• Главная
  • >
  • Карикатура вызвала спор между церковью и карагандинской газетой

Карикатура вызвала спор между церковью и карагандинской газетой

25.01.2011

«ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»


 


Причиной для конфликта между газетой и верующими стал рисунок к статье «Про «папу», веру и головную боль», опубликованный в октябре прошлого года. Предыстория такова.


 


Некий карагандинец Игорь обратился в редакцию газеты «Взгляд на событие». По словам мужчины, его жена стала прихожанкой церкви «Камо Грядеши». Как утверждал Игорь, верующая жена стала привлекать к религии малолетних детей, четырех и восьми лет. За любое непослушание, заявлял карагандинец, она жестоко их наказывала, что негативно отразилось на семейной жизни: супруги развелись, а дети с нервным срывом будто бы попали в психоневрологический диспансер.


 


После этой публикации, по утверждению заместителя главного редактора издания Андрея Менщикова, в газету стали поступать звонки от горожан. «Люди интересовались, что это за объединение такое «Камо Грядеши» и насколько оно опасно», – говорят в редакции газеты. Тогда, по заданию редакции, корреспондент газеты Дана Мендыбаева провела расследование. Журналист пошла в церковь, которая находится в здании бывшего детского сада, в качестве «прихожанки».


 


Рассказав об убранствах церкви, журналист Дана Мендыбаева написала о конфликте, который неожиданно возник между Татьяной Шаповаловой и Натальей Репиной, сотрудниками организации под названием «Центр социально-психологической и правовой помощи для пострадавших от деструктивных сект «Виктория». Как пишет журналист, в церкви они были нежеланными гостьями, никто не ждал их визита. Этих двух женщин просто выпроводили.


 


В день, когда Дана Мендыбаева проводила свой журналистский эксперимент, в церкви оказались и эти две гражданские активистки. Западные правозащитники обычно говорят, что в постсоветских странах широко используют подконтрольные неправительственные организации для дискредитации религиозных меньшинств. Однако мы далеки от мнения, что визит в церковь и журналиста, и двух гражданских активистов совпали по времени неслучайно.


 


Дана Мендыбаева пишет в своей статье: «Зазвучала веселая эстрадная музыка, прихожане забыли о присутствии в зале посторонних и предались бурному восторгу. Мужчины и женщины приплясывали, подпрыгивали, размахивали руками и издавали малопонятные непосвященному слушателю звуки… Вдруг пастор прервал всеобщее веселье, взяв в руки микрофон. Грозно глянув на сотрудников «Виктории», которые скромно присели в зале и старались не мешать происходящему, Игорь Пак изрек:


 


– Мне не нравится атмосфера, царящая здесь у нас сегодня, в воздухе царит угнетение и контроль, я не могу поклоняться Богу, когда мне дышат в затылок. Вы мешаете богослужению, убирайтесь отсюда и не мешайте нам.


 


– Когда статья была написана, дизайнеру газеты дали задание проиллюстрировать этот материал, – объясняет нашему радио Азаттык заместитель главного редактора газеты Андрей Менщиков. – Что и сделал художник. Вот так он увидел эту тему.


 


КАРИКАТУРА


 


Пасторы церквей Карагандинской области пишут в своем обращении на сайте CNLNEWS: «В связи с выплеском лживой информации о данном инциденте в газете „Взгляд на события“ от 13 октября 2010 года, № 115 (719), стр. 9., 20 октября 2010 года была опубликована унизительная карикатура: изображен «пастор», разрезающий череп верующего и засовывающий туда книгу с изображением креста, при этом говоря: „Немного слова Господня…“».


 


С этим обращением пастор религиозного объединения «Камо Грядеши» и его жена пришли в редакцию газеты.


 


– Мы хотели разобраться, – говорит нашему радио Азаттык пастор церкви Игорь Пак. – Показали им наше обращение. Но наш разговор, можно сказать, не состоялся. Нам сказали, что мы можем судиться с ними и это будет длиться годами.


 


По мнению Игоря Пака, журналист газеты, которая присутствовала на богослужении, далека от веры. И поэтому, как считает пастырь, она не смогла всё понять верно.


