Казахстан и исламский мир

14.06.2011

Ислам наряду с христианством, буддизмом и другими религиями является одной из мировых конфессий. В свое время великий итальянский писатель Чезаре Павере говорил, что «религия — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. Именно поэтому она будет существовать всегда». В ряде стран ислам является официально провозглашенной государственной религией, а в большинстве государств с мусульманским населением — определенным образом жизни верующих, основанным на Сунне и шариате. Сунна — это пример жизни пророка Мухаммеда для каждого мусульманина. Шариат — это комплекс закрепленных Кораном предписаний. Казахстан исторически, географически, политически и духовно имеет связь с исламским миром. Вместе с тем мы живем не по классическому исламу, а по Конституции страны. У нас есть свое направление по ускоренной модернизации cтраны. У нас религия отделена от государства. Ислам является историческим наследием и этноконфессиональной идентификацией центральноазиатских народов. Мы живем в период ренессанса религии на постсоветском пространстве в связи с крушением коммунистической идеологии и одновременно ее общемирового кризиса. Насколько мы являемся частью исламского мира? Это вопрос многогранный. И сразу ответить однозначно вряд ли получится.


 


С обретением независимости началось и духовное возрождение казахской нации. Люди начали возвращаться к вере предков. Как казахи, мы, естественно, относим себя к исламской культуре. Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами. Но хочу подчеркнуть, что доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий. Современный Казахстан строит общество, которое основано на уважении прав верующих всех конфессий. Казахстан не приемлет «датскую модель», когда «дружба с Западом любой ценой» или когда «верность демократии американского образца» заменяет религиозную и цивилизационную идентичность казахского народа, служит оправданием разгулу религиозного прозелитизма в стране и массовому переходу казахов в секты «баптистов», «евангелистов», «кришнаитов», «маронитов» и прочих течений. Глава нашего государства с самого начала неоднократно заявлял, и мы не раз слышали, как он на высоком уровне с разных трибун, отстаивая чистые помыслы ислама, приводил в пример аяты и хадисы, говорил об отсутствии какой-либо связи терроризма и экстремизма с исламом.


 


Казахстан провел II съезд лидеров мировых и традиционных религий. Если в 2003 году в I съезде приняли участие конфессиональные делегации из 17 стран, то в 2006 году уже из 29 стран. Это говорит о растущем авторитете форума. Казахстан демонстрирует миру, что ислам не является источником терроризма, наоборот, показывает, как могут мирно сосуществовать многоконфессиональные течения не только в отдельно взятой стране, но и могли бы аналогично жить в дружбе и согласии во всем мире. 70 процентов казахстанцев считают себя приверженцами ислама. Второй крупной конфессией является христианство. Съезд мировых религий, проведенный в Астане, является новым направлением в звене международной политики. То, что представители разных религий сели за один стол переговоров, уже является достижением съезда. Он призван для межрелигиозного диалога на постоянной основе. Центральное место на нем заняла «тема развития межрелигиозного партнерства с целью сохранения и упрочения ценностей современной цивилизации». Речь идет о таких ценностях, как гуманизм религиозного сознания, культурное наследие религий, многообразие, принципиальное равенство и уважение религиозных традиций, духовное воспитание и наставничество. «Все эти важнейшие тезисы получили отражение в принятой декларации. В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене «идеологии противостояния» — «культурой мира». Н. Назарбаев считает необходимым создать под эгидой съезда лидеров мировых и традиционных религий Международный центр культур и религий. Помимо религиозной и культурной проблематики, центр мог бы осуществлять образовательные, научно-исследовательские и гуманитарные проекты, заниматься изучением потенциально конфликтных аспектов религиозной ситуации в мире. Важные задачи такого центра — проведение международных мероприятий и содействие контактам и взаимопониманию между религиозными деятелями и политическими элитами различных стран, издание книг. Поэтому деструктивной идеологии терроризма нужно противопоставить идеологию толерантности, согласия и диалога. Факт проведения подобного съезда рассматривается как огромный успех, исторический прорыв, может быть, даже начало нового этапа развития человечества. Религиозные лидеры приняли на съезде декларацию, где признали право каждого человека на свободный выбор религии, заявили, что диалогу культур, цивилизаций и религий в мире нет альтернативы. Я также считаю исключительно важным решение сделать съезд постоянным, собираться не реже одного раза в три года. Меня обрадовало, что именно Казахстану была доверена работа по подготовке следующего съезда, который будет проходить в другой стране и, быть может, даже на другом континенте. Примечательно, что иерархи мировых религий благословили Казахстан, назвали его «землей мира и согласия». За годы независимости в многонациональном Казахстане, где проживают представители около 130 этносов и свыше 40 конфессий, прочно установились отношения мира, согласия и взаимного уважения. Благодаря этому мы планомерно выстроили казахстанскую модель развития и добились впечатляющих успехов в модернизации экономики. Еще в древности римский император, философ Марк Авелий отметил, что «без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот».


