В ближайшее воскресенье 30 июня сразу в двух казахстанских столицах, а именно в Астане (Нур-Султане) и в Алматы, пройдут оппозиционные митинги. Однако в отличие от недавних событий 9, 10 и 12 июня в местах проведения этих митингов не предполагается «винтилова и месилова», хотя количество полицейских в назначенном месте может оказаться сравнимым с количеством митингующих, а то даже и превышающим оное, как это было при разгоне трёх предвыборных митингов. Но в отличие от тех дней, препятствовать самому проведению митингов силовики не будут, поскольку эти митинги санкционированы. Соответствующие решения приняты акиматами обеих столиц и выданы на руки организаторам митингов.
В казахстанской новейшей истории мирных собраний этот факт воистину сенсационны. Не знаю насчёт Нур-Султана в бытность его Астаной, но в южной столице Алматы последние два санкционированных митинга проходили, дай бог памяти, целых 13 и 11 лет назад – соответственно в 2006-м 2008 годах. Оба митинга были приурочены к официально отмечаемым праздничным и памятным дням – Дню казахстанской прессы 28.05.2006 (митинг в защиту свободы слова в Казахстане) и Дню памяти жертв политических репрессий 31.05.2008 (митинг в защиту жертв современных политрепрессий).
Во все последующие годы общественные организации и гражданские активисты, желающие провести митинг на эти или иные темы в такие же или в иные дни, либо получали из акимата отказ в проведении санкционированного митинга, либо вообще не обращались за таковой санкцией, а собирались в выбранном для этого места города и митинговали на свой страх и риск, за что подвергались задержаниям, штрафам и административным арестам.
Следует отметить, что в тех немногих и очень давних случаях, когда городские власти санкционировали проведение оппозиционного митинга, местом его проведение бывало одна-единственная площадка за кинотеатром «Сарыарка», отведённая в далёком уже 1997 году для переноса туда скульптурных памятников советской эпохи и одновременно для митингов, проводимых по инициативе снизу. В то же время для проведения казённых мероприятий, проводимых акиматом и иными госорганами, невозбранно используются любые площадки в центре города.
Столь очевидную и грубую несправедливость гражданские активисты и правозащитники неоднократно пытались оспорить в судах. Предметом таких судебных исков было оспаривание как того самого постановления маслихата (процесс по иску большой группы известных общественных деятелей в 2010 году), так и формально основанные на нём отказы акимата в проведении митингов в 2012-м (иск Бахытжан Торегодиной) и в 2019-м (иск Альнура Ильяшева). При этом семь лет назад Б.Торегожина подавала заявки на проведение митинга памяти жертв Жанозенскаой трагедии в 24-х местах, а год назад Альнур Ильяшев подавал заявки на проведение митинга памяти убитого грабителями фигуриста Дениса Тена иза реформирование полиции 36 раз. Однако на всех таких судебных процессах судьи Бостандыкского районного суда всегда отказывали истцам в удовлетворении их требований, а апелляционная коллегия Алматинского городского суда всегда оставляла это решение без изменения.
И вот поди ж ты, что-то сдвинулось в акиматовской практике: в кои веки городские чиновники после долгих обсуждений и пререканий с заявителем и наверняка после согласований с вышестоящими инстанциями решили удовлетворить заявку, поданную – представьте себе! – тем самым Альнуром Ильяшевым, который год назад подавал 36 заявок, а потом судился с акиматом по поводу отказа в их удовлетворении.
Нетрудно догадаться, что такой «аттракцион неслыханной щедрости» стал возможен прежде всего в ситуации некоей «токаевской оттепели», которая то ли и впрямь намечается, то ли всего лишь мерещится. Ещё в бытность Касым-Жомарта Токаева назначенным, но формально не избранным президентом РК были жёстко разогнаны первомайские шествия, а непосредственно в день выборов и сразу после – попытки проведения митингов «За честные выборы». При этом власти не ограничивались одним лишь «винтиловом», но ещё и после него щедро раздавали задержанным протестантам административные аресты и штрафы, Плюс к тому МВДшные пропагандисты выпускали вослед событию с большим временным отрывом совсем уж дикие пресс-релизы с жанре хоррора про 300 спартанцев, то бишь полицейских, избитых демонстрантами.
Однако не зря говорится: гни, гни да не перегни, во всяком случае совсем уж в одну сторону – иногда бывает полезно разок нагнуть и в другую сторону. И вот уже Токаев, только что сурово заклеймивший июньских протестантов как злостных нарушителей действующего закона о митингах, вдруг делает как бы противоположное заявление о том, что это нужно принять новый закон, который позволил бы людям поводить санкционированные митинги в специально отведённых местах. Правда, это заявление можно назвать противоположным предыдущему лишь с приставкой «как бы»: вообще-то действующий закон 1995 года и так разрешает проводить санкционированные митинги в специально отведённых местах.
Другое дело, что многие считают эти требования издевательскими как в существующем законе и подзаконных решениях маслихатов, так и тем более в обещанном Токаевым новом законе, который по этой причине едва ли тянет на звание нового. Действительно новым мог бы стать закон о мирных собраниях, вводящий вместо разрешительной системы проведения оных уведомительную систему, и лишь в порядке «гнилого компромисса» могут согласиться на замену площадки для разрешённых митингов с резервации советских идолов какой-либо центровой площадкой вроде площади Абая перед Дворцом республики (в других городах – аналогично).
С этой точки зрения выданное Альнуру Ильяшеву разрешение акимата Алматы на проведение митинга в резервации за «Сарыаркой», а равно и согласие самого Альнура проводить митинг именно там можно счесть неким первым шагом властей и гражданского общества навстречу друг другу. Вопрос в том, как понимать это событие: как разовое послабление ил как некую подвижку льдов?