Вера терпимости

02.08.2010

Ислам является истинной верой Аллаха, на протяжении вот уже четырнадцати веков призывающей людей к миру и согласию, терпимости и целомудрию независимо от их вероисповедания, происхождения и расы. С момента появления ислама на исторической сцене мир, как показывает жизнь, стал признавать, что религия эта является неисчерпаемым источником научных знаний и цивилизации.


 


Ислам подарил миру только в Средней Азии таких гениальных ученых и выдающихся государственных деятелей, как Абу Насыр аль-Фараби (870-950), Абу Али Ибн Сина (980-1037), Абу Райхан аль-Бируни (973-1050), Улыкбек (1394-1449), Мухаммед Захир ад-Дин Бабыр (1483-1530) и Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551). Они проложили путь ко многим сферам научной мысли.


 


Ислам пришел на казахскую землю более двенадцати веков назад. С тех пор народ наш придерживается течения мазхаба (духовно-правовая школа) Ханафи, основателем которого стал известный исламский ученый, знаток фикха (свода мусульманских законов) Нугман ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) (699-767). Здесь следует остановиться на отличиях между фикхом и мазхабом.


 


Слово “Мазхаб” означает “путь, курс, направление, взгляды”. В шариате сборник положений и взглядов, выведенных путем применения специальных методик и правил из священного Корана, называется “Мазхабом”. В Коране, являющемся источником положений шариата, а также в хадисах некоторые выражения настолько глубоки и иносказательны, что порой кажутся противоречащими друг другу. Кроме того, хадисы весьма значимы в пояснении таких по-52 ложений, как “сахих лизатихи”, “сахих лигайрихи”, “хасан лизатихи”, “хасан лигайрихи”, “бессильный”, “лозь”, “му-тауатир”, “ахад”, “машхур”, “гариб”. Разобраться до конца в аятах священного Корана и хадисах Святого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) очень сложно не только обывателям, но специалистам, в совершенстве знающим арабский язык. Для того, чтобы прийти к окончательному выводу в определенном вопросе, необходимо проанализировать тысячи хадисов, внимательно прочесть все аяты священного Корана. Помимо этого, следует ознакомиться с высказываниями по данному вопросу сподвижников Святого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), взглядами прежних и современных ученых мужей, а также хорошо знать менталитет и современное положение местного населения. Поскольку сей труд не по силам простым людям, они должны следовать пути, указанному такими учеными, как Абу Ханифа, которые глубоко овладели знаниями в области учения Корана, хадисов, основ фикха и прочих учений ислама. Следующий самостоятельно непременно может заблудиться.


 


В начальный период развития ислама между мусульманами не было разногласий. Потому что святой Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), благодаря священному Корану и своей мудрости, своевременно решал проблемы, не допуская раздоров.


 


Об этом Всевышний Аллах предупреждает мусульман: “О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это лучше и прекраснее по исходу” (сура “Ниса”, 59-аят).


 


Основные вопросы шариата отражены в Коране и хадисах. Поэтому Святой Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) завещал исламскому обществу: “О, мусульмане! Я оставляю вам две вещи. Если будете твердо придерживаться их в своих деяниях, то никогда не собьетесь с пути. Это книга Аллаха (священный Коран) и сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)”.


 


Со временем число мусульман стало расти, начали появляться новые вопросы. Дело в том, что мир и жизнедеятельность в нем человека пребывают в постоянном изменении, обновлении и развитии. В этой ситуации ученые мужи решали эти проблемы в рамках шариата, опираясь на свои знания.


 


Например, Абу Бакир (да будет доволен им Аллах), будучи халифом, опирался на аяты священного Корана при принятии решения по какому-либо вопросу, а если не находил решения в аятах, то обращался к хадисам. Если же и в хадисах ответ не находился, он собирал образованных, авторитетных мужей, с которыми обсуждал проблему, и только после этого принимал решение.


 


Позже религия ислам стала распространяться среди других народов и стран, которые не знали ни арабского языка, ни религии арабов. Проповедовать ислам было нелегко. При этом проповедники становились наставниками тех, кто желал подробно изучить религию ислам. Среди этих учителей можно назвать четырех халифов Святого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а также Абдуллу ибн Мае уда (590-653), Абдуллу ибн Омара (612-643), Абдуллу ибн Аббаса (619-686), Абдуллу ибн Амр ибн Ааса (571-664), Заид ибн Сабита (615-665) и мать Айшу (613-678) (да будет доволен им Аллах). Они были уникальными людьми своего времени. Дом Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) считался “Центром образования”.


 


Святой Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) характеризовал их таким образом: “Проповедники словно путеводные звезды на небе. Следуя за любым из них, вы найдете путь истинный”.


 


Халиф Жагфар Мансур (754-775), прочитав книгу “Му-атта” имама Малика (713-795), выразил ему свое восхищение: “Вы написали очень ценный труд. Так будем же проповедовать ислам через эту книгу”. На что имам ответил: “Нет, этого делать нельзя. Проповедники Расуллы в разных частях мира несут с собой добро”.


 


Во времена проповедников появилось множество различных религиозных взглядов. В результате этого появились различные мазхабы (духовно-правовые школы) по-разному толкующие ислам.