 


На протяжении тысячелетий на территории современного Казахстана возникали и исчезали различные религии и государства. До ислама здесь господствовали тенгрианство, несторианство, зороастризм, буддизм и другие религии. Но с началом прихода ислама все остальные религии начали вытесняться. Это было в конце VII — начале VIII веков. В Центральную Азию арабы шли несколькими волнами. Первая волна была разведывательной, и в ней участвовало более 12 тысяч миссионеров — это 670-е годы. Во второй волне, в 710-е годы, приняло участие более 30 тысяч арабов. Третья волна считается самой мощной и окончательной. В этом походе на территорию современной Средней Азии и Казахстана пришел 150-тысячный отряд добровольцев-проповедников, который возглавил Абдул Рахим-бап и его двоюродные братья — Абдул Жалел-бап и Ыскак-бап. Они после краткосрочной остановки в городе Исфиджабе, слава о котором в то время гремела далеко за пределами Центральной Азии (ныне село Сайрам в Южно-Казахстанской области), и соответствующего изучения окрестных мест, разделившись на три группы, пошли в глубь территории нынешнего Казахстана. Абдул Рахим-бап направился в Семиречье, Ыскак-бап — в сторону гор Каратау, Абдул Жалел-бап — в присырдарьинские регионы. Это были 772—776-е годы. В те века территории сегодняшних среднеазиатских республик и Казахстана были единым пространством без каких-либо государственных образований. Так как на VII и VIII века приходится распад великого Тюркского каганата, который потерял былую мощь из-за неэффективности управления и огромной своей территории от Тихого океана до Европы и от Сибири до Индии. Великие империи рушатся от упоения своей величественности.


 


Среди первой волны арабов, пришедших в Центральную Азию, был родной племянник пророка Мухаммеда — Кусам ибн Аббас, который пал в городе Марраканде (ныне Самарканд, Узбекистан) за пропаганду и чистоту рядов в несущей им новой религии. На протяжении сотни веков место его захоронения стало паломничеством для тысяч и тысяч мусульман и иностранных туристов со всего мира. На территории Средней Азии и Казахстана было немало городов, существовавших до прихода ислама. Сегодняшние археологические раскопки открывают города, которым более двух-трех тысяч лет. Тот же Отрар, Яссы (ныне Туркестан), Баласагун, Тараз, Сыгнак, Нижний Озкент, Жент, Суткент и т. д. Но ни один из них не был удостоен внимания пророка Мухаммеда при его жизни, кроме как город Исфиджап. В частности, он отмечал, что город по-своему прекрасен, и там живет трудолюбивый народ. Доисламский город Исфиджап упоминается в древней книге зороастризма «Авеста». В VII—VIII века несторианство (христианство) получило признание среди найманов и некоторых других казахских родов. Хан найманов Кучлук преследовал мусульман, чтобы они приняли христианство или буддизм и носили китайскую одежду. В свою очередь проповедники ислама продолжают идти в Великую степь из Поволжья, Средней Азии и Ирана. В результате чего в течение XIV—XV веков остатки христианства были окончательно вытеснены из казахской степи. С исламом на территорию современного Казахстана приходит прогрессивная наука того времени, письменность и культура арабов. С тех пор не терялась связь между Центральной Азией и Арабским Востоком. На территории Центральной Азии возникают новые государства с преобладанием уже тюркско-арабской мусульманской духовности и культуры. Впервые в IX веке ислам становится государственной религией на территории современного Казахстана при царстве Караханидов. Их столицей являлся город Баласагун, который находился недалеко от современного города Чу.


