Думы о ДУМКе…

04.09.2010

Вера, как известно, вещь интимная. В нашей стране подобное утверждение приобрело совершенно новый смысл. Официальное духовенство в лице Духовного управления мусульман Казахстана ведет жизнь и деятельность, недоступную для взглядов простых людей, неважно, являются они прихожанами мечетей или нет. Несмотря на это замечательное слово «официальное», официальных заявлений и выступлений от ДУМКа мы можем в год пересчитывать по пальцам одной руки. Для столь серьезной и важной для страны организации, согласитесь, не очень-то много.


 


Чем рядовому казахстанцу, даже страстному мусульманину, запомнилось за последние годы ДУМК? Фактически ничем, кроме нескольких фотографий Абсаттара Дербисали на мероприятиях, приуроченных к большим мусульманским праздникам. Чаще всего – с первыми лицами государства или почетными гостями из ближнего или дальнего зарубежья.


 


Между тем, часто оно никак не реагирует на беды простых казахстанцев. В частности, ДУМК практически никак не отреагировало на трагические подчас события в жизни казахстанцев социально-бытового характера, не говоря уже о значимых политических событиях в стране. По крайней мере, в прессе не приходилось замечать информации о том, как сильно официальное духовенство сочувствует затопленным кызылагашцам, какую позицию оно занимает по поводу межэтнических столкновений на юге Кыргызстана, какого мнения оно о присвоение президенту Казахстана статуса Лидера нации. Создается впечатление, что свершись завтра Страшный суд, послезавтра ДУМК будет спокойно призывать мусульман на молитву, делая вид, что ничего (и тем более ничего страшного) не произошло. Почему же так происходит? Почему духовенство настолько реакционно и пассивно, причем именно в нашей стране?


 


Как нам кажется, причин для этого несколько. В первую очередь, за долгие годы Советской власти государство попросту разучилось жить в гармонии с религиозными организациями, вернее, гармонично работать в связке с ними. Последние годы независимости в Казахстане ознаменовались серьезными экономическими успехами и постулат президента «Сначала экономика потом политика» дал все возможности официальному духовенству и дальше существовать по принципу «государства в государстве». Даже сегодня тема межэтнических и религиозных отношений в нашей стране является неким табу, что и позволяет духовенству жить своей, невидимой для нас, рядовых казахстанцев, жизнью. А жизнь эта, тем не менее, интересна и богата на события, скандалы и интриги. Нет, мы не собираемся публиковать очередную кляузу или слив, которые зачастую оставляют в комментариях конфликтующие мракобесы. Мы просто рассуждаем о вещах, которые, в принципе, широко известны.


 


Фактическая бесконтрольность со стороны силовых органов порождает многие пороки в системе ДУМК, о которых не раз заявляли такие люди как, например, Президент Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков. Кстати, ДУМК мы помним в основном по публикациям и интервью этого человека, а также в связи с десятимиллионным иском, который вкатили Телибекову и газете «Мегаполис» наши «одухотворенные» деятели из ДУМК за распространение сведений, якобы, не соответствующих действительности. Интересно, что реагирует на критику наше духовенство весьма своеобразно – тогда, например, потребовали 10 миллионов тенге, а затем на много месяцев замолчали, несмотря на то, что ДУМК подвергается критике постоянно.


 


Видимо, здесь играет роль некий страх и покорность судьбе – пусть, мол, собака лает, а караван идет. Авось, у власти руки не дойдут до глобальных чисток в сфере официального духовенства – ей и других проблем хватает. С большой долей вероятности можно предполагать, что фактов многочисленных нарушений законодательства и коррупции, особенно на местах, у ДУМКа накопилось предостаточно, и, скорее всего, «наверху» обо всех этих фактах известно. Например, практически все осведомлены о том, что должность имама в каком-нибудь ауле, райцентре или городе покупается за вполне определенную сумму – об этом говорилось множество раз. Встречаются сообщения о том, что некий имам попросту пропил все пожертвования, которые дали прихожане. Не раз приходилось слышать о совращении малолетних, принуждении к сексу и даже содомии. Конечно, многие из этих слухов являются тайной за семью печатями или труднодоказуемыми делами, но даже факт того, что подобные сигналы поступают, уже заслуживает внимания и уж точно бросает тень на высший мусульманский орган в нашей стране – ДУМК.


 


Может быть, именно это рождает все новые и новые волны критики. Тот же Мурат Телибеков уверен, что политическая пассивность духовенства может стать одним из факторов того, что молодые люди будут обращаться к зарубежным миссионерам, которые могут представлять опасность для Казахстана. «Официальное духовенство дискредитировало себя своей беспринципностью и конформизмом. Вспомните хотя бы один случай, когда ДУМК или Православная епархия оспорили решение правительства или вступили в полемику с властями. Абсолютное послушание, тупое и беспрекословное подчинение. В окружении деморализованного и деградирующего духовенства, взоры молодых людей обращаются к зарубежным миссионерам», – говорит он. Интересно, что участие религии в политике, по мнению Телибекова, не только не осуждается, но и является неким благом: «По большому счету религия изначально была ниспослана для совершенствования общества, искоренения пороков и помощи обездоленным. Поэтому участие религиозных деятелей в общественной и политической жизни не только не возбраняется, но, напротив, возносится в ранг добродетели». Но пока мы видим только то, что государство и религия – явления разных категорий.


 


Мы перечислили, конечно, далеко не весь список проблем, которые, по некоторым сведениям, существуют в среде официального духовенства. Не знаем, правда это или нет, но, по крайней мере, пресса сообщала и о том, что ДУМК, например, обложил налогами чуть ли не все мечети страны. Мы можем только догадываться, какими средствами управляет духовенство, а самое главное, мы просто не имеем возможности знать, куда все эти средства направляются. Некоторые выражают опасения, что собранные пожертвования могут не только оседать в карманах у некоторых мусульманских лидеров нашей страны, но, что еще более опасно, уходить на финансирование не совсем понятных и не совсем официальных религиозных структур. Впрочем, это мнение лишь тех, кто видит в том же ДУМКе наличие коварных последователей нетрадиционного ислама. На более либеральный и независимый взгляд, самое плохое, что может сделать нашему государству ДУМК – это распространять коррупцию, кумовство и присваивать деньги прихожан. Еще раз заметим – это в самом худшем случае, мы ничего не утверждаем, а всего лишь допускаем.


 


Так сложилось, что Казахстан является страной, которая может стать государством прогрессивного ислама, что обуславливается географическим положением страны, мировоззрением автохтонных жителей и другими факторами. В Казахстане сформировалась либеральная модель ислама, и нас не удивишь картиной, когда сунниты молятся бок о бок с шиитами. Прогрессивный ислам, активное участие духовенства в политической жизни страны в том числе, а также и участие государства в налаживании и контроле работы ДУМКа, искоренение коррупции, реальная помощь нуждающимся в течение всего календарного года, а не только по праздникам – это то, что диктует нам время и то, что кажется единственно верным путем дальнейшего развития такой структуры, как Духовное управление мусульман Казахстана. Однако, пока – это всего лишь предположения, пожелания и думы. Думы зачастую тяжелые и болезненные. Ибо реализоваться им, кажется, в ближайшее время попросту не суждено.


 


ИСТОЧНИК:


Сайт «Диалог»


http://www.dialog.kz/?lan=ru&id=93&pub=2193


Опубликовано 31 августа 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также