Уважаемые господа!
Впервые председателем организации, призванной служить двигателем демократизации в регионе, является государство, имеющее образованный через несправедливую избирательную систему однопартийный парламент, фактически пожизненного президента, сугубо подчиненные исполнительной власти суды, подверженные контролю и самоцензуре СМИ, жестко ограниченное поле участия граждан в политической жизни.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что председательство Казахстана в ОБСЕ, которое рассматривалось многими как шанс на демократизацию, стало лишь результатом дипломатического балансирования геополитических и энергетических интересов, на чем умело сыграли казахстанские власти, последовательно давая обещания, которые они не собирались исполнять. Остались не реализованы Мадридские обязательства по реформе законодательства – по причине которого, в частности, президентские и парламентские выборы 2005 и 2007 гг., как и все предыдущие выборы в истории страны, не были признаны ОБСЕ справедливыми.
Не оправдались надежды казахстанской и международной общественности на то, что период с момента предоставления до вступления Казахстана в председательство станет гарантией неужесточения режима, его большей открытости к диалогу и начала процессов укрепления демократических институтов. Казахстанские власти фактически продемонстрировали презрение к этике международных отношений и откровенный обман.
Только за минувший год была весьма активно продолжена практика преследования независимых СМИ и несправедливых судов над правозащитниками и журналистами, а показательная борьба с коррупцией стала инструментом межклановой борьбы и передела сфер влияния. Ранее без обсуждения парламентом был принят целый пакет конституционных поправок, который только усугубил эррозию политических институтов. В полной мере подтвердилось мнение Фридом Хаус, что Казахстан еще в прошлом веке «застрял» в категории «несвободных стран с консолидированным авторитарным режимом».
Несмотря на это, демократическая оппозиция в лице двух крупнейших партий с давними традициями совместной политической деятельности, имея четкие намерения продолжать борьбу за демократические реформы, права и свободы граждан и социальную справедливость, в 2009 году вышли на новый уровень работы, объединившись в Общенациональную социал-демократическую партию «Азат». Наша партия – крупнейшая оппозиционная организация Казахстана – имеет около 250 тыс. членов, широкое представительство видных общественных деятелей, партнерство с независимыми СМИ, правозащитными НПО и экспертными институтами.
Даже сфальсифицированные официальные итоги выборов свидетельствуют, что мы занимали второе место на парламентских выборах 2004 и 2007 гг., а наш единый кандидат – второе место на президентских выборах 2005 года.
ОСДП «Азат» последовательно выступает за тесную интеграцию Казахстана в европейские структуры и обеспечение должного уровня демократичности политической системы во имя устойчивого развития государства и общества. Мы подтверждаем свою приверженность принципам свободного общества, подотчетной власти, честного волеизъявления граждан и их участия в принятии общественно важных решений. Мы заинтересованы в продолжении уже наработанных контактов с международным сообществом, в том числе ОБСЕ и другими европейскими и международными институтами.
Исходя из вышесказанного,
учитывая политику нынешнего политического режима Казахстана по изоляции от политических процессов и информационного поля представителей демократической оппозиции, независимых общественных деятелей и людей, критически настроенных к политике государства и/или отдельным группировкам во власти,
учитывая мандат Постоянного Совета ОБСЕ, как органа регулярных политических консультаций и принятия решений по любым вопросам, связанным с ежедневной работой ОБСЕ, и особенно в свете Стамбульских решений 1999 г., призванных усилить процесс политических консультаций между дипломатами стран-членов ОБСЕ,
мы бы хотели обратить внимание членов официальных делегаций в ОБСЕ на тот факт, что механизмы формирования государственной власти и принципы государственного управления в Казахстане не располагают к тому, чтобы действующий председатель ОБСЕ и Совета мог обеспечить адекватный уровень консультаций. Этому объективно будет препятствовать отсутствие традиций политического диалога внутри страны, что само по себе ставит под сомнение функциональность председательства Республики Казахстан.
Поэтому мы предлагаем всем официальным делегациям стран-участниц ОБСЕ поставить перед Постоянным Советом Организации вопрос о включении представителей демократической оппозиции в состав официальной делегации, представляющей Казахстан в ОБСЕ в качестве наблюдателей с правом реплик. Это поможет лучше актуализировать процесс политического диалога, содействовать продвижению принципов цивилизованной политики внутри Казахстана и повысить отдачу от председательства нашей страны.
Вместе с тем наша партия совершенно убеждена, что демократические перемены и уважение к правам человека в Казахстане являются, в первую очередь, делом самих граждан страны, их осознанным приоритетом и предметом ежедневной работы. Мы неоднократно подчеркивали, что не ждем непосредственной помощи от международного сообщества, но мы заинтересованы в том, чтобы зарубежные партнеры владели более объективной информацией о ситуации в Казахстане, и ожидаем соответствующей, принципиальной политической оценки происходящего, а не поощрения автократии. Мы убеждены, что такой подход способствовал бы как демократическим процессам в Казахстане, так и повышению значения ОБСЕ в качестве института демократии, безопасности и сотрудничества.
Общенациональная социал-демократическая партия «Азат»
12.01.2010