В День памяти жертв репрессий в разных местах поминали разное

31.05.2017

Вот уже четверть века в последний день мая в Казахстане официально отмечается День памяти жертв политических репрессий. В этот день всюду проходят траурные церемонии поминовения жертв Большого голода 1931-33 годов, Большого террора 1937-38 годов и политических репрессий других советских десятилетий. Неофициально же в этот день оппозиционная общественность, гражданские активисты и правозащитники всякий раз пытаются напомнить публично о сегодняшних политических репрессий, о сегодняшних политических заключённых, призывая к их немедленному освобождению и политической реабилитации.

В этом году борцам за освобождение современных политзэков ответил самолично глава государства и правящего режима. Выступая на памятной церемонии в музее Акмолинского лагеря жён изменников Родины (печально знаменитый «АЛЖИР» недалеко от современной Астаны), президент РК Нурсултан Назарбаев заявил: «Сегодня трудно даже представить это, потому что мы построили совсем другое государство. Права и свободы граждан защищены, политических преследований в Казахстане нет, узников по этой теме нет».

В это же самое время в Алматы глава администрации южной столицы Бауржан Байбек очень своеобразно развил сказанное главой государства. Если по Назарбаеву политических репрессий нет и не может быть сейчас, но всё же они были в 30-50-х годах прошлого века, то по Байбеку никаких репрессий не было даже и в 1937-38 или в 1948-49 годах – ну вообще никогда не было! Единственное, что в истории Казахстана всё-таки было – это голод 1931-33 годов, жертвам которого аким Байбек открыл сегодня памятник в Сосновом сквере на углу улиц имени батыров Наурызбая и Карасая (в прошлом Дзержинского и Виноградова).


Памятник представляет собой трёхметровую композицию из бронзы и гранита, в которую входят бронзовая скульптура истощённой матери, прижавшей к груди измождённого ребёнка, и лежащие у ног женщины перевёрнутые казан и треножник – символы разрушенного очага. На гранитном же пьедестале высечены даты 1931-1933 и слова на трех языках – казахском, русском и английском: «Голод, поставивший на грань исчезновения целую нацию, никогда не будет забыт» и подпись: «Нурсултан Назарбаев».

Слова эти совершенно правильные с любой точки зрения и особенно с «мемориальской», но возникает вопрос: насколько уместно монументальное цитирование действующего главы государства на памятнике жертвам культа личности Сталина? Впрочем, это ещё далеко не самое вопиющее проявление культа личности Назарбаева по сравнению с прижизненным памятником самому Елбасы, установленным в парке имени Первого президента на другом конце города ещё в 2011 году.

Что же до открывшегося сегодня памятника в Сосновом сквере, то на этом месте ещё в 1993 году в ходе самого первого официального отмечания 31 мая как Дня памяти жертв политрепрессий был поставлен закладной камень с надписью-обещанием установить «памятник жертвам голода 1931-33 годов». Как видим, слово «репрессии» было проглочено властями ещё тогда, однако на протяжении всех последующих 24-х лет у этого камня ежегодно 31 мая проводились церемонии памяти жертв голода и репрессий без противопоставления одного другому.

Когда же на такой церемонии год назад аким Байбек заявил, что к следующему Дню памяти монумент будет наконец воздвигнут, то у нас возникла было надежда на то, что «ошибка» четвертьвековой давности будет наконец исправлена и памятник будет посвящён жертвам как Большого голода, так и Большого террора. Увы, надежда не оправдалась – власти Алматы (без всяких сомнений – с санкции властей Астаны) предпочли жёстко разделить и грубо противопоставить одних жертв другим.

А вот власти Южно-Казахстанской области не стали ничего разделять и противопоставлять, а просто и бесхитростно провели в центре Шымкента у мемориала «Касiрет» («Трагедия народа») прошло траурное мероприятие, участники которого почтили память жертв политических репрессий и голода, – сообщает на сайте azattyq.org собкор радио «Азаттык» по ЮКО.

Но если в Шымкенте и Астане (смеем полагать, в других регионах тоже) сегодня поминали жертв голода и репрессий, а на официальной церемонии в Алматы – одного только голода, то на неофициальной церемонии, прошедшей через полчаса после первой в том же Сосновом парке, было наконец сказано обо всём сразу – и о голодоморе начала 30-х, и о политических репрессиях всего советского периода, а главное – о сегодняшних репрессиях, о сегодняшних политзэках.

Альтернативную церемонию у новооткрывшегося памятника жертвам голода, но не репрессий провели общественные деятели и журналисты Рамазан Есерегпов и Розлана Таукина, Инга Иманбай и Жазира Тоганбаева, правозащитник Ерлан Калиев и другие гражданские активисты.

В списке политзаключённых, находящихся в местах лишения свободы в настоящее время, фигурируют поэт и активист Арон Атабек (в заточении 11-й год), топ-менеджер Мурат Джакишев (в заточении 6-й год), активисты и блогеры из Атырау Макс Бокаев и Талгат Аян, журналисты Сейтказы и Асет Матаевы (в заточении второй год).

Также с 2015 и 2016 годов отбывают тюремные сроки по 174-й статье УК РК (аналог сталинского «общедоступного» 10-го пункта 58-й статьи УК РСФСР) блогеры Санат Досов и Ренат Генатуллин, осуждённые за антипутинские посты и перепосты, а с другой стороны Ермек Тайчибеков и Игорь Чуприна, осуждённые за пророссийские высказывания в соцсетях, а ещё Игорь Сычёв, осуждённый по «сепаратистской» 180-й статье за простой вопрос об отношении к сепаратизму.

Уже в этом году полку политических осуждённых прибыло за счёт лидеров независимых профсоюзов нефтяников из Мангистауской области – Амина Елеусинова и Нурбека Кушакбаева.

Наконец, в следственном изоляторе Алматы четвёртый месяц без единого допроса содержится журналист и общественный деятель Жанболат Мамай, которому суд уже дважды продлевал срок содержания под стражей, а сделать это в третий раз назначил ни в какой иной день, как в День политрепрессий. При этом Медеуский районный суд №2, который 11 февраля санкционировал арест Мамая, а 29 марта и 26 апреля и теперь вот 31 мая продлевает арест, находится в бывшем Доме демократии на той же улице Карасай батыра не далее чем в трёх кварталах от Соснового парка с новооткрытым памятником.

Ну и как при таком раскладе «давно и теперь» прикажете алматинским властям увековечивать память советских политзэков, имея за пазухой столько политзэков современных? Не берусь утверждать, что это была единственная причина такой «забывчивости» – могли быть и другие причины. Однако столь вопиющее наложения репрессивного «теперь» на репрессивное «давно» может послужить объяснением, почему власти не захотели открыть 31 мая в Алматы общий памятник жертвам голода и политических репрессий.

Андрей СВИРИДОВ,
в 1989-93 гг. активист историко-просветительских обществ
«Мемориал» и «Адилет»


Добавить комментарий