Блогер Ермек Тайчибеков, осуждённый два года назад Кордайским районным судом Жамбылской области на 4 года лишения свободы по статье 174 УК РК («возбуждение национальной розни») за свои посты в Фейсбуке, в которых он высказывал свои мечты о воссоединении Казахстана с Россией в составе некоего единого евразийского государства, вышел на свободу из колонии ЛА-155/14 в посёлке Заречном Алматинской области.
Тайчибеков вышел на УДО после проведённых за решёткой 2 лет и 1 месяца, считая со дня ареста. Наряду с условно-досрочным освобождением по факту отбытия половины срока ему «скостили 8 месяцев по амнистии», как сообщил он на своей возобновлённой после освобождения ФБ-странице.
«Безусловно, я много и сильно отстал от жизни. Мало знаю из того, что произошло за это время, от многого отвык. Но больше всего я так и не понял, почему меня Акорда, в лице КНБ «припарковала» за разжигание национальной розни между русскими и казахами. Неужели от моего пребывания на воле был вред обществу, – никак не могу понять и осознать. Клянусь, что как ни пытался найти ответ, так и не смог», – написал Тайчибеков на своей ФБ-странице 14 октября.
Процесс Ермека Тайчибекова проходил в Кордайском районном суде в ноябре и начале декабря 2015 года, и мы тогда ездили на судебные заседания в качестве наблюдателя от КМБПЧ. На протяжении последующих двух лет неоднократно писали и говорили о его деле, в том числе и в выступлениях на конференциях ОБСЕ по свободе выражения (Вена, февраль 2016-го и июнь 2017 года).
Там же и всюду, где могли, говорили мы и писали мы о судьбе других блогеров, осуждённых за свои посты в соцсетях на казахстанско-российские темы.
Петропавловский блогер Игорь Чуприна высказывал (только не на Фейсбуке, а ВКонтакте) аналогичные идеям Тайчибекова мечты об объединении Казахстана и России в единое государство, за что был в ноябре 2016-го осуждён на 4 года лишения свободы – единым махом и за «возбуждение национальной розни», и за «посягательство на территориальную целостность РК». Последнее в данном случае вообще неприменимо – он ведь мечтал о присоединении к России всего Казахстана, а не какой-либо отделённой от него части, в чём собственно и заключается сепаратизм.
А вот о политических взглядах на национально-территориальный вопрос другого «контактёра» – Игоря Сычёва из города Риддера Восточно-Казахстанской области – едва ли можно сказать что-либо определённое, поскольку Сычёв вообще ничего не высказывал, а лишь задал вопрос пользователям своей группы «ВКонтакте» об их отношении к идее восточно-казахстанского сепаратизма. Простой вопрос об этом (не призыв!) органы КНБ, прокуратура и суды очень по-тоталитарному обратили в призыв к сепаратизму и «упаковали» его автора по «сепаратистской» 180-й статье на 5 лет лишения свободы.
Однако не следует думать, что в Казахстане преследуют блогеров только за пророссийские (или условно таковые) посты: здесь и сейчас отбывают тюремные сроки актюбинец Санат Досов и павлодарец Руслан Гинатуллин, чьи взгляды на Россию диаметрально противоположны пророссийским взглядам Тайчибекова и Чуприны.
Если Тайчибеков в своих ФБ-постах всецело одобрял личность и политику российского президента Путина, в том числе и по Крыму и Украине, то Досов в свои постах на том же ФБ жёстко критиковал Путина, а также перепостил несколько российских материалов антипутинского характера, за которые в самой России едва ли кого сажали. Гинатуллин, также настроенный резко критически по отношению к Путину и его политике, особенно в части агрессивной войны против Украины и нападений российских скинхедов на выходцев из Центральной Азии, сам от себя даже и не критиковал