• Главная
  • >
  • Глобальная война религиозных символов

Глобальная война религиозных символов

12.03.2010

Совет мусульман Франции представил председателю Национальной ассамблеи рекомендацию по поводу ношения паранджи. Речь идет всего лишь о простом парламентском исследовании. Но теперь открыт путь к принятию закона о парандже – первого такого рода закона в Европе.


 


Франция уже в 2004 году приняла закон о запрете религиозных символов в школе. Благодаря своему достаточно общему характеру закон не был отклонен в Страсбургском суде, поскольку относился ко всем верованиям: в школе, например, еврей не может носить киппу, а сикх – тюрбан. Светский характер французского государства преследовал свою логику: никакая религия не может встать между республикой и гражданами, свободными и равными. Республика защищает свободу вероисповедания, но должна освобождать от религии, когда она угнетает, разделяет и так далее. Но теперь разговоры о законе, запрещающем ношение паранджи в официальных местах, имеют иную основу: это уже не только борьба цивилизации против сегрегации женщины и изоляционизма этническо-религиозной общины, но и вопрос культуры в общественных отношениях. Это еще и мера безопасности, общественного порядка.


 


Очень сложно отличить страх от необходимости, определить разумные нормы, прочные и реальные принципы. Сложно определить причины и мотивы ношения паранджи. Но не стоит забывать о том, насколько сильна традиция. Представительницы различных стран, общественных групп и поколений придерживаются различных взглядов в вопросе о парандже. 50-летние женщины, когда-то приехавшие в Европу из стран Магриба, не понимают, почему их дочери начинают носить хиджаб, от которого они, матери, сумели отказаться. Для турецких феминисток тюрбан – прогрессивный вызов авторитарному государству. Для обращенных жительниц Европы хиджаб стал символом освобождения от рыночного рабства. Для студенток британских университетов хиджаб – статус-символ нефти, богатства.


 


Сражение за религиозные символы набирает обороты. Оно разделяет религию изнутри. Так, Мохаммед Муссауи, председатель Совета мусульман Франции, заявил, что он против ношения паранджи. В Египте шейх Мохаммад Тантауи полагает, что ношение никаба (мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз) в учебных заведениях противоречит исламу. А Высший административный суд Египта высказался за то, что ношение никаба законно и является неотъемлемым правом студенток.


 


Сражение по вопросу о религиозных символах разделяет и государства. Так, недавняя инициатива британских противников ношения паранджи была отвергнута: ее восприняли как предлог для ограничения свободы тех, кто спокойно занимается своими делами, надевая ту религиозную одежду, которую он предпочитает. Как и в Дании, в Италии парламент все еще не определился по этому вопросу.


 


Война символов не знает границ. Глобальная религия бомбардирует нас символами и конфликтами из-за символов. Мы можем только реагировать. И французы сейчас пытаются это делать.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Экспресс-К» № 14


http://express-k.kz/show_article.php?art_id=36113


Опубликовано 29 января 2010 г.


 


Добавить комментарий