 


В XI веке тюркские племена в результате небывалого военного триумфа обрели большую политическую силу на всей территории мусульманского мира. О высокой культуре тюрков того времени говорит трактат Махмуда Кашгари «Диван Лугат ат-Турк». Он хотел еще в то время ознакомить весь мир ислама с новой политической силой, с культурой нового этнического элемента, который появился на мусульманском пространстве. Кашгари уже в то время доказывает, что тюркский язык в величии, красоте и состоятельности выражений не уступает арабскому. Тюркская и арабская культуры взаимодополняли и обогащали друг друга. С нашествием Чингисхана (XIII век) территория Центральной Азии приходит в упадок. На своем пути он равнял с землей древние непокорные города Великой степи. Со временем завоеватель и его потомки растворились в многочисленной исламской тюркской среде.


 


В XIV веке (1312 год) Узбек-хан также объявил ислам государственной религией Золотой Орды. Степная тюрко-монгольская культура исламизировалась под воздействием мусульманских традиций Поволжья (булгарское население) Средней Азии (Хорезм). В XVII столетии начали свои опустошительные набеги джунгары и калмыки. Цель — завоевание благодатных земель и уничтожение казахов с лица земли. И это испытание казахский народ вынес с достоинством. В XIX веке начинается добровольно-насильственное воссоединение территорий нынешнего Казахстана и Средней Азии с Россией. Некоторые историки считают, что казахи исторически, как кочевой народ самого края исламской ойкумены, были плохими мусульманами. Хотел бы возразить и не согласиться с такой интерпретацией и определением.


 


Во-первых, будет правильнее применять определение о казахах как об оседло-кочевом народе. Сейчас не только наши археологи и историки, но и зарубежные их коллеги удивляются тем, как могли строиться такие мощные форпосты и города в бескрайних степях. Мне предполагается, что в те времена климат был помягче и земля была более плодородной, с меньшими засолениями и песками. Вокруг было очень много озер и рек, о которых сегодня напоминают лишь их высохшие русла. Ясно одно: не мог человек обосновываться там, где не было воды. Сейчас все эти города в большинстве своем поглощены песком. И таких городов на древней земле казахов более десятка только в одной взятой области — Южно-Казахстанской. А сколько их по стране?


 


Сегодня в результате проводимой кропотливой археологической раскопки древнего города Саурана (в 50 километрах от города Туркестана) открывается такая панорама из-под земли и песка, что не только удивляет, но и поражает воображение современного человека, и сразу же задаешься вопросом: как могли в те далекие времена так умно и грамотно воздвигаться величественные архитектурные строения? Масштабы строительства крепостных стен не только по тем временам, но и по нынешним «затуманивают» человеческое воображение. Это сколько же людей и сколько времени понадобилось, чтобы поднимать такие невообразимо огромные стены?!


