Выступая в сентябре на открытии парламентской сессии, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев официально заявил об опасности терроризма, существующей в Казахстане, в частности упомянув религиозную организацию экстремистского толка «Хизб-ут-Тахрир». Тем самым в государстве открыто признали существование экстремистской угрозы. Всего судебными органами страны осуждено 17 граждан, состоящих в «Хизб-ут-Тахрире», что является внушительной цифрой, если принять во внимание отсутствие в Казахстане специального закона об экстремизме.
«Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» (Партия исламского освобождения) сегодня считается одной из самых активных суннитских религиозно-политических организаций. Партия существует с 1953 года, появилась она в Иерусалиме, но нынешний ее руководитель проживает в Иордании. Впервые в Центральной Азии партия появилась в первой половине 90-х годов. В частности, в 1995 году о ней заговорили в Узбекистане и, говоря о распространении «Хизб-ут-Тахрира» в Центральной Азии, обычно упоминают об «узбекском следе». В Казахстане появление партии датируется 1998 годом, и в первую очередь оно связано с прибытием различного рода миссионеров в южные регионы Казахстана. Сегодня же задержанные сотрудниками правоохранительных органов сторонники «Хизб-ут-Тахрира» обычно имеют казахстанское гражданство, что свидетельствует о развитии ее филиальной сети.
В южных регионах Казахстана не раз обнаруживались листовки, направленные против политики США в Афганистане и с воззваниями к созданию исламского халифата. Осенью 2000 года в Туркестане во время подготовки города к празднованию 1500-летия сотрудники КНБ и МВД задержали четырех человек, у них были изъяты листовки и книги «Хизб-ут-Тахрира».
Весной этого года прошло два судебных слушания по делу «Хизб-ут-Тахрира» – в Шымкенте и Павлодаре. В ноябре прошлого года, в праздничную ночь Кадыр тунi, на территории центральной мечети Павлодара были задержаны двое мужчин, распространявших листовки «Хизб-ут-Тахрира». Гражданам было выдвинуто обвинение в совершении деяний, направленных на возбуждение межконфессиональной и межнациональной розни. Суд приговорил их к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Через месяц после павлодарского инцидента в офисе шымкентского телеканала «Отырар» был задержан некто Гани Байсалбаев, который намеревался выступить в телеэфире с разъяснением целей исламской организации. Байсалбаев в течение двух лет состоял в «Хизб-ут-Тахрире» и имел звание учителя. Ему инкриминировали распространение экстремистской литературы и вербовку граждан. Суд приговорил Байсалбаева к четырем годам лишения свободы. Распространители листовок задерживались даже на территории КазНУ им. Аль-Фараби.
Надо подчеркнуть, что составители листовок стремятся идти в ногу со временем. Если раньше отмечалась антиизраильская направленность листовок «Хизб-ут-Тахрира», то сегодня их содержание чаще носит антиамериканский характер. Завершаются они, как правило, одинаково – воззваниями к созданию исламского халифата. «Хизб-ут-Тахрир» также освоила веб-пространство, у партии есть собственный сайт.
В Казахстане органами нацбезопасности была зафиксирована деятельность «Хизб-ут-Тахрира» в Южно-Казахстанской, Кызылординской, Павлодарской, Карагандинской, Акмолинской областях и г. Алматы. В феврале этого года члены Партии освобождения прибыли в Астану, их задержали и изъяли брошюры и листовки антиконституционного содержания, а также аудио- и видеокассеты. Партия осуществляет пропаганду собственных идей через своих преемников в действующих филиалах. Отличительной чертой «Хизб-ут-Тахрира» является отказ от вооруженных методов борьбы. В идеологии партии применение оружия возможно, но в исключительных случаях. В настоящее время основная работа партии сфокусирована на идеологической работе с населением, основной упор эмиссары делают на сельское население с низким уровенем жизни.
Как говорят в Комитете национальной безопасности, в РК создан механизм, позволяющий адекватно реагировать на возникающие угрозы, и вместе с тем подчеркивается, что от террористических и экстремистских проявлений не застрахована ни одна страна мира. В то же время в комитете постоянно подчеркивают, что они не контролируют деятельность религиозных объединений, функционирующих на территории Казахстана, поскольку в их функции входит лишь выявление и предупреждение экстремизма и терроризма вне зависимости от того, под какой эгидой он скрывается. Как заявили в пресс-службе КНБ, «отслеживание» и «контроль» за религиозными объединениями не входят в их задачи.
Вместе с тем «Хизб-ут-Тахрир» не единственная оккультно-мистическая и тоталитарная секта, несущая сегодня угрозу духовному и физическому здоровью казахстанцев.
В июне 2002 года Департаментом КНБ РК по Астане совместно с другими правоохранительными органами была выявлена секта «Нурчилар». В результате проведенного комплекса мероприятий деятельность секты «Нурчилар» прекращена, официальную регистрацию она не получила. Кроме того, в 2003 году проявила себя исламская община «Зикиршилер», которая работала среди студенческой молодежи. Ее руководитель выплатил штраф. Следует отметить, что негативный имидж среди религиозных объединений имеют не только исламские организации. Органы нацбезопасности приводят в качестве примера Церковь саентологии. Церковь саентологии христианской не является, так как место Бога практически полностью занимает личность Рона Хаббарда и каждый адепт прославляет культ его личности. Многими специалистами-религиоведами, в том числе А. Дворкиным, известным экспертом по борьбе с сектантством в Российской Федерации, отмечается, что данная организация является коммерческой и ее деятельность негативно сказывается на психическом здоровье людей, для восстановления которого, по различным оценкам, требуется не менее 2-2,5 года. На территории Казахстана действует религиозное объединение «Церковь саентологии» в лице структурных филиалов общественных объединений «Дианетика», «Нарконон». Всего функционирует около 10 организаций, связанных с саентологами, в Павлодарской, (Павлодар и Экибастуз), Карагандинской и Костанайской областях.
Сегодня в нижней палате Парламента идет работа над законопроектом «О противодействии экстремистской деятельности», в котором должен быть прописан механизм запрета деятельности тех или иных организаций. Аналогов законопроекту в отечественном законодательстве не существует. Действующий
Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» регулирует деятельность организаций, прошедших официальную регистрацию и, соответственно, «играющих по правилам». Что же касается незарегистрированных объединений, бороться с ними сегодня можно конституционно. Несмотря на уникальность и большие надежды, которые связаны с документом, законодатели оценивают законопроект как «чересчур либеральный» и выступают за ужесточение норм законопроекта.
ИСТОЧНИК:
Газета «Цес-инфо»
http://www.info-tses.kz/red/article.php?article=10828
Опубликовано 21 декабря