• Главная
  • >
  • Новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» даст гарантии свободы вероисповедания - мажилисмен Р.Сарпеков

Новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» даст гарантии свободы вероисповедания – мажилисмен Р.Сарпеков

15.09.2011

На совместном заседании палат Парламента РК 1 сентября Президент Н.А.Назарбаев поручил депутатам принять Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Законопроект, разработанный Агентством РК по делам религий, был принят в работу Мажилисом 7 сентября.


 


О том, какие нововведения содержатся в данном законопроекте, чем вызвана необходимость принятия нового Закона, в беседе с нашим корреспондентом рассказал депутат Мажилиса, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, руководитель рабочей группы по законопроекту Рамазан Сарпеков.


 


– Рамазан Кумарбекович, насколько актуален новый законопроект?


 


– Дело в том, что наш прежний Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят еще в январе 1992 года, даже раньше, чем наша действующая Конституция. С тех пор в Закон несколько раз вносились поправки, но они носили, в основном, редакционный характер. Они не затрагивали таких важных вопросов, как, например, регистрация религиозных объединений. За прошедшие с момента обретения независимости 20 лет наше законодательство во всех сферах сильно изменилось, а этот Закон остался почти в неизменном виде, и он уже не отвечает современным требованиям. Нужно привести его в соответствие с Конституцией и с другими законами.


 


Еще одна причина для разработки и принятия нового Закона – когда мы обрели независимость, в Казахстане было всего 50-60 религиозных объединений. А теперь их около 4 тысяч, при этом большая часть из них не проходила государственную регистрацию. В результате сложилась такая ситуация, что мы не знаем точно, чем они все занимаются.


 


– В чем заключаются основные новшества законопроекта?


 


– Если говорить о содержании документа, то его можно разбить на несколько направлений. Первое – формулировка основных понятий, таких, как «религиозное объединение», «религиозная деятельность», «миссионерская деятельность» и другие. Второе – определение условий деятельности миссионеров на территории Казахстана. Третье – определение «культовых зданий». Что это такое, что в них происходит, кто в них может находиться? Могут ли они находиться в государственных органах? Об  этом, кстати, говорил и Президент. Сейчас даже в тюрьмах есть мечети, церкви. Четвертое направление – вопросы создания, регистрации религиозных объединений, и какие документы нужны для регистрации. Пятое – установлено, что религиозные объединения будут трех уровней: местные, областные и республиканские. Здесь определяется, сколько членов должно быть в религиозном объединении, чтобы оно могло быть зарегистрировано, как местное, областное или республиканское. Например, местное религиозное объединение может быть зарегистрировано, если в нем будет не менее 50 членов. Есть также вопрос, с какого возраста человек может быть членом религиозного объединения. Шестое – вопросы финансирования религиозных объединений. Устанавливается, какими могут быть источники финансирования. Седьмое – это взаимоотношения местных властей и религиозных объединений. Это серьезный вопрос. Мы, например, считаем, что сотрудники Агентства по делам религий должны быть в каждом районе. Сейчас в этом Агентстве работает около 80 человек, это центральный аппарат и сотрудники в областях. Большинство религиозных людей живут в сельской местности. Как же Агентство будет контролировать ситуацию на местах?


 


– Какие предложения и замечания поступают от депутатов? Какие мнения высказывают представители религиозных объединений, эксперты?


 


– Прошло только первое заседание рабочей группы, и мы уже рассмотрели 26 поправок, внесенных депутатами. В заседании участвовали руководители религиозных объединений, ученые-религиоведы. Они будут обращаться со своими замечаниями к депутатам. Некоторые предложения депутатов направлены на увеличение количества членов религиозных объединений, необходимого для регистрации. Депутаты считают, что сейчас, когда есть интернет, телефонная связь, религиозным объединениям не будет трудно собрать необходимое количество желающих вступить в эти объединения.


 


Есть также предложения, по примеру некоторых стран, запретить деятельность иностранных миссионеров в Казахстане. Например, в Сингапуре, Малайзии, Китае иностранцы не могут заниматься миссионерской деятельностью – только граждане этих стран.