 


Во-вторых, казахи никогда не были плохими мусульманами. Разве можно задевать чувства целого народа? Равно также можно сказать про любой другой народ, что они плохие верующие. Если сегодня мы говорим, что люди, придерживающиеся ислама в Казахстане, составляют примерно 70 процентов, и это при том, что старшее поколение прошло через семидесятилетний пролетарский «серп и молот» советского атеизма. А сколько же процентов будут составлять верующие, где в обществе не представляли и не понимали, что такое атеизм или безбожие? Разве можно назвать народ плохими мусульманами, у которого были такие великие ученые и мыслители, как истинно верующие аль-Фараби, Байлак Кипчаки, Жармухаммед Наймани, Хасан Али Жалайри, Махмуд ат-Тарази, Хафиз ад-Дин аль-Кердери, Дауд Туркистани, Мухаммед Хайдар Дулати, Абай, Шакарим и другие? В результате многолетних изысканий Абсаттар кажы Дербисали обнаружил в архивах мусульманских стран более пятидесяти мыслителей и ученых уроженцев казахской земли. Только под именем аль-Фараби выявлено 12 ученых и мыслителей. Это люди, жившие и творившие в разное время с X по XVII век. Истинными правоверными были многие великие правители, государственные деятели, до монгольского нашествия, являвшиеся активными проводниками ислама. Например, как Сатук Богра-хан (правитель царства Караханидов, столица Баласагун, находилась на территории Жамбылской области), Жакып Абу Ляйс, прибывший в присырдарьинский регион с пятьюстами проповедниками из Самарканда (в народе именуется «Кылауз-ата»), правитель Западного каганата Ферганского государства, столицей являлся город Нижний Озкент, ныне останки древнего города находятся на территории Кызылординской области. Надгробный камень Жакыпа находится в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи. Последующие правители-ханы казахской земли после монгольского нашествия, имена которых широко известны казахстанцам, также были правоверными мусульманами.


 


В 2002 году вышла в свет книга Абсаттара кажы Дербисали «Ислам и время», являющаяся продолжением «Казак даласынын жулдыздары». Она вызвала большое количество откликов в казахстанской прессе. Труд раскрывает тему тесной взаимосвязи ислама с казахской культурой, его благотворного влияния на нашу литературу и искусство. О том, что казахи были достойными мусульманами, говорит тот факт, что в годы советского атеизма они не отказались полностью от веры своих предков. Сегодня каждый казахстанец, чьи предки исповедовали ислам, также себя считает мусульманином и причисляет себя почти к двухмиллиардному мусульманскому миру. Со своей стороны остальной мир ислама также считает Казахстан мусульманской страной. В современном политическом и научном мире неоднократно приходилось встречаться с высказываниями о том, что Казахстан является самой северной страной исламского мира.


 


О том, что Казахстан принадлежит к мусульманскому миру, говорит и то, что он не остается в стороне, когда возникают проблемы у ислама. Так, например, практически все мусульманские страны четко и однозначно заявили о неприемлемости оскорбления религиозных чувств мусульман, прикрываясь какими бы то ни было принципами «демократии и свободы самовыражения». В этом мы убедились, когда была поднята «карикатурная проблема». Не осталось в стороне от этой проблемы планетарного масштаба Правительство страны и ДУМК. С их стороны были официальные заявления в поддержку ислама и его канонов, а также о необходимости жить в дружбе с представителями различных религий и конфессий. Исламский мир со своей стороны старается оказывать своим братьям по вере определенную помощь и поддержку. Что также говорит об их солидарности и принадлежности к одной религии и стремлении быть рядом в общем развитии. Они стараются оказывать духовную и финансовую поддержку. Так, например, строительство Сената Парламента осуществлено при финансовой поддержке Саудовской Аравии. Благодаря поддержке арабов открыт в Алматы исламский университет «Нур-Мубарак». И таких примеров достаточно. Глава государства уделяет большое внимание духовным вопросам. Под его началом было построено несколько крупнейших мечетей. К примеру, в селе Чемолган на его средства построена прекрасная мечеть на полторы тысячи посетителей. 22 марта 2005 года в Астане была открыта мечеть «Нур-Астана», которая была воздвигнута за счет средств Государства Катар в знак глубокого уважения к нашему Президенту. На мечети, построенной в Петропавловске, есть надпись: «Эта мечеть построена на средства Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева и наследного принца Саудовской Аравии Султана бен Абдел Азиза». В октябре нынешнего года посетивший Южно-Казахстанскую область президент Объединенных Арабских Эмиратов Шейх Халифа бен Заид аль-Нихаян объявил о своем намерении построить в регионе мечеть и роддом. В этом году в Астане открыта еще одна мечеть, инициатором строительства которой является Кайрат Сатыпалды (Назарбаев). Сегодня в стране насчитывается более 1 800 мечетей. Казахстан прирастает не только мечетями, но и другими ритуальными сооружениями других конфессий, а значит — у нашей страны точно есть будущее! Мечети, церкви, синагоги необходимы как знак укрепления основ жизни, к истокам которой в ее высшем и вечном понимании приходит рано или поздно каждый человек, мы приходим. В последнее время люди все чаще понимают, что помимо бренного тела у них есть и бессмертная душа, забота о которой — дело наиважнейшее. Еще великий английский драматург Бернард Шоу говорил, что религия одна, но в сотне обличий.


