• Главная
  • >
  • Жаслан НУРБАЕВ: «Сегодня религия переживает ренессанс»

Жаслан НУРБАЕВ: «Сегодня религия переживает ренессанс»

12.06.2010

– Жаслан Есеевич, понятно, что религия – часть мировоззрения человека. Но почему вас заинтересовала именно религия, а не другое направление философии?


 


– Дело в том, что глобализация и стремление этносов к сохранению своей культурно-исторической самобытности уже вывели проблему межконфессиональных отношений в разряд актуальных. А так как мне приходится читать лекции и по религии, то я с интересом взялся за малоизученную тему. Хотелось понять, откуда корни межконфессионального согласия растут в нашей стране. У нас мирное сосуществование разных религий опирается, прежде всего, на христианство и ислам суннитского толка. На их базе благодаря инициативе главы государства Казахстан вполне закономерно стал тем центром, где наиболее успешно воплощаются идеи толерантности. Именно на формирование межконфессионального согласия были направлены шаги в сфере внутренней политики и многие международные инициативы руководства страны. И это не могло пройти незамеченным в мире. Председательство Казахстана в ОБСЕ – тому подтверждение.


 


Между тем, изучая религиозные процессы конца 19 – начала 20 века, я стал невольно проводить параллели с нашим временем. Не поверите, столько находишь схожего!


 


– Например?


 


– Чтобы было нагляднее, давайте посмотрим буквально по пунктам. Первое – это бурное распространение разнообразных религий и их конфессий. В конце 19-начале 20 веков вместе с крестьянской колонизацией, переселенческим движением происходило проникновение на территорию Казахстана различных конфессий – православия, католицизма, протестантских групп и деноминаций. Быстро строились христианские церкви. Ведь люди приезжали на голую землю, не зная языка местного населения, им нужно было как-то выживать. И духовное утешение они искали в вере. А в связи с усилением колонизации края, развивался процесс становления институтов ислама: открывались медресе, строились мечети, увеличивалось число мулл.


 


Нельзя не заметить, что сегодня в Казахстане также наблюдается рост как христианских, так и исламских конфессий: зарегистрировано более четырех тысяч религиозных организаций. Сравните: в девяностых их было около 600. Рост очевиден.


Теперь пункт второй, который касается законодательной базы. Более ста лет назад для регистрации религиозного объединения необходимо было наличие 50 человек. Нынче – десять. Вообще-то это очень небольшое число для регистрации, я бы сказал даже слишком либеральное. В других странах порог выше – 100-200 человек.


 


Третье. Для Северного Казахстана и тогда, и сегодня характерно бурное распространение протестантских церквей – баптисты, адвентисты, лютераны, меннониты и др.


 


И наконец, четвертое: тождественность этнической и религиозной принадлежности. Поясню: мусульманами и тогда, и сегодня себя считают казахи, узбеки, татары и другие этносы, к католикам всегда относили поляков, некоторую часть немецкого населения, к православным – русских, украинцев… И в те времена, и на современном этапе имелись тенденции «отпадения» от своих традиционных конфессий, но в процентном соотношении они были невелики.


 


– Различия, наверняка, тоже подсчитали?


 


– Основное различие – в религиозной политике. Сейчас наше государство светское, а тогда русская православная церковь выступала в качестве государственной религии, а потому обладала некоторыми преимуществами.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Костанайские новости»


http://kstnews.kz/index.php?a=4553


Опубликовано 10 июня 2010 г.


 


Добавить комментарий