• Главная
  • >
  • Эксперты обсудили вопросы председательствования Казахстана в ОИК в 2011 году

Эксперты обсудили вопросы председательствования Казахстана в ОИК в 2011 году

09.09.2010

Казахстан в 2011 году будет председательствовать на 38 сессии Совета министров иностранных дел стран-членов Организации Исламская Конференция (ОИК). В связи с этим, во вторник в Алматы прошел круглый стол на тему «Председательствование Казахстана в ОИК в 2011 году: вопросы и ответы».


 


Сегодня становится актуальным вопрос осмысления перспектив сотрудничества Казахстана и ОИК, места нашей страны в мусульманском мире, и в целом, перспектив развития мусульманских стран.


 


Казахстан, равно как и все остальные страны региона, сравнительно недавний член ОИК. Распад СССР привел к появлению новых независимых государств с мусульманским большинством. Их вступление в ОИК является только частью процесса, который можно назвать вовлечением народов, длительное время пребывавших в изоляции от остального мусульманского мира, в единую общность. Это многогранный процесс, включающий в себя множество аспектов, наиболее важные из которых и обсудили на круглом столе.


 


Эксперты и научные умы Казахстана из разных областей обсудили отношения Казахстана и мусульманского мира. Задаваясь необходимостью определение вопросов внешней политики Казахстана, а именно – как будут развиваться отношения нашей страны с другими мусульманскими странами, особенно принимая во внимание сильные экономические, политические, социокультурные различия стран мусульманского мира, нередко переходящие даже в противоречия по многим вопросам.


 


Также экспертам было предложено обсудить исламский экстремизм и радикализм и права мусульман. Ведь другая сторона вопроса – это так называемый исламский экстремизм, и рост антиисламских настроений в мире, результатом которых сегодня становится массовое ущемление прав мусульман, дискриминация по религиозному и этническому признаку почти по всему миру.


 


Сегодня требуется выработка позиции по реагированию на эти негативные проявления, считают организаторы круглого стола Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры.


 


На круглом столе обсуждали и исламскую экономику с ее принципами. Так как, в последнее время стала особенно актуальна тематика «исламской экономики», «нового исламского экономического порядка». Экономический кризис выявил серьезные недостатки современной экономической модели, как в отношении ее эффективности и стабильности, так и в плане отношения к человеку и обществу. Исламская модель, как изначально ориентированная на гармоничность общества, и на социальную справедливость, может стать основой новой экономики, в которой предпринимательство ориентировано на интересы общества.


 


Есенжол Алияров, президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры в своем приветственном слове, отметил: «Как любая традиционная религия, ислам отрицает насилие человека над человеком. Как и в христианстве и других религиях, это считается несмываемым грехом, который не прощается ни кем. В этом отношении, место председательствования Казахстана в ОИК будет иметь резонансы в нашей жизни. Многие эксперты открыли для себя по новому суть этой организации. Мы очень мало знает об ОИК, хотя по значимости она занимает второе место после Организации Объединенных Наций (ООН). Поэтому, задача экспертного сообщества обсудить важные вопросы в преддверии председательства Казахстана в ОИК в 2011 году».


 


Руководитель дискуссионного клуба «Айт-Park», Нурлан Еримбетов считает, что есть среди казахстанских граждан множество непониманий данного будущего председательства: «К ОБСЕ мы уже привыкли, это как уходящий век. Появляется новый век – председательство страны в ОИК».


 


Еркин Байдаров, старший научный сотрудник Института философии и политологии МОН РК, в своем докладе «Глобализация и ислам: проблемы и противоречия», задался вопросом, что же представляет сегодня современный ислам?


 


«Так как те тенденции глобализации, которые имеют место быть в мире, приковывают к себе очень пристальное внимание. Ислам же сегодня переживает период своего возрождения. Он самоактивно глобализируется, как и 1500 лет назад, когда христианскому проекту традиционной глобализации был противопоставлен динамичный и агрессивный глобализм Арабского Халифата. Поэтому сегодня политический Ислам, сопровождающий модернизационные варианты стран исламского региона, является серьезной силой, с которой нужно считаться, как и США, так и Европейскому союзу. И не только из-за экспорта нефти и терроризма, но и по некоторым направлениям постиндустриальной экономики», – считает Еркин Байдаров.


 


Еркин Байдаров, высказал что, ислам воспринимает глобализацию и как тотальную «вестернизацию».


 


«Выступая против «вестернизации», ислам представляет собой поиск своей оригинальной модели глобализации, основываясь на собственных религиозных традициях и культурный основаниях. При этом современный ислам конфессионально характеризуется открытостью и возможностью свободного расширения, высокой адаптивностью к меняющимся условиям. А также в отличие от большинства других религий, отсутствием жесткого центризма, иерархии и сложных механизмов принятии решений, поэтому имеет довольно хорошие перспективы к развитию в эпоху глобализации», – рассуждает Еркин Байдаров.


 


Еркин Байдаров, высказал что, ислам воспринимает глобализацию и как тотальную «вестернизацию».


 


Старший научный сотрудник Института философии и политологии МОН РК, отмечает, что мусульманские авторы, выказывают разные отношения к феномену глобализации. Среди них есть такие, которые считают ее новой колониальной политикой запада, идеологическим продуктом, не дающим представление о его подлинной сущности. А другие, по мнению Еркина Байдарова, полагают, что глобализация – это объективный феномен, которого невозможно избежать.