 


Расширяется тенденция распространения исламского финансирования и на постсоветские мусульманские страны. В Казахстане сегодня практикуется, с учетом особенностей отечественной бизнес-среды и местных клиентов, наиболее простой, по мнению ряда экспертов, вид исламского финансирования. Первый исламский кредит в Казахстане привлечен банком «ТуранАлем» в 2003 году. Первая публичная сделка, также от банка «ТуранАлем», состоявшаяся в 2005 году, позволила банку получить 50 миллионов долларов. В 2006 году сначала банк «ЦентрКредит» подписал соглашение по привлечению исламского финансирования на 38 миллионов долларов, а затем банк «ТуранАлем» привлек уже 200 миллионов долларов США. Отмечу, что объемы исламского финансирования будут расти не только в Казахстане, но и в других среднеазиатских республиках и России. Во всяком случае, рынок России уже анализируется. Понятно, что более 20 миллионов российских мусульман делают рынок розничного кредитования довольно привлекательным для освоения. По некоторым данным, отдельные бизнес-структуры, в первую очередь на юге Казахстана, по собственной инициативе все-таки пробуют двигаться в направлении становления исламского банкинга. Ведь чем шире выбор финансовых инструментов, тем большими возможностями развития располагает реальный сектор экономики страны. Если подумать, то сегодня действуюшие банки, к сожалению, своими большими процентами не поддерживают в достаточной мере экономику страны, от них бескорыстную помощь можно будет получить еще неизвестно когда, а исламские — путь к процветанию всего общества, пусть это и звучит идеалистично. Потому что исламский банкинг строится по принципу беспроцентного финансирования.


 


Благодаря многочисленным инициируемым мероприятиям Президента РК в мире все большее количество стран начинают узнавать Казахстан, в том числе и как страну, относящуюся к исламскому миру. Пятнадцать лет назад на карте мира не было страны под именем Республика Казахстан. По сути, мы — единственная страна на постсоветском пространстве, которая что-то делает для своего имиджа по всем направлениям своего развития. И различные форумы, проводимые на нашей земле, на самом деле дают позитив в плане продвижения знаний о Казахстане. Глава государства — толерантный политик и человек. Только он оказался способным увидеть в диалоге разных религиозных конфессий большой потенциал для поддержания мира. Он не на словах, а на деле, не жалея средств, показал, что уважает религиозные чувства не только народов Казахстана, но и всего мира. Прежде чем разговаривать с кем-то, нужно не только желание сказать, но и желание услышать. Без этого диалог теряет смысл. Роль межконфессиональных отношений в обеспечении стабильности общества как у нас, так и за его пределами, а также многочисленные инициативы Н. А. Назарбаева в этом направлении дают ясное понимание того, что они будут не напрасными и со временем спасут мир от катаклизмов и глобальных войн.


