Исповедь и причастие

27.04.2010

КАК К НИМ ПОДГОТОВИТЬСЯ


 


Великий пост — время не только для ограничения в пище. Каждый христианин должен в эти дни особенно усердно молиться и посещать богослужения. И, конечно, непременно принимать Святое Причастие. Этому Таинству непременно предшествует покаяние, то есть исповедь.


 


Исповедь — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Таинство это установлено Самим Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам. Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после


 


ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ


 


Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи. Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.


 


ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА


 


Неблагодарность Богу. Неверие. Сомнение в вере. Утаивание десятины. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием. Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект. Упоминание имени Божия всуе (всевозможные суеверия — вера в сглаз, звездные прогнозы, порчу и т. д.). Клятва именем Господа. Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений. Мысли о самоубийстве. Игра в карты и прочие азартные игры. Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила. Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни. Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью, особенно непосвящение детей и внуков в познание о важности постов. Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы. Нарушение обетов, данных Богу. Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни. Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения. Осуждение Церкви и ее служителей. Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям. Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога. Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы. Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.


 


Самонадеяние, человеко-надеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.


 


ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНИХ


 


Воспитание детей вне христианской веры. Вспыльчивость, гнев, раздражительность. Высокомерие. Лжесвидетельство. Месть. Насмешливость. Скупость. Невозвращение долгов. Неуплата за труд заработанных денег. Неоказание помощи нуждающимся. Непочитание родителей, раздражение их старостью. Непочтение к старшим. Неусердие в своей работе. Осуждение. Присвоение чужого — воровство. Ссоры с соседями и ближними. Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта). Убийство словом — доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти. Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.


 


ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ


 


Многословие, пересуды, празднословие. Беспричинный смех. Сквернословие. Самолюбие. Делание добрых дел напоказ. Тщеславие. Сребролюбие. Зависть. Ложь. Пьянство, употребление наркотиков. Чревоугодие. Любодеяние — разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг. Блуд — физическая близость лиц, не связанных узами брака. Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности. Блуд противоестественный — физическая близость лиц одного пола, рукоблудие. Кровосмешение — физическая близость с близкими по родству или кумовству.


 


Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете — это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).


 


КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ


 


Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды — необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего — жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние!


Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.


 


Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.


 


КАК ПОДГОТОВИТЬ К ИСПОВЕДИ ДЕТЕЙ


 


Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.


 


Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, можно дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:


 


не ленился ли молиться?


вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?


 


читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?


носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его? не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?


 


не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака? не гадал ли, не ворожил?


не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?


 


не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?


не обманывал ли своих родителей?


 


не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?


слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?


 


не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других? не обижал ли младших?


 


не мучил ли животных?


 


не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?


 


не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?


 


не пробовал ли курить, выпивать или употреблять наркотики?


 


не сквернословил ли?


 


не играл ли в карты?


 


не занимался ли рукоблудием?


 


не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит? не присваивал ли себе чужого?


 


не ленился ли помогать родителям по дому?


 


не завидовал ли другим?


 


По сути, эти вопросы относятся и к взрослым.


 


Приведенный перечень — лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей — настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди — это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.


 


КАК ПРОИСХОДИТ ИСПОВЕДЬ


 


Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом или в процессе литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. Нельзя приступать к Таинству


 


ПОКАЯНИЯ ЖЕНЩИНАМ В ПЕРИОД МЕСЯЧНОГО ОЧИЩЕНИЯ.


 


Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. На исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним — Самому Спасителю.


 


После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.


Как подготовиться к причастию


 


Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением. Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае — три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища — мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов — и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.


 


Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие — не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу. Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.


 


ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ


 


Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери. Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии — хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.


 


Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…»


 


К Святой Чаше причастники подходят, сложив руки на груди крестообразно, чинно, не теснясь, в глубоком смирении. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После заключительных слов богослужения причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку — предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.


 


В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зависимости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих).


 


Как часто необходимо причащаться? Этот вопрос каждый верующий может решить, лишь посоветовавшись со священником. В любом случае, к Таинству Причащения нужно приступать не реже 1 раза в год; желательно причащаться в каждом из четырех многодневных постов церковного года. В Великом Посту есть особый день — Великий Четверг (последний четверг перед Пасхой), когда мы воспоминаем установление Господом Иисусом Христом Таинства Причащения. В этот день, по древней церковной традиции, все верующие стараются причаститься Святых Христовых Тайн. Также следует причащаться в дни самих праздников, в честь которых установлены посты — на Пасху, Рождество и др.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Авитрек» (Караганда)


Материалы опубликованы 3, 10 и 17 марта 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также