 


«Вследствие чего, ею нужно воспользоваться для получения больших дивидендов. В качестве своей альтернативной глобализации некоторые авторы предлагают установление нового порядка, основанного на исламских ценностях. При этом исламский мир не приемлет западные либеральные стандарты, возведенные в рамках общечеловеческих ценностей. И мусульманские страны не могут смириться с унифицированным подходом к человечеству лишающих их собственных традиций, обычаев и религиозных ценностей», – говорит в своем докладе Еркин Байдаров.


 


«Существует расхождения их понимания ценностей культуры. Сейчас много говорят о правах человека, как о важнейших ценностях западной цивилизации, но права человека существуют и в восточно-культурной традиции. Например, одной из важнейших правовых систем, развитие многих мусульманских стран является шариат. Ислам признает источником права – божественный закон, а власть, как институт, тесно связанный с шариатом обязана, выполнят все его предписания. Шариат в отличие от западного индивидуализма ориентируется на коллективистские начала и человеческую солидарность», – отмечает Еркин Байдаров.


 


«Так как наша страна является частью единой исламской цивилизации, естественно ислам является в нашей стране, основной религиозной концессией. Председательствуя в ОИК, мы должны, как это говорится, не ударить лицом в грязь. Проблемы, которые нам придется решать на этом посту, это, конечно же, проблемы безопасности на Ближнем востоке. Много вопросов вызывает также и проблема, развития ислама в нашей республике, потому что все-таки у нас многие люди до конца не знакомы с традицией ислама с основными догматами этой религии, хотя мы и называем себя мусульманами. Не хватает просвещенности», – считает Еркин Байдаров.


 


Ректор университета «Туран», Рахман Алшанов сказал, что Казахстан заинтересован, в том, чтобы регионы и финансовые центры ОИК повернуть в нашу сторону.


 


«Европейские деньги, оффшорные деньги, сейчас немного охладели и притормозились. И сегодня важно для поддержки нашей экономики и ее реконструкции и дальнейшего развития, привлечь значительное количество ресурсов. Правила, по которым они (ОИК) предлагает финансовую поддержку, вполне приемлемы и возможны к исполнению. Если уж по ним работаю многие страны мира, в том числе к примеру и сам Лондон», – высказал свое мнение Рахман Алшанов.


 


«В сравнении с бездуховной Европой, ислам выглядит мощно. Разница между исламской и западной демократией очень существенна», – посчитал Анатолий Косиченко, заведующий отделом «Культура и религиозная философия» Института философии и политологии МОН РК.


 


В своем докладе на тему «Современный мир и ислам: вера и политика», господин Косиченко, тоже уверен, что ислам сейчас переживает максимальную эпоху рассвета.


 


«Это происходит по нескольким вопросам. Те кризисы, которые постоянно сотрясают цивилизацию, которая построена на основе западных ценностях, заставляют искать и вести поиски каких-то других ценностных оснований. Поэтому к исламу пристальное внимание. Сегодня многие граждане западноевропейских стран и США, не соотносят смысл своей жизни с религиозными ценностями, поэтому для них измена религии ничего не значит. Где то через 10 лет, религиозная тематика несколько снизит свое значение. Потому что разрыв колоссальный, между реальностью и самооценкой. В этом разрыве и мы сейчас существуем», – считает Анатолий Косиченко.


 


В конце своего доклада Анатолий Косиченко, добавил, что: «До сих пор у Казахстана, на мой взгляд, не сложилась какая-то система своих национальных интересов, во всяком случаи кроме концепции национальной безопасности. Казахстан действительно сейчас наполовину PR, а наполовину действительно делает попытки что-то сделать. У Казахстана есть уникальные возможности, но современный мир эти возможности может сводить на «нет». Надо активничать, но и нужно понимать, что ислам, христианство, иудаизм и все другие религии, не имеют большого значения в международных отношениях на сегодняшний день».


 


Журналист Ярослав Разумов подметил к докладу Анатолия Косиченко, что у нас дефицит критической самооценки.


 


Валихан Тулешев: «Все это было частью большого стратегического плана по легализации государства Казахстан на мировой арене».


 


А Валихан Тулешев, директор центра международных исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, подметил что: «Во-первых, в ОИКе признаются исламские ценности, но ОИК является светской организацией. Во-вторых, понимание того, что такое исламская модернизация в ОИКе практически не обсуждается. Понятно, что термин «модернизация» – это чисто европейский и капиталистический термин, т.е. он возник с капитализмом, индустриализацией и термин «исламская модернизация» через который пытаются индустриализировать исламские государства, которые, сегодня занимают большую площадь в третьем мире. Исламские государства в ОИКе также решают вопрос о движении и нахождении путей для сотрудничества с Западом. В этой связи мы должны шире и по-философски взглянуть на наше председательство в ОИК, ОБСЕ и так далее. Все это было частью большого стратегического плана по легализации государства Казахстан на мировой арене».


 


Серик Малеев, корреспондент газеты «Айкын», сказал, что ему не нравятся все эти пессимистические настрои на уровне наших политологов, которые говорят, «а зачем нам это надо?»: «Это нам надо. Мы должны просто учувствовать в этих процессах. И то, что нам дают председательство в таких организациях – это придает большой статус нашему государству, это большая удача. Мы обрастаем связями и уважением. И от этого нельзя отказываться. А там где наращиваются связи, они в итоге, перерастают обычно потом в деньги».


 


ИСТОЧНИК:


http://today.kz/ru/news/kazakhstan/2010-09-07/OIC2011


Опубликовано 7 сентября 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также