Дети и церковь (часть 1)

16.11.2009

Как верующие христиане, мы стараемся научить наших детей христианскому вероучению и законам церкви. Учим их молиться и ходить в церковь. Многое из того, что мы говорим и чему учим, забудется позднее, утечет, как вода. Возможно, другие влияния, другие впечатления вытеснят из их сознания то, чему их учили в детстве.


 


О послушании и свободе в воспитании детей


 


Как часто в разговорах о воспитании детей слышим мы слово «послушание». Люди старого поколения часто говорят, что наши дети непослушны, что они дурно воспитаны, потому что они не слушаются, что нужны наказания за непослушание, что послушание — это основа всякого воспитания. В то же время мы по опыту знаем, что способности и таланты развиваются не послушанием, что всякий рост, и душевный, и физический, связан с известной свободой, с возможностью пробовать свои силы, исследовать неизвестное, искать свои пути. Как ни труден этот вопрос, родителям приходится его решать, приходится определять меру послушания и свободы в воспитании своих детей. Для того, чтобы разобраться в вопросе послушания и свободы в воспитании детей, надо самому продумать, в чем смысл послушания, в чем цель его, чему оно служит, в какой области оно применимо. И также надо понять, что значит свобода в развитии человеческого существа.


 


Послушание в раннем детстве есть, во-первых, мера безопасности. Необходимо, чтобы маленький ребенок научился слушаться, когда ему говорят «Не тронь!» или «Остановись!», и всякая мать, не задумываясь, будет принуждать маленького ребенка к такому послушанию, чтобы избежать беды. Человек учится ограничению своей воли с самого раннего детства. Еще младенцем человек постигает, что его воля ограничена волей других, что он не всемогущ. И это очень важно.


 


Послушание необходимо. Без послушания известным правилам невозможна ни мирная семейная жизнь, ни любая социальная структура, ни государственная, ни церковная жизнь. Нравственное воспитание заключается именно в том, чтобы развить в ребенке способность сознательно подчинять себя — не насилию, а свободно признанному авторитету, в конце концов, своей вере, своим убеждениям. Способность признания высшего авторитета дается только воспитанием, направленным к свободе, то есть воспитанием свободы выбора, воспитанием способности самому решить: «Это хорошо!», а «Это плохо!» и «Я сделаю так потому, что так будет хорошо!»


 


Нам, родителям, нужно трудиться, чтобы научить детей слушаться известных правил. Но еще более нам надо трудиться над тем, чтобы развить в детях способность разбираться – какие правила самые важные, кого и чего надо слушаться. А этому дети учатся всего лучше на примере родителей. Слушаться ты должен не потому, что «Я так хочу!», а потому, что «Так нужно!», и обязательность таких правил признается родителями и для самих себя. Они сами поступают так или иначе: «Потому что так Бог велел!», «Потому что это мой долг!»


 


Сфера, определяемая послушанием и наказаниями за непослушание, очень ограничена. Это сфера внешних действий: не положить что-нибудь на место, взять запрещенную вещь, начать смотреть телевизор, когда не приготовлены уроки и т. д. И наказание должно быть последствием нарушения правил — непосредственное, быстрое и, конечно, справедливое. Но послушание не приложимо ко вкусам и чувствам детей. Нельзя требовать, чтобы детям нравилась та книга или та программа, которая нравится родителям, чтобы они радовались или огорчались по желанию родителей, нельзя сердиться на детей, когда то, что родителям кажется трогательным, им кажется смешным.


 


Как же воспитывать этот нравственный вкус детей? Это дается только примером, только опытом жизни в семье, образом и поведением любимых людей, окружающих ребенка. Вспомним рассказ евангелиста Луки о двенадцатилетнем отроке Иисусе. Родители Его пошли с Ним в Иерусалим на праздник. По окончании, праздника они возвращались домой, не заметив, что Иисус Христос остался в Иерусалиме, — думали, что Он идет с другими. Три дня искали они Его и, наконец, нашли в храме беседующего с учителями. Матерь Его сказала Ему: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». А Иисус Христос ответил: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»


 


Послушание Отцу Небесному было выше послушания земным родителям. А добавлением к этому служат слова, непосредственно следующие за этим в Евангелии: «Он пошел с ними в Назарет; и был в повиновении у них….и преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». В этих нескольких словах заключен самый глубокий смысл воспитания человека.


 


О родительском авторитете и дружбе с детьми


 


У маленьких детей есть мама, папа, бабушка, дедушка, но нет друзей. Друг не осудит, а поймет. Как часто говорят в наше время о кризисе, который переживает семья в современном обществе. Все мы жалуемся на развал семьи, на падение авторитета родителей. Родители жалуются на непослушание детей, на их неуважение к старшим. По правде говоря, такие же жалобы и разговоры были во все века, во всех странах… Мне кажется, что в наше время к этой извечной проблеме прибавилось еще одно обстоятельство, особенно затрагивающее религиозных родителей. Это конфликт между авторитетом верующих родителей и авторитетом школы, государства, общества. В западном мире мы видим конфликт между нравственными, моральными убеждениями религиозных родителей и безрелигиозным, я бы сказала, утилитарным отношением к нравственной жизни, которое господствует в школе и в современном обществе. Очень силен и конфликт между авторитетом родителей и влиянием среды сверстников, так называемой, молодежной культуры.


 


Рубрика выпускается при содействии Протоиерея Михаила, настоятеля часовни святых Петра и Павла


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Авиатрек» (г.Караганда)


Опубликовано 16 ноября 2009 г.


Добавить комментарий

Смотрите также