 


На данный момент депутаты также обнаруживают расхождения между русским и казахским текстами законопроекта, и эти расхождения необходимо устранять. Замечаний по концепции законопроекта не поступало.


 


Еще одно важное, на мой взгляд, предложение депутатов касается обучения в религиозных учебных заведениях за границей. Депутаты предлагают наделить Агентство по делам религий полномочиями в этом вопросе – чтобы те, кто направляет молодежь за границу, сообщали об этом в Агентство. Чтобы в Агентстве знали – чему и как будет учиться молодой человек, кем он станет после учебы. У нас ведь многие едут за границу, чему-то учатся, а потом ведут себя так, словно только у них все правильно, а у других все неправильно. Мы не знаем, насколько глубокие знания получают наши молодые люди в заграничных духовных учебных заведениях. Поэтому, Агентство должно контролировать и эти вопросы.


 


– Что изменится после принятия нового Закона?


 


– Мы знаем, что в настоящее время большинство религиозных объединений традиционных конфессий и направлений зарегистрированы. Им придется только привести в соответствие с новым Законом свои документы. Раньше, когда они регистрировались, нужно было предоставлять два документа – копию протокола общего собрания и устав религиозного объединения. Теперь нужно будет предоставлять 4-5 документов. Всем религиозным объединениям будет дано время для подачи документов. В областях документы будут принимать департаменты юстиции, на республиканском уровне – Министерство юстиции. Специалисты будут проверять документы, и если обнаружат ошибки, то религиозным объединениям предоставят время для их исправления. Если же религиозное объединение будет сознательно уклоняться от регистрации и перерегистрации, то им могут отказать в регистрации.


 


– Сейчас в нашем обществе есть такое мнение, что новый Закон направлен на усиление ответственности и ограничение свободы вероисповедания. Так ли это на самом деле?


 


– Нет, напротив, я бы сказал, что новый Закон даст гарантии свободы вероисповедания. Все религиозные объединения, чья деятельность не противоречит закону, будут свободно продолжать свою работу. Что касается усиления ответственности, то в сопутствующем законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» есть поправки в 12 действующих Законов. В основном, поправки вносятся в Кодекс об административных правонарушениях. То есть, речь идет только об административной ответственности, увеличиваются размеры штрафов за нарушения религиозного законодательства. Например, в статье 375 Кодекса об административных правонарушениях будет предусмотрена ответственность за деятельность религиозных объединений без регистрации, вовлечение несовершеннолетних в религиозные объединения, распространение литературы, противоречащей традиционным религиям, вовлечение граждан в религиозные объединения с помощью денег.


 


– Будет ли достаточно этих мер для того, чтобы предотвратить нарушения законодательства в этой сфере?


 


– Если меры административного воздействия не окажутся эффективными, и будет продолжаться деятельность, наносящая ущерб интересам общества, безопасности государства, создаваться угроза  независимости, то мы можем дополнительно ввести меры уголовного наказания.


 


– В 2009 году Парламентом были приняты поправки в законодательство по вопросам религиозной деятельности. Почему их признали не соответствующими Конституции?


 


– Действительно, тот Закон был признан не соответствующим Конституции, и Глава государства его не подписал. Причина в том, что там были неправильно переведенные термины, лингвистические ошибки. Не был точно определен порядок взаимодействия государственных органов и религиозных объединений. В новом законопроекте все эти ошибки учтены, в целом, документ разработан очень качественно. Конечно, в ходе работы над законопроектом в него будут вноситься поправки. Это обычная практика.


 


– Имеются ли в законопроекте положения, касающиеся ношения хиджабов?


 


– Нет, этот вопрос не затрагивается. Дело в том, что до сих пор нет определенности – мы даже не знаем точно, что именно нужно называть хиджабом. Бывает так, что женщина одета по-европейски, а на голову повязывает платок. Можно ли это считать хиджабом? Здесь нужна определенность.


 


– Спасибо за беседу.


 


ИСТОЧНИК:


ИА «КазИнформ»


http://inform.kz/rus/article/2404935


Дата публикации: 12 сентября 2011 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также