих ислам. Не секрет, что герой СССР Бауыржан Момышулы знал наизусть практически весь Коран, хотя и не предавал это огласке по понятным причинам. Динмухамет Кунаев по роду деятельности не мог практиковать ислам, но изучал Коран и привозил из каждой поездки в арабские страны экземпляр священной книги. А его супруга Зухра привозила сувениры с надписью: «Аллах». Думаю, не ошибусь, если предположу, что дедушки и бабушки многих из вас читали намаз. И сегодня, когда в страну хлынул обильный поток всевозможных религиозных течений и сект (внутри ислама – в том числе), необходимо приобщение казахов к первоисточнику. Потом уже могут идти хадисы, труды богословов и т. д. В современном мире, в котором большинство мусульман (цитирую Коран) «забросило Коран за спины», сосредоточенность на Коране явилась бы не только преемственностью по отношению к предкам, но и мощным прогрессивным импульсом в сообщество мусульман по всему миру.


 


Главная ценность


 


Приведу один поучительный пример из истории. Однажды к правителю гуннов Модэ (Матай) пришел посол от соседнего правителя. Последний просил в подарок любимого коня кагана. «Что он о себе возомнил?» – негодовали советники, требуя выступить войной. На что Модэ ответил: «Зачем из-за скакуна портить отношения с соседом?» И подарил коня. Через некоторое время соседний правитель снова отправил гонца с просьбой подарить ему одну из жен Модэ. «Да как он посмел?» – вскипели советники, опять намереваясь покарать наглеца мечом. Но каган со словами «ни одна красавица не стоит дружбы с соседом» снарядил жену и отправил с гонцом. В третий раз гонец прискакал с просьбой уступить маленький клочок земли, примыкающий к территориям соседнего правителя. «Этот пятак земли не стоит отношений с соседом», – решили советники. Но Модэ был непреклонен. «Коней и жен много, а земля одна», – произнес он и отдал приказ уничтожить соседа. Так оно и произошло. Вот какие ценности двигали нашими предками, правившими в Великой Степи. Но наша власть уже не знает, куда девать чистокровных скакунов породы «Майбах», «Феррари» и «Ролле Ройс», имеет несколько токалок, не забывая при этом разбазаривать направо и налево землю и недра. Не одному поколению предков угрожала смерть, но никто из них не отдал землю ни врагу, ни соседу. Нам не угрожает ничего, кроме легкой наживы, но мы уже не являемся полными хозяевами своих богатств и земли. Наш тотальный манкуртизм таким образом сказывается на всем – от отношения к родному языку до веры в Бога и воспитания детей (точнее, отсутствия нормального воспитания). Иначе советник президента по политическим вопросам не говорил бы глупостей вроде той, которую мы вынесли в виде врезки.


 


Адам бол


 


В казахской степи, знавшей черные дни гибели и светлые дни великих побед, была истинная демократия, при которой ни один хан не мог не учитывать интересов соплеменников. Была частная собственность, при которой каждый род гарантированно имел свои земли и четкие границы кочевий. Были реальные социальные лифты, с помощью которых акыны или батыры становились народными героями в силу таланта и храбрости, а не из-за родственных связей с ханом. Были законы шариата, по которым судили бии. Была четкая система подготовки и воспитания правителей из числа чингизидов, благодаря которой к власти приходили люди образованные, сильные и патриотичные на деле, а не на словах. Была великая культура, донорами и реципиентами которой были практически все, поскольку все играли на музыкальных инструментах и не чурались импровизации. Были традиции и обряды, направленные на единение и милосердие (бесконечные той и повсеместные пожелания – бата). Было гостеприимство, когда никто не спрашивал даже имени путника, пока тот не накормлен и не отправлен отдыхать в гостевую юрту. Была идеология, которая кроме патриотизма и сплоченности направлялась на человечность. «Адам бол» (будь человеком) – главное напутствие и пожелание казахов детям, являющееся краеугольным камнем философии и творчества Абая. Сравните все это с тем, что происходит сейчас, и вы поймете, почему мы затеяли этот разговор о самоидентификации и национальной идее.


 


Гимн как честь


 


Напоследок хочется сказать о гимне, поскольку гимн каждый страны – это квинтэссенция ее национальной особенности и духа. Я очень люблю гениальный текст первого гимна Казахстана. На мой взгляд, он с максимальной точностью отображает казахский дух, судьбу нации и систему ценностных координат.


 


«Мы – доблестный народ, дети чести, жертвовали всем на пути справедливости. Из тисков испытаний и адского огня вышли живыми и невредимыми. Пари ввысь, орел свободы, призывая к единению! Сила героя – в народе, сила народа – в сплоченности! Уважая матерей, чтя народных гениев, в годы лихолетья мы распахнули свои объятья всем. Казахская степь – любимая родина, святая колыбель дружбы и солидарности».


 


Ни одного лишнего слова, и каждое – в яблочко! Я не понимаю, зачем заменили этот мощный текст (и мощную музыку настоящего гимна) на любимую, но все же эстрадную песню великого Шамши Калда- якова, да еще и обесценив ее творческим хобби лидера нации. Лично мне всегда хочется плакать, когда я слышу тот, первый гимн независимого Казахстана. А под этот хочется просто петь и плясать. И это тоже неспроста. Еще два столетия назад у нас был Кабанбай, до преклонного возраста не выпускавший из рук пику. Сейчас у нас таких нет. Да и нет той родины, ради которой хотелось бы сложить голову в бою. То ли мы уже не те, то ли отчизна не та, а скорее всего и мы, и она. И с этим надо что-то делать.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Свобода слова» №38


Опубликовано 14 октября 2010 г.


 


Добавить комментарий