Мировые религии Ислам и Православие имеют многовековую основу в Казахстане, историю и сложившиеся традиции межконфессионального диалога. Не всегда их взаимоотношения были безоблачными, имели место и драматические события. Но к чести и мусульман и православных, разум и веротерпимость всегда брали верх, что и позволяло им сосуществовать в различных исторических и политических условиях.
Перечень земных, нравственных добродетелей, к которым призываются верующие, в двух учениях почти одинаковы. Ислам часто называют религией справедливости, Христианство – религией любви. «Кто примирит и уладит, милость тому от Аллаха; ибо Аллах любит справедливых», – гласит Коран. «Если возможно, будьте в мире со всеми людьми», – ведает Евангелие.
Утверждение, что из всех мировых религий Ислам и Православие видятся наиболее близкими друг к другу, может показаться парадоксом. Но это так. Они идут как бы параллельными путями, непоколебимы в своих основаниях, не поддаются никакому осовремениванию, утверждав незыблемость Божественных установлений. Учения сближают высокие нравственные требования, которые они предъявляют к своим верующим.
Основателем Ислама является пророк Мухаммад. Временем создания считается, 622 год, когда пророку были ниспосланы первые пять аятов Корана. Сегодня это вероучение исповедует по всему миру свыше 1 млрд 300 млн человек разных национальностей. Ислам в арабском языке означает «покорность», «предание себя Богу». Основные источники – Коран и Сунна. Коран – «Слово Божие», данное людям через пророка, состоит из 114 сур. Сунна – сборник преданий о жизни и деяниях Мухаммада. Ислам базируется на принципе неразделенности религии, права, догматики и ритуала. Основывается на принципе строгого монотеизма, предполагает веру в единого Бога -Аллаха. Божественное Слово передается через посланников Всевышнего (Моисея, Иисуса и т.д.).
Вероучение Ислама состоит из трех основных элементов – пяти столпов Ислама, шести столпов Имана (веры) и благих дел.
Столпы Ислама:
– исповедание единобожия и пророческой миссии пророка Мухаммеда;
– ежедневная пятикратная молитва (намаз);
– пост в месяц Рамадан;
– добровольная очистительная милостыня (закят);
– паломничество в Мекку (хадж).
12 января 1990 года прошел курултай мусульман республики, провозгласивший образование Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), целью которого является содействие религиозной деятельности населения, на фоне соблюдения традиций казахстанцев. Это объясняется тем, что духовные ценности жителей других стран не всегда сочетаются с ценностями казахстанцев, имеющих свой менталитет глубокие корни и богатое духовное наследие,
Православие является одним из основных конфессий, объединяющим более 150 млн верующих из девяти патриархатов (Александрийский, Антиохский, Болгарский, Грузинский, Иерусалимский, Константинопольский, Московский, Румынский, Сербский), трех автокефальных архиепископий (Албанская, Кипрская, Элладская) и трех митрополий (Американская, Польская, Чехословацкая). Существует также и множество православных расколов, не входящих в единство Восточных Церквей. Основы вероучения составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (Евангелие).
Православие в Казахстане является вторым, по численности верующих, религиозным направлением и представлено религиозными объединениями Русской православной церкви (РПЦ), старообрядческими общинами и объединениями за рубежом.
Следует отметить, что государство гарантирует свободу вероисповедания, причем особое уважение проявляется к религиям, исторически доминирующим в стране и представляющим большую часть населения. Так, с 2007 года в официальном календаре праздничных дат появились Курбан-айт и Рождество.
В последнее время в Северо-Казахстанской области, как и во всей стране, стало нормой присутствие мусульманского и православного духовенства на всех высокоторжественных праздниках. О роли религии в духовной жизни говорится на встречах, «круглых столах», семинарах, где главный имам Северо-Казахстанской области Касымхан кажи Исаев и благочинный православных храмов по Северо-Казахстанской области Снопков Сергей делятся своими размышлениями о толерантности и межконфессиональном согласии.
ИСТОЧНИК:
«Юридическая газета» №14
Опубликовано 29 января