 


– Если человек не знает, что такое священное писание, – утверждает Игорь Пак, – ему сложно судить о нашей церкви. А тем более высказывать свое мнение на всю республику. Я считаю, что свое мнение можно сказать кому-то из своих близких, друзей. Но чтобы так – это слишком.


 


В своем обращении на сайте CNLNEWS пасторы церквей Карагандинской области также заявили, что в газете «Взгляд на событие» была опубликована оскорбительная информация в отношении их общины «Камо Грядеши» и карикатура, оскорбляющая религиозные чувства граждан. По мнению пасторов, такие материалы «сеют семена ненависти и религиозной нетерпимости».


 


«Эта карикатура до глубины души возмутила многих верующих не только в Казахстане, но и в международном сообществе, – говорится в обращении. – Религиозные символы имеют сакральное значение для верующих любой религии. Ни в коем случае недопустимо наглое глумление над изображением креста, являющегося символом Христианской веры, Священной книгой Библией, также называемой Словом Господним (данный термин используется в Библии более 160 раз), просветительской деятельностью священнослужителей, над прихожанами, приходящими в церкви на проповедь».


 


– В любом случае мы хотим, чтобы в газете написали опровержение, – заявляет нашему радио Азаттык пастор церкви «Камо Грядеши» Игорь Пак. – Потому что это была опубликована ложь против нас. Эти материалы и карикатура оскорбили все наши религиозные чувства.


 


«БЕСПЛАТНАЯ РЕКЛАМА»


 


– Изначально представители религиозного объединения «Камо Грядеши» предъявляли претензии, что журналист пришла к ним, не представилась, что она корреспондент, – говорит нашему радио Азаттык заместитель главного редактора газеты Андрей Менщиков. – Я им пытался объяснить, что это не закрытое мероприятие, которое нельзя посещать. Почему корреспондент не может прийти в их церковь?


 


Но потом, по словам Андрея Менщикова, верующие изменили свои требования и заговорили об оскорбительной карикатуре.


 


– Они толком не могли объяснить, что им не нравится в этой статье и где именно написана ложь про них. Только принесли это обращение пасторов протестантских церквей, – говорит заместитель редактора газеты «Взгляд на событие».


 


Тем самым, по мнению Андрея Менщикова, религиозное объединение сделало себе рекламу и продолжает этим заниматься до сих пор.


 


– До наших публикаций о них никто не знал, это малочисленная община. Но теперь на всё СНГ гремит их имя. Не удивлюсь, если они уже отправили свое обращение президенту Республики Казахстан. Я думаю, что в нашей демократической стране каждый имеет право высказывать свое мнение.


 


Тем более, как утверждает Андрей Менщиков, этот рисунок совсем не карикатура. По его мнению, карикатура рисуется на какого-нибудь конкретного человека, должно присутствовать визуальное или портретное сходство или хотя бы угадываться это. Редактор советует прихожанам этой церкви внимательнее присмотреться к рисунку.


 


– Им не понравилось, что там изображен крест. Но обратите внимание: крест равносторонний. Христиане не используют такой, – объясняет Андрей Менщиков. – На рисунке изображен не пастырь, как говорят верующие, а врач. В руках он держит книжку с крестом. В этом нет никакого оскорбления веры. Если кто-то в этом что-то усмотрел, это его личное дело. Я не могу отвечать за всех. Мнения у всех читателей разные. Всегда газетный материал кому-то да не нравится.


 


КРЕСТ И «ДЕСЯТИНА»


 


Но у пастыря Игоря Пака свое мнение. Он уверен, что рисунок воспринимался бы иначе, если бы к нему не было комментариев. Но такие слова, как «немного слова божия, немного фокусов, это процедура не одноразовая, от вас нужна только десятина», просто недопустимы, считает Игорь Пак.


 


Согласны с пастором и в Ассоциации религиозных объединений Казахстана.


 


Александр Клюшев, председатель Ассоциации религиозных объединений Казахстана, говорит нашему радио Азаттык, что «на книге, которую «пастор» засовывает в открытый череп «прихожанина», чётко виден христианский символ – крест».


