Билет в один конец

28.06.2010

4 марта появились сообщения, что в ходе контртеррористической операции российских спецслужб в селе Экажево Назранского района Ингушетии был убит проповедник радикального ислама, один из главных идеологов северокавказского бандподполья Саид Бурятский. По данным российских правоохранительных органов, этот боевик причастен к самым громким терактам, совершенным в России в минувшем году: покушению на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, взрыву здания ГОВД в Назрани, подрыву поезда «Невский экспресс». В тысячах километрах от Кавказа, что нам до села Экажево и Саида Бурятского? Оказывается, не так далеко. Посвященные поймут.


 


Стоит недолго поискать в Интернете, как на вас посыпятся видео- и аудиообращения экстремистского околорелигиозного толка, автор многих из которых — Саид Бурятский. За свою недолгую жизнь («идеологу» едва исполнилось 28 лет) этот родившийся в Улан-Удэ, росший без отца и плохо учившийся в школе мальчик превратился в салафитского проповедника и настрочил множество «трудов», главным образом посвященных борьбе «верных» с «неверными» и «гибели несправедливых». Благодаря своей активности Саид Бурятский приобрел популярность, не столько среди просвещенных шейхов, сколько среди новообращенной исламской молодежи в странах СНГ.


 


И эту самую молодежь он усиленно призывал к вооруженной борьбе против «неверных» (джихаду) на Кавказе и к созданию эмирата (Имарат Кавказ). То есть вступайте, ребята, в ряды боевиков и умрите за веру. Но не хочется ни себе, ни детям такой глупой судьбы. И все это кажется довольно отстраненным от нашей обыденной столичной жизни. До тех пор, пока не узнаешь о следующей истории.


 


Год назад, в январе 2009 года, в ингушском селе Экажево сотрудниками ФСБ России была задержана группа из четырех молодых людей, разыскивающих «связного» для переправки в лагерь боевиков. Все четверо приехали из Астаны. Двое других астанинцев были задержаны на вокзале в Пятигорске, куда прибыли с той же целью. Несостоявшихся моджахедов вернули в Казахстан. Здесь ими занялся Комитет национальной безопасности, было проведено расследование, и осенью состоялся суд. Он проходил в суде № 2 Алматинского района столицы и завершился приговором, который после долгих апелляций вступил в законную силу 12 февраля текущего года. Осужденными оказались двое идейных вдохновителей и организаторов «боевого» вояжа на Кавказ (один из них никуда из Астаны не выезжал, а занимался вербовкой: «ездил по ушам», склоняя других отправляться на войну). В отношении других пятерых мальчишек уголовное преследование было прекращено в связи с их деятельным раскаянием и помощью следствию. Но родителям-то каково?


 


Пятеро этапированных из Пятигорска юношей совсем не фанатики воинствующего ислама. Им всего-то по 20 лет. Кто-то учился в институте, кто-то пробовал работать. Когда у ребят появился общий друг Канат (имя изменено), набожный и почитающий Коран, родители студентов даже порадовались. Они посчитали, что увлечение религией пойдет их детям на пользу. Парни перестали сквернословить, в рот не брали спиртного, бросили курить, а к родителям относились с подчеркнутым пиететом. Тусовки сверстников их теперь мало интересовали, время они проводили обычно в своей компании, вместе занимались спортом и регулярно ходили в мечеть. Уже через несколько месяцев излишне благочинное поведение насторожило взрослых. Они заметили, что дети стали более замкнутыми. Однако на вопросы родителей студенты отвечали, что все, мол, у них нормально.


 


После празднования Нового (2009-го) года парни дружно собрались и уехали, сказав, что «на каникулы в Боровое». А через неделю от сотрудников КНБ родители узнали, что отправились они в Россию, в Ингушетию. На джихад. Всех родственников от такого известия оторопь взяла. Стали выяснять, что могло привести к такому решению. Вспомнили про Каната. В дом одного из беглецов пришла тетя Каната и «успокоила»: «Пусть их лучше убьют во имя Аллаха». От этой перспективы у матери чуть инфаркт не случился.


 


С Канатом все обстояло сложнее. 22-летний парень нашел себя в религии. Еще 15-летним подростком он научился читать намаз. Мать, истая мусульманка, помогала осваивать ему азы веры. После восьмого класса средней школы Каната отправили доучиваться в Татарстан. Кажется, он даже провел год в Египте (по крайней мере, он так говорил), где учил арабский язык. Правда, рабочей специальности юноша так и не получил. Вернувшись в Астану, Канат перебивался временными заработками и жил в съемных комнатах. Селиться у матери он по каким-то причинам не стал. Хотя свою верующую мать очень ценил. Как и старшего брата.


 


Тот был на 11 лет взрослее Каната, в молодости получил травму позвоночника и с тех пор передвигался только в инвалидном кресле. Единственным утешением для молодого мужчины стала вера, главным развлечением — компьютер и Интернет, а примером для подражания — один из лидеров группировки «Хамаз», который участвовал в боевых действиях, будучи инвалидом.


 


Канат разделял устремления брата. Вдобавок накопленные юношей религиозные знания требовали своего применения. Поэтому он с готовностью растолковывал ислам всем, кто был не против слушать. Главным образом это были сверстники, которые знали Каната по школе или встречались с ним на работе. Большинство из ребят в первый раз знакомились с сурами Корана и с удовольствием внимали своему «посвященному брату». Постепенно вокруг Каната сплотилась группа из пяти слушателей.


 


А у «учителя» по части правильной веры были весьма своеобразные представления.


Чтобы читатели сами поняли, о чем говорил Канат, приведем выдержки из стенограмм видеозаписей, полученных оперативным путем и просмотренных в суде.