 


Как и у всех религий, у ислама есть доброжелатели и недоброжелатели. Если первые стараются вести работу по объединению мусульман, то вторые — к их разобщению, а то и к столкновениям не только между мусульманами. К сожалению, люди, недостаточно знающие историю ислама, историю тюрков и, в частности, казахов, вводят себя и других в заблуждение относительно истории ислама на территории Казахстана и его отношения с внешним миром. Ислам — это религия не только арабов, турок, иранцев и других наций. В число почти двух миллиардов мусульман всего мира сегодня также входят и англичане, и немцы, и китайцы, и японцы, и русские, и индийцы, а также представители других народов, принявших ислам. В мире насчитывается около 60 государств, относящихся к исламскому миру. Казахстан — полноправный член Организации «Исламская конференция».


 


Есть отдельные попытки утверждения, что Казахстан не относится к исламскому миру и что здешний ислам отличается от ислама арабов. К слову, такое ошибочное разделение ислама встречается и у некоторых наших ученых и писателей. Они искусственно создают как бы новые религии, придумывая арабский, турецкий, иранский ислам. Это большое заблуждение, ибо ислам — единый, в единственном варианте. Все мусульмане друг другу являются братьями по вере. Во время первого официального визита президента Египта Хосни Мубарака 7 ноября 2006 года в Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что Казахстан и Египет являются надежными партнерами и братскими государствами. Обе страны успешно развивают политические, экономические и культурно-гуманитарные связи. Казахстан ощущает поддержку Египта в осуществлении нами международных инициатив, таких как СВМДА и съезд лидеров мировых и традиционных религий. Казахстан внимательно наблюдает за процессами, которые происходят на Ближнем Востоке, и вкладом Египта в урегулирование проблем этого региона. В свою очередь Хосни Мубарак также отметил: — Мой визит в вашу братскую страну отражает глубокие связи дружбы и сотрудничества между Казахстаном и Египтом, а также выражает наше общее стремление расширять двусторонние связи.


 


Во время переговоров в узком и расширенном составах лидеры двух государств обсудили возможности развития двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, а также актуальные международные вопросы, ситуацию на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.


 


На протяжении многих веков продолжается связь казахской земли с Арабским Востоком. Немало примеров, когда наши соотечественники принимали активное участие в научной, общественной и политической жизни всего мусульманского мира, и не только мусульманского. Это такие прославленные сыны казахских степей, как аль-Фараби, султан Бейбарс и многие другие. Несмотря на то что независимости Казахстана уже 15 лет, ученые до сих пор говорят, что история казахов еще не написана. Действительно подлинной истории и сейчас нет. Ведь, как известно, книги и учебники по истории, написанные при Союзе, были сильно идеологизированы. Наши историки поднимают вопрос о воссоздании, восстановлении настоящей истории, а настоящую историю можно воссоздать, опираясь на первоисточники, на сочинения, на трактаты, написанные средневековыми учеными, а также арабскими, персидскими, китайскими учеными, посещавшими нашу землю или писавшими о нашей стране и народах, населявших ее.


 


