• Главная
  • >
  • Как противостоять религиозному экстремизму?

Как противостоять религиозному экстремизму?

28.06.2010

В Усть-Каменогорске был проведен обучающий семинар для СМИ по вопросам деятельности социально-опасных культов и противодействия религиозному экстремизму.


 


В семинаре приняли участие представитель имама мечети г.Усть-Каменогорска Н.М. Абикешев, члены общественного объединения «Единство», представители СМИ, психолог Т.Сорокина. Прежде чем познакомить читателей с работой семинара, хотелось бы вкратце осветить злободневность тематики семинара исходя из недавнего исторического опыта.


 


К истории вопроса


 


Как известно, альтернативные религиозные культы и верования появились одновременно с зарождением каждой из основных мировых религий. Одни появились ещё до возникновения оных, другие – вслед им, как проявления инакомыслия, средство оппозиции большинству и инструмент борьбы за влияние на верующих. Вся история мировых религий проникнута борьбой с инакомыслием. Казалось бы, откуда такая непримиримость в убеждениях и зачастую в способах борьбы? Дело, по-видимому, в том, что люди давно подметили, что с образованием так называемых «правильных» легитимных религий с набором общепринятых большинством людей в мире заповедей межчеловеческого поведения и моральных норм, появились группы (секты, течения, учения и т.д.), которые не хотят подчиняться эти нормам. А под вывеской борьбы за истинность веры, её чистоту, пытаются решать свои, как правило, корыстные цели, направленные на достижение влияния в мире ради получения власти и материального могущества. Недаром говорится: «Хочешь стать очень богатым – придумай новую религию». И как бы кто ни рядился в «белые одежды» , конечная цель любой борьбы именно в этом. Другое дело, что большинство в современном обществе пытается решать подобные вопросы «мирным путём», открыто, в рамках законности. Другие же только маскируются под общие заповеди, но предпочитают вести борьбу противоположными, хорошо замаскированными способами. Не имея за собой каких-то особенных духовных сил и способностей повести человечество к светлому будущему. Такие теневые секты и религиозные группы берут на вооружение другую тактику, основанную на обмане, лжи, притворстве, порой доходя до крайнего проявления цинизма и даже силовых методов, когда это позволяет обстановка.


 


Борьба с сектантством, с деструктивными религиозными течениями велась всегда различными способами и с разной степенью успеха. Это понятно. Пока существует человечество – будет и борьба с инакомыслием и более худшими пороками человеческого бытия – стяжательством и корыстолюбием, тщеславием и властолюбием. Борьба с которыми и есть основа человеческого существования, ибо без борьбы нет стимулов для развития. Другое дело, что борьба должна вестись по правилам, в разумных рамках. Посмотрим, как она велась в относительно недавнее время на 1/6 планеты Земля.


 


Как известно, в советский период любая религиозность не приветствовалась, а порой и искоренялась сильными радикальными средствами. Но в конце этой эпохи всё пришло в состояние вялотекущего процесса умиротворения действительностью (как впрочем и в других сферах общественной жизни). За 70 лет никто никого не победил и не искоренил. Однако, это в основном касалось общемировых религий, распространённых в СССР. Борьба же с сектантством, религиозным инакомыслием велась до последнего и всерьёз. Невзирая на постоянное давление из-за рубежа по поводу ущемлений прав человека, «узников совести» и прочего пропагандистского словоблудия. Поэтому в СССР различные альтернативные религиозные и околорелигиозные течения и направления были загнаны в глубокое подполье и не имели маломальского общественного веса.


 


Всё круто изменилось с приходом «перестройки». Сдавая одну идеологическую позицию за другой Горбачёв и Ко предельно широко открыли двери для проникновения различных идеологических и духовных вирусов, которые быстро заполонили вакуум оставшийся после насильственного демонтажа прежней системы. И вся страна, продуваемая со всех сторон «ветрами перемен», быстро заболела разными «простудами» околорелигиозного и сектантского толка. Население, воспитанное в инфантилизме по отношению как к религии, так и к атеизму, в короткий период времени приняло на себя настоящий мутный водопад сотен различных учений, откровений, мессий, прорицательств. Испытало на себе действие загадочных китайских, тибетских медицин с их «всеисцеляющими» пустышками-БАДами, посидело на новомодных западных подиумных, изнуряющих диетах, и далее до бесконечности. Немудрено, что после такой вакцинации и денежного обезжиривания у неискушённого населения, что называется, «поплыла крыша» и пропало умение отделять «зёрна от плевел». В погоне за желанием обрести имидж «своих в доску» и быть «святее папы Римского», бездумно перенимались все либерально-демократические ценности и правила обращения с ними, причём, без разбору, что называется «до кучи». Всё от страха, как бы не вызвать неодобрения у новых западных «друзей». Первые признаки некоторого отрезвления стали поступать с началом чеченской войны на Кавказе. Но общее заболевание, вызванное заражением идеологическими вирусами, несмотря на довольно взвешенную оценку сегодня по отношению к свободе распространения радикальных религиозных течений, всё ещё продолжает иметь место.