 


«Намаз читать — ничего сложного нет. А джихад — это же шею сломать. Джихад — это именно вершина, куда не каждый может пойти, потому что это же отдать свою жизнь. То, что когда-нибудь ты знаешь, что тебе придется расстаться с этой жизнью. Вершина ислама!»



«Бывало, один человек пришел: «Мне принять ислам или сражаться пойти?» Ему говорят: «Прими ислам и иди сражайся». И в тот же вечер он стал шахидом. То есть кто-то быстро воспринимает, кто-то — долго».


 


«Мусульмане должны помогать своим братьям по религии. Мусульмане в Чечне воюют не за независимость, а чтобы установить власть Аллаха на земле, чтобы установить халифат».


 


Свои наставления Канат подкреплял раздачей наглядных материалов, которые старательно скачивал из Интернета его брат. Снова процитируем из дела:


 


«18 видеофайлов имеют следующее содержание: съемки боевых действий; кадры с эпизодами подрыва военной техники и показом групп людей в военной форме с оружием; кадры съемок взрывов зданий; съемки процесса расстрела трех мужчин из оружия; съемки взрыва в зале с множеством людей; съемки казни мужчины пятью лицами в военной форме, в масках (путем отрезания головы от тела); съемки убийства мужчины в солдатской форме лицами в камуфлированной форме, в беретах; съемки казни мужчины четырьмя лицами в масках (путем отрезания головы от тела)…».


 


После того как «ученики» постепенно «въехали в тему», Канат познакомил их со старшим братом. В новом, взрослом, наставнике ребята быстро признали идейного руководителя и назначили его «Амиром». Тот очень скоро перешел от слов к делу: сказал, что надо готовиться к джихаду. Студенты занялись физической подготовкой в дворовом клубе и стрельбой из пневматического оружия в лесопосадках. Почувствовав, что «джамаат» созрел, «Амир» объявил о разработке маршрутов для переброски в Ингушетию и соединения с боевиками. Следовать должны были двумя группами: в первой — сам «Амир» и трое сопровождающих (если вызовут подозрения, то скажут, что помогают перевозить инвалида на лечение), во второй — двое ребят, которые должны представиться спортсменами. Деталей выхода на бандподполье «Амир» не разглашал.


 


За месяц до отъезда парни перестали ходить в институт и ни о чем другом думать уже не могли. Выехали из Астаны обе группы 5 января поездом в Петропавловск, оттуда — в Пятигорск и Минеральные Воды. Собранных денег на обратные билеты не хватало. Видимо, их покупка не подразу-мевалась. Вернуться смог бы разве что инвалид.


 


Канат тем временем со спокойной совестью оставался в Астане. У него по этому поводу была своя теория. «Если я отправлю на джихад большое количество людей, то мне это зачтется», — говорил он.


 


После поимки вояжеров и завершения рассмотрения дела в судебных инстанциях оба брата были признаны виновными в создании группы террористической направленности и приговорены к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.


 


Свою вину братья так и не признали. Ни разу в зале суда не появилась и их мать. О ней Канат говорил: «У меня мать верующая, она скорее согласится, чтобы меня убили, чем сдать мусульман».


 


Во время работы над материалом не удержался, чтобы не взглянуть на откровения Саида Бурятского, размещенные в Интернете.


 


К видео, на котором проповедник вещает на фоне «зеленки» и с автоматом в руках, имеется сопроводительная подпись:


 


«Братья, как вовремя и остро поднята проблема воинов Аллаха: условия, быт, трудности, а главное — подготовка к джихаду. Я прошу Аллаха как можно дольше продлить дни Саида…».


 


Посмотрел, послушал. Не впечатлило. Путаный рассказ перед камерой комплексующего, неустроенного молодого мужчины (таких на Западе называют неудачниками), перемежающийся цитатами из священных писаний. О вере рассуждает человек, недовольный жизнью, сбежавший в лес и подрывающий людей тротилом. Это не вера, а лютое человеконенавистничество. Но на сайте есть комментарии посетителей к увиденному. И вот они свидетельствуют о другом отношении:


 


«Ассаламу алайкум! «Не будьте из числа тех, кто говорит о знании, а будьте из числа тех, кто поступает по знанию». В отличие от лжепроповедников наподобие Рината из Казахстана именно наш брат Саид и в том, и этом числе стал достойным мусульманином и сражается на пути Всевышнего Аллаха! Я рад за него!»


 


«Ассаляму алейкум! Брат Саид, да поможет тебе Аллах в ведении джихада. Видит Аллах, я вместе с другими братьями Казахстана готовился к выезду на Кавказ, но поплатился за неосторожность. В наших рядах оказался (это точная информация) стукач. При его «неоценимой помощи» нас на границе вернули домой в конце июля. Когда мы вернулись, стали сразу искать стукача, но он пропал. Надеюсь и прошу Аллаха, чтобы дал нам возможность встретиться с ним опять!!! Таким тварям не место на земле!!! Придет время, я найду дорогу к братьям!»


 


«Саид МашАЛЛАХ. Да поможет ему Всевышний Аллах. Все кафиры и муртады ответят за все то, что сделали. Аллаху Акбар!..»


 


Последние отзывы на сайте оставлены несколько дней назад. Если это пишут молодые люди, то их фанатичный накал шокирует. Причитания в духе средневековья. К религии (которая всегда нравственна) это не имеет отношения. Это свидетельства злобной агрессии, духовной ограниченности, потери себя, искалеченных умов и судеб. И что с ними делать!..


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Инфо-цес» (г.Астана)


http://www.info-tses.kz/red/article.php?article=68912


Опубликовано 19 марта 2010 г.


Добавить комментарий