Утверждение о том, что казахи исповедовали умеренный ислам и что не имели связи со странами мусульманского мира, — это также неверно. Если бы не было связи, откуда бы вышли наши ученые, которые родились здесь, окончили здесь медресе, а затем стали известными учеными и мыслителями не только у себя на родине, но в Арабском Востоке. И наоборот, выходцы из Арабского Востока и Ирана свободно приезжали на территорию современного Казахстана, здесь жили, работали, готовили учеников, последователей, направляли их на учебу в страны мусульманского Востока. Связь была постоянной и осуществлялась не только религиозными путями. Исторический пример: в результате военных действий в XIII веке на территории современного Казахстана молодой Бейбарс из Западного Казахстана, проданный в рабство наряду с другими кипчаками, попадает в Сирию, затем в Египет. Как сообщают сегодняшние египетские исследователи, Бейбарс со временем становится султаном и одним из величайших правителей мамлюкского периода арабской государственности — халифата. Правил он Египтом и Сирией почти 20 лет. С именем султана Бейбарса египтяне и сирийцы связывают остановку дальнейшего продвижения крестоносцев на Восток и монгольских войск на территорию современных арабских стран. Исторические документы также свидетельствуют о его дружественных отношениях с Золотой Ордой. Другой пример. Знаменитый Абу-Наср аль-Фараби, который был выходцем из семьи военного, уехал учиться на Восток, освоил арабский язык и писал свои сочинения на арабском языке, также он знал греческий язык. Переводил с греческого языка сочинения Аристотеля на арабский, поэтому его называют «вторым Аристотелем». Ислам дал мировой цивилизации много блестящих ученых и мыслителей из Центральной Азии. Такие всемирно известные специалисты по медицине, как Ибн Сина (Авиценна), в астрономии — Улугбек, в философии — Абу Наср аль-Фараби, основоположник алгебры — аль-Хорезми. Их достижения в области наук признала и Европа. Ислам — большая цивилизация, а не только религиозные обряды и ритуалы. Еще одного аль-Фараби (его полное имя Кауам ад-Дин аль-Аткани аль-Фараби ат-Туркистани), но более позднего периода, нашел муфтий Абсаттар кажы Дербисали в Египетском центре рукописей. Этот ученый был выходцем из города Икан (20 километров от города Туркестана). Он родился в 1286 году, окончил медресе и был имамом города Фараба-Отрара (Южный Казахстан). Когда ему исполнился 31 год, он в поисках новых знаний уехал в страны Ближнего Востока. Преподавал в Дамаске (Сирия), затем в течение 25 лет был судьей города Багдада (Ирак). В 1349 году правитель города Каира (Египет), тоже отраровец, мамлюк, пригласил его возглавить построенное им медресе. В истории он остался как блестящий ученый, большой специалист по мусульманскому праву. До наших дней дошли несколько его трактатов, касающихся различных тем. Они состоят из двух тысяч страниц. О связи с Арабским Востоком непосредственно казахов можно приводить множество примеров. Связь с Арабским Востоком Центральной Азии никогда не прерывалась, нас продолжают связывать множество духовных, литературных, культурных и исторических связей.


 


Главный источник ислама — священный Коран — по сей день сохранился в таком виде, в каком был ниспослан пророку 1 400 лет тому назад, его содержание с тех пор не подверглось изменению. Поэтому все мусульмане в одной единой вере. Заповеди Корана лаконичны, ясны и понятны, так же как и в Библии десять заповедей. Наш современник великий француз Шарль де Голль в свое время иронично подметил, сказав, что десять заповедей лишь потому лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов. Некоторые ученые считают, что в идеале реально светским государством может быть только общество неверующих людей. Здесь они не учитывают, что не может быть общества без веры, без религии. Даже в период советской власти функционировал институт богословия, готовивший проповедников христианства. Отмечались почти все христианские праздники. В Бухаре (Узбекистан) действовало медресе, готовившее имамов для республик Средней Азии и Казахстана. Учитывая, что ислам является мощной религией и имеет непосредственную связь с мусульманами Средней Азии и Казахстана, советская власть в первые годы своего существования организовала на территории республик Средней Азии и Казахстана объединенный орган (краевое бюро) мусульманских коммунистических организаций. Председателем этой авторитетной организации был избран великий сын казахского народа Турар Рыскулов. Он также девять лет проработал (до расстрела 1938 года) заместителем председателя Совнаркома РСФСР И. Сталина. До распада советской империи в Москве функционировало Мусульманское духовное управление СССР. Хоть и всего несколько человек со всей страны, но мусульмане совершали хадж. Несмотря на то что советская власть ограничивала деятельность религий в известных рамках, общество не было абсолютно безбожным. Известно, что исламский мир является не просто совокупностью исламских стран и народов, исповедующих ислам, но и специфическим социальным и политическим организмом, обладающим динамизмом и пространственным самосознанием. Под исламом следует понимать не только религию, но и цивилизацию. Как любая религия, ислам стремится к расширению территории и зон влияния и, как любая цивилизация, имеет свое отвоеванное пространство. Поэтому мусульманские страны хотят укреплять дружественные отношения со странами, которые в недавнем прошлом были в составе СССР.


