• Главная
  • >
  • Какая польза от религиоведения?

Какая польза от религиоведения?

10.03.2010

О введении факультативного курса «Основы религиоведения» было сказано много. Мы беседовали с теми, кто за, им оппонировали те, кто против.


 


Религиоведение идет в школах области уже второй месяц. И хотя итоги подводить рано, можно уже говорить о роли предмета в образовательном процессе. Об этом нам рассказывает заведующая кабинетом истории ИПК и ПРО Костанайской области Гульфия Дандыбаева.


 


Введение предмета «Основы религиоведения» призывает педагогов осмыслить его роль в образовании школьников и, самое главное, понять – что должен дать этот курс нашим детям. Без понимания этих вопросов невозможно организовать продуктивную переподготовку учителей в области религиоведения.


 


Сегодня, как никогда, становится ясно, что уже невозможно игнорировать религию, замалчивать религиозные вопросы. Нам необходимо осмыслить религию как феномен человеческой культуры, как часть философской мысли и нашей жизни. Это новое отношение к религии должно быть доступно и для подрастающего поколения. Вместе с тем курс «Основы религиоведения» не противоречит светскому характеру нашего образования, поскольку школьники обучаются не религии, а изучают ее как часть культуры. Знакомясь с разными религиями, старшеклассники окунаются в атмосферу поиска ответов на вопросы: что такое человек? в чем его назначение и смысл жизни? как возник мир и как он устроен? Эти вопросы вечные, и ответы на них не могут быть окончательными и полными. Вопрос: для чего дана жизнь? – остается фундаментальной загадкой человеческого бытия. Это и есть философский аспект курса. Однако каждый выпускник школы рано или поздно осуществит собственный мировоззренческий выбор. Мы, взрослые, не вправе навязывать свою позицию, но обязаны помочь молодым самоопределиться в духовной сфере осознанно, со знанием дела. Для этого школа и должна обеспечить компетентность в вопросах религии. На уроках религиоведения каждый из школьников может совершить, укрепить или критически переосмыслить свой личный мировоззренческий выбор. Таким образом, просвещенность школьников в вопросах религии, на наш взгляд, создаст предпосылки для практической реализации принципа свободы совести, убеждений, слова.


 


Необходимость и полезность «Основ религиоведения» подтверждается многими аргументами. В первую очередь, хочу отметить мощный нравственно-духовный потенциал. В деле воспитания мы должны использовать все имеющиеся у нас ресурсы, в том числе нравственно-духовный потенциал религии. Общечеловеческие ценности: любовь, истина, красота, праведность, честность – имеют религиозные корни. Приобщение к этим ценностям должно происходить в ходе занятий. К тому же без понимания религиозных ценностей очень трудно составить полное представление об истории. Ведь историческое развитие человечества тесно переплетается с его духовно-религиозным развитием. То же самое можно сказать о международной политике в современном мире. Многие нынешние проблемы и конфликты имеют религиозную подоплеку. Пренебрежение религиозными проблемами, как показывает опыт, чревато человеческими трагедиями. Знания по истории религий будут полезны нашим выпускникам в будущем, если они займутся общественной, политической, да и любой другой деятельностью, связанной с человеческим фактором.


 


Путь духовно-религиозного развития человечества был отмечен не только прозрениями, открытиями, но и многими заблуждениями. Последствия этих заблуждений и сегодня отрицательно сказываются на жизни отдельных людей и всего общества. Именно поэтому существуют совершенно чуждые для нашей культуры религиозные идеи. В числе нетрадиционных религиозных течений есть и такие, которые прикрываются лозунгами гуманности и духовности, а на самом деле культивируют ложные ценности: гордыню, эгоизм, самообожествление человека, относительность добра и зла, нравственную беспринципность.


 


И именно компетентность в религиозной сфере даст учащимся определенную степень защищенности от происков всякого рода религиозных миссионеров – представителей малых религиозных групп, имеющих тоталитарный характер. Учащиеся школ, которым религиозные проповедники предлагают, например, «курсы духовного очищения, раскрытия сверхспособностей» или «сокровенную науку душевного здоровья», могут стать жертвами тоталитарных групп. Руководители подобных групп, как правило, стараются изолировать своих приверженцев от окружающего общества, взять полный контроль над психикой рядовых верующих, заставляют отказываться от своего имущества в пользу общины, практикуют насилие. Именно тоталитарные религиозные группы являются базой для проявлений религиозного и политического экстремизма. Печально известная группировка Аум Синрикё в Японии сумела привлечь тысячи фанатичных последователей, создать экономически мощное государство в государстве, провести серию террористических актов с целью противодействия государственной системе.


 


Следует отметить, что социальной базой религиозных экстремистских организаций является именно молодежь, по большей части религиозно не просвещенная. В связи с этим курс «Основы религиоведения» должен сыграть немаловажную роль в деле профилактики религиозного экстремизма и внести свой вклад в дело достижения мира и согласия на земле Казахстана. Как отмечал Президент Казахстана Н.А.Назарбаев на III съезде лидеров мировых и традиционных религий, «казахстанский опыт межэтнического и межконфессионального согласия был признан одним из наиболее успешных на постсоветском пространстве». И этот опыт будет и дальше развиваться молодым поколением казахстанцев, которым должны быть свойственны толерантность, веротерпимость, взаимопонимание и готовность к диалогу.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Костанайские новости»


http://kstnews.kz/index.php?a=3369


Опубликовано 10 марта 2010 г.


Добавить комментарий

Смотрите также