Совещание ОБСЕ 2015 года по рассмотрению выполнения обязательств, посвященное человеческому измерению
Рабочая сессия № 8. Верховенство закона: Предотвращение пыток (25 сентября 2015 г.)[1]
Казахстан признал процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб согласно статье 22 Конвенции против пыток и Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, соответственно, в 2008 г. и 2009 г. Тем не менее, Казахстан не выполняет решения по индивидуальным делам, вынесенные Комитетом Организации Объединенных Наций (ООН) против пыток и Комитетом ООН по правам человека. Не существует единого механизма ни в национальном законодательстве, ни на практике, для эффективного осуществления этих решений. Отказ в правосудии по отношению к жертвам пыток и других видов жестокого обращения усугубляет их страдания и нарушает обязательства Казахстана по правам человека перед ООН.
В настоящее время достигнута договоренность правозащитного сектора и государственных органов о создании эффективного института по выполнению решений договорных органов по индивидуальным делам. Мы призываем власти Казахстана создать данный механизм в самое ближайшее время.
По состоянию дел летом 2015 г., Комитет ООН против пыток и Комитет ООН по правам человека вынесли решение по восьми случаям индивидуальных жалоб на применение пыток и жестокого обращения, которые были поданы Коалицией НПО против пыток в Казахстане. В семи из этих случаев Казахстан был признан виновным в нарушении своих международных обязательств по предотвращению либо предупреждению пыток.
На сегодняшний день Казахстан частично выполнил рекомендации договорных органов лишь в двух случаях. Жертвы пыток Александр Герасимов и Расим Байрамов получили компенсацию за вред, причиненный во время пыток. Тем не менее, компенсационные выплаты не были адекватными, и не были проведены эффективные расследования. Преступники не найдены и не привлечены к ответственности.
В двух других случаях, Казахстан принял решение принудить к возвращению Аршидина Исраила и Хайрулло Турсунова в Китай и Узбекистан, соответственно, хотя ООН призывал Казахстан не делать этого, ссылаясь на риск применения в отношении них насилия в их родных странах.
В своем решении в ноябре 2013 г. по делу Олега Евлоева, Комитет против пыток призвал Казахстан провести эффективное расследование с целью выявления виновных и предоставления пострадавшим адекватного возмещения, включая компенсацию и полную реабилитацию. Тем не менее, власти не провели такое расследование, и государство не предоставило Олегу Евлоеву меры реабилитации и компенсацию за моральный ущерб.
В настоящее время шесть других жалоб по обвинению в применении пыток и жестокого обращения, переданных Коалицией НПО против пыток в Казахстане, находятся на рассмотрении Комитета против пыток и Комитета по правам человека.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Мы призываем власти Казахстана:
• Создать единый механизм для реализации всех решений, вынесенных договорными органами ООН по отношению к Казахстану, в рамках соответствующих процедур рассмотрения индивидуальных жалоб.
• Обеспечить, чтобы жертвам пыток или членам их семей предоставлялись консультации и информация на протяжении всего процесса реализации решений по их делу.
• Внести изменения в национальное законодательство, чтобы казахстанские суды могли пересмотреть уголовные дела на основании решений договорных органов ООН по индивидуальным делам, включая дела, которые уже закрыты судами. Затем, необходимо начать эффективное расследование для выявления виновных; они должны быть привлечены к ответственности; а государство должно предоставить адекватное возмещение жертвам пыток в соответствии с договорными обязательствами Казахстана.
[1] Данный документ подготовлен при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках проекта «Действия в пользу свободы от пыток в Казахстане и Таджикистане». Ответственность за содержание данного документа возлагается исключительно на НПО, издавшие его. Содержание документа никоим образом не может быть истолковано как отражающее взгляды Европейского Союза и со-финансирующих Фондов «Открытое общество». |
Со-финансирование в 2015 г.:
|