 


С первых дней независимости исламские государства довольно активно склоняли Казахстан к возрождению ислама и усилению его роли в государственном управлении. Однако руководство страны дало четко понять, что в своем политическом развитии республика будет придерживаться принципов светской власти. В других странах Центральной Азии также не спешат с исламизацией государственной власти. Признавая религию одним из важнейших элементов общественной, культурной и духовной жизни, региональные элиты тем не менее стремятся придерживаться светской формы государственного управления. Поэтому руководство страны не допустит, чтобы радикальные исламские течения проводили в Казахстане свою антигосударственную деятельность. В свое время были попытки проведения в стране пропагандистской деятельности ваххабитами, а также представителями известной в мире радикальной оппозиции «Братья мусульмане». В ноябре 2006 года в Экибастузе арестованы «таблиговцы». Правоохранительные органы Казахстана задержали шестерых мусульман. Им инкриминируют чтение несанкционированных лекций в мечети, а также принадлежность к организации «Таблиги джамаат» (Общество проповедников). Штаб-квартира этой международной организации находится в Пакистане. Она не входит в перечень запрещенных террористических организаций и свободно функционирует в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане.


 


Примером того, что Казахстан находится в системе исламского мира, является и то, что немало казахской молодежи наряду с другими странами обучается и в странах, где исповедуется ислам. В Казахстане функционируют казахско-арабские и казахско-турецкие учебные заведения. Например, в городе Туркестане в 1992 году был открыт Международный казахско-турецкий университет имени А. Яссауи в соответствии с соглашением, заключенным руководством Казахстана и Турции. Университет финансируется из бюджета двух стран. В нем получают знания в области медицины, права, журналистики, ветеринарии и других профессий 15 тысяч молодых людей. Не будет ошибкой сказать, что этот вуз готовит специалистов не только для южного региона, а и для всей страны. В КазГУ имени Аль-Фараби готовятся востоковеды-арабисты. Здесь функционируют кафедра арабского языка и литературы, факультет востоковедения, готовятся ученые в этом направлении.


 


В стране работает Казахстанская ассоциация дружбы с арабскими странами. В этом году проведена научно-практическая конференция «Ислам на пути мира и согласия», посвященная столетию I съезда мусульман Семиречья. Ее участники отметили, наше суверенное государство демонстрирует яркий образец свободы вероисповедания и уважения представителей других религий, межэтнического и межрелигиозного согласия.


 


Казахстан в своей практической политике исходит из того, что только внутренняя свобода человека есть условие межконфессиональной толерантности. Именно поэтому, исторически являясь частью культурного материка ислама, он не препятствует развитию всех мировых и традиционных религий в Казахстане. Для казахов толерантность не академическое, а практическое понятие. Итак, Казахстан, являясь частью исламского мира, также является частью евразийского мира (сообщества). Ведь объединение стран, дружественные связи по интересам могут происходить не только через религиозные, но политические мировоззрения. Известная американская писательница Этел Мамфорд в свое время писала, что «Господь даровал нам родных, но друзей мы, слава богу, вольны выбирать сами».


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Казахстанская правда»


http://www.kazpravda.kz/c/1164928550


Дата публикации: 3 июня 2011 г.


 


Добавить комментарий