 


Тактика противостояния


 


А что в этом плохого? Насильно никто никого никуда не тащит. В чём угроза от пары миловидных женщин, скромно предлагающих «просветиться» при помощи вручённого ими тоненького журнальчика? Откуда может исходить угроза от бывшей инвалидки 1 группы – а сейчас цветущей с помощью «животворящих» восточных лекарств женщины, совсем искренно желающей Вам очистить организм и восстановить здоровье за умеренную плату, исчисляемую в особой, загадочной валюте – p.v.? Да ещё заботливо вручающей Вам свою визитку, на которой красуется девиз: «Умный – строит сеть, бедный – ищет работу». Сладко певуче предлагая Вам, измученному недугами, истинные «врата рая» в виде скорого исцеления, солидных заработков и премиального путешествия в Китай. Или скромно одетых «под дервиша», предельно деликатных по настойчивости проповедников, которые очень доступно объясняют Вам, почему Вы так бедно живёте и кто в этом виноват. Заодно предлагают очиститься от скверны при помощи паломничества по святым местам, не бесплатно, разумеется. Но если привести с собой вновь обращённых, то можно ещё и сэкономить на этом. Причём, «рекрутирование» потенциальных путешественников зачастую проводится непосредственно в мечети. А после – вновь обретшего ожидают романтические поездки по стране, зарубежная «учёба» в Пакистане, например. Какая перспектива для недавнего молодого горожанина, отправившегося в город в поисках хоть какой-нибудь работы из своей бесперспективной деревни или аула! Об этих и многих других способах вербовки рассказывали выступающие на семинаре. Рассказывали о людях, поддавшихся на сладкие увещевания и потерявших потом здоровье, деньги, имущество и даже жизнь. И все сходились на мнении, что против этой эскалации псевдорелигиозной, лжемедицинской и околонаучной пропаганды необходимо выстраивать свою тактику противодействия, подключив все здоровые, реально мыслящие слои общества и государства. Хватит пятиться и отступать. Пора выходить из глубокой обороны и вести наступательную, агитационную, просветительскую тактику, которая просто обязательно должна прийти на смену сегодняшней, доставшейся ещё со злопамятных перестроечных времён. Да, противостояние будет вестись на законных, политкорректных основаниях, но они – эти основания, тоже не монументальные творения, и их надо кое в чём пересматривать. Пора бы уйти от «пряничного» периода и кнут по необходимости показывать наиболее зарвавшимся и ненаказуемым, пользующимся покровительством и финансируемым из-за рубежа, да и в собственных высокочиновничьих палестинах. А то ведь когда по раскачавшейся лодке ударит, не приведи Господь, молния – поздно будет креститься.


 


В заключение хочется отметить, что целенаправленную работу по оздоровлению обстановки в этой сфере общественной жизни проводит с мая 2008 года Общественное объединение «Единство», которое было создано при поддержке Комитета по делам религий Министерства Юстиции РК. Основной задачей которого, является как раз работа с лицами, пострадавшими от деятельности различных сект. С января 2009 года открыта телефонная линия доверия 26-18-29. Людям, обратившимся в объединение, оказывается бесплатная психологическая и правовая помощь. «Единство» тесно сотрудничает с представителями традиционных конфессий города Усть-Каменогорска. Поэтому заинтересованным этой проблематикой, есть смысл обратиться за информацией или помощью по адресу: ул.Кабанбай батыра 158 «а», офис 510, тел. 26-18-29.


 


От себя же добавим в очередной раз читателям две азбучные истины: «Бесплатный сыр – только в мышеловке!» и «Люди – будьте бдительны!»


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Flash!» (г. Усть-каменогорск)


http://flashpress.kz/wp/?p=884


Опубликовано 19 июня 2010 г.


 


Добавить комментарий