 


Спустя время были созданы мазхабы исламских ученых Абу Ханифы (699-767), имама Малика (717-795), имама Шафиги (717-795), Ахмада ибн Ханбала (780-855), которые путем правильного толкования аятов Корана и изучения хадисов развивали шариат, боролись против ложных течений и школ, выявляя их ошибки.


 


Они считаются официальными мазхабами в исламском мире и осуществляют свою деятельность, согласно своим принципам, с 1300 года. Руководили мазхабами мужтахиды (сведущие люди). Благодаря подчинению им предотвращаются различные конфликты и разногласия прежних времен. Признание и подчинение одному из этих мазхабов – есть требование современности. Они придерживаются пути священного Корана и суннизма, пути Святого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), за что и были названы мазхабами, поддерживающими единство и согласие.


 


Различия между мазхабами заключаются лишь в двух словах: лучший и правильный. То есть мы считаем свой мазхаб лучшим, а остальные три – правильными. Считать свой правильным, а остальные неправильными – есть глубокое заблуждение.


 


Наш мазхаб Ханифа славится гуманностью и возвышением общечеловеческих ценностей. Если сегодня четверть человечества составляют мусульмане, то 48% из них состоят в этом мазхабе. Остальные 52% приходятся на долю других мазхабов и различных течений.


 


В мазхаб имама Малика входит ряд стран Африки, в мазхаб имама Шафиа – Египет, Сирия, Малайзия, Индонезия, в мазхаб Ахмада ибн Ханбала – народы, населяющие Персидский залив. Мазхаб Ханифа распространен в основном в таких странах, как Индия, Пакистан, Афганистан, Турция, Россия, Кавказ, страны Центральной Азии и Казахстан.


 


Среди этих четырех мазхабов самым добрым и близким природе, традициям и обычаям нашего народа является издревле выбранный нашими предками мазхаб Абу Ханифа – имама Агзама. Преимущество приверженности к одному из мазхабов в исламе состоит в том, что в народе сохраняются единство, согласие, организованность. Доказательством тому служит тот факт, что в Центральной Азии и Казахстане на протяжении нескольких веков не происходило конфликтов, раздоров и вражды на религиозной почве. Единство в вероисповедании не допустит появления злых намерений.


 


Мазхаб Абу Ханифа (да помилует его Всевышний Аллах) по сравнению с другими религиозными школами отличается демократичностью и предоставлением определенных свобод своим приверженцам. Еще одной причиной принятия данного мазхаба нашим кочевым народом является его близость нашему мировоззрению, сущности и менталитету.


 


Духовное управление мусульман Казахстана и все подчиненные ему мечети придерживаются шариата по мазхабу Абу Ханифа, что служит сохранению и дальнейшему развитию в стране единства и согласия, мира и благополучия.


 


Деятельность ученых-знатоков фикха, которые основали и укрепили мазхаб Ханифа, религиозные ученые описывают следующим образом: “Учение фикха сеял Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах), имам Алькама орошал его, Ибрагим аль-Нахаи собирал поспевший урожай, Абу Ханифа размолол муку, имам Абу Юсуф приготовил тесто, имам Мухаммад испек хлеб. С тех пор и по сей день весь народ ест хлеб, испеченный из приготовленной имамом Агзамом муки”.


 


В основном слово “фикх” означает “глубокое, разностороннее познание”. Дисциплина фикх учит богослужению, взаимоотношениям в обществе, основам шариата, соответствующим ему традициям и обрядам. Специалиста в этой отрасли называют факихом (мусульманским правоведом).


 


Али ибн Абу Талиб (600-661) и Абдулла ибн Масуд (590-693) (да будет доволен им Аллах) стали первыми проповедниками, создавшими в городе Куфа центр обучения шариату и осуществлявшими образовательную деятельность по священному Корану и суннитскому учению. Позже этим образовательным центром будет руководить ученый-знаток шариата Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах). О нем Святой Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Безукоснительно выполняйте сказанное ибн Масудом”. Этот ученый преподавал в Куфе Коран и хадис-шарифы, готовил специалистов науки шариата.


 


Одним из его учеников был Алькама ибн Кайс (да будет доволен им Аллах), который слушал также лекции Омара, Али, Абу Дарды (?-652), Айши, Сайда, Хузайфы, Халида, ибн Масуда и других проповедников (да будет доволен им Аллах). Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал о нем: “И мои знания не превосходят знаний Алька-мы”.


 


После смерти Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) Алькама остался вместо него учителем. После него образовательным центром руководил Ибрагим аль-На-хаи, получивший звание “Факих аль-Ираки” (Специалист учения шариата в Ираке). После него великим учителем Куфы считался Хаммад ибн Сулеймен (да будет доволен им Аллах), после него место это занял воин-имам Абу Ханифа аль-Нугман ибн Сабит (да будет доволен им Аллах).


 


После имама Агзама (да будет доволен им Аллах) дело его продолжили его ученики – учитель Абу Юсуф и имам Мухаммед. Они перенесли на бумагу положения, изданные своим учителем, и проповедовали их среди народа. Благодаря их деятельности мазхаб Ханифа распространился по всему миру, фикх стал достигать в своем развитии совершенства.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Индустриальная Караганда»


http://inkaraganda.kz/?p=5787


Опубликовано 31 июля 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также