 


– Конечно же, это не православный крест, изображённый по канонам церкви. Это крест без изображения. На нем нет распятого Христа – символа того, что Христос воскрес и победил смерть. Этот символ используют протестантские, а также католические верующие. Мы можем спросить даже ребёнка, какой знак изображён на карикатуре. Каждый скажет, что это не кружок, не полумесяц, не шестиконечная звезда, а крестик. Это кощунство использовать священную символику в таком ракурсе, – говорит Александр Клюшев нашему радио Азаттык.


 


Кроме креста, по мнению Александра Клюшева, на рисунке есть еще целый ряд моментов, которые оскорбительны для христиан. Один из них – так называемый «процесс промывки мозгов» евангельским священнослужителем.


 


За подобного рода религиозно-ненавистнические карикатуры авторы должны нести ответственность, а сами карикатуры должны стать объектом изучения экспертов с точки зрения психолингвистического и иного анализов.


 


– Священное действие, литургия, проповедь Слова Господня на богослужении предстаёт как акт грубого вмешательства священника в мыслительный процесс прихожанина, – утверждает Александр Клюшев. – Якобы в процессе «засовывания в мозг Слова Господня» выкидывают из мозга логическое мышление. Человека якобы лишают способности аналитически и критически воспринимать жизнь, вкладывая в него одну программу «Слово Господне, приправленное бреднями». Это оскорбление религиозных чувств верующих. Момент проповедования в каждой церкви является актом священным, и пастор доносит до верующих вечные истины добра и мира, не посягая на способность человека пользоваться логикой.


 


Кроме того, Александр Клюшев уверен, что на карикатуре представили проповедь как действие жестокой манипуляции над человеком, его якобы лишают возможности самостоятельно слышать и мыслить, а прихожанин представлен как «психически больной человек, «включенный» на одну программу – приносить десятины».


 


Саму же «десятину» председатель Ассоциации религиозных объединений Казахстана Александр Клюшев объясняет как доход, который вносит прихожанин по доброй воле, но не как средство оплаты за «сеанс», как написано в комментариях к рисунку.


 


– Во всех Священных книгах аврамических религий оглашён это принцип. Изображение «десятины» в формате данной карикатуры глубоко оскорбляет заповеди, описанные в Ветхом Завете и являющиеся также священными для верующих – христиан и иудеев. Нельзя путать высмеивание ряда жизненных ситуаций и оскорбления религиозных символов и практик. Такого рода карикатуры – это не проявление свободы слова, это кощунство над чувствами верующих и религией, – говорит Александр Клюшев нашему радио Азаттык.


 


«По нашему убеждению, – пишет в своем обращении к христианам на сайте CNLNEWS Игорь Пак, – за подобного рода религиозно-ненавистнические карикатуры авторы должны нести ответственность, согласно действующим законам нашего государства, а сами карикатуры должны стать объектом изучения экспертов с точки зрения психолингвистического и иного анализов».


 


Но, по мнению заместителя главного редактора газеты Андрея Менщикова, в Казахстане пока нет таких специалистов, которые бы могли определить, чем именно является этот рисунок и оскорбляет он или не оскорбляет чувства христиан».


 


НАЗНАЧЕНА ЭКСПЕРТИЗА


 


В департаменте внутренних дел Карагандинской области подтвердили, что в начале декабря 2010 года к ним поступило заявление от пасторов протестанских церквей.


 


Начальник управления государственного языка и информации Жанатай Симбеков говорит нашему радио Азаттык, что верующие обратились к ним по поводу рисунка, который был опубликован в газете «Взгляд на событие».


 


– Сейчас, – говорит Жанатай Симбеков, – по этому делу идет доследственная проверка. Назначена экспертиза, которая и должна определить характер и содержание этого рисунка. После чего будет вынесено процессуальное решение.


 


ИСТОЧНИК:


Радио «Азаттык»


http://rus.azattyq.org/content/karaganda_paper_church_caricature_/2285491.html


Опубликовано 25 января 2011 г.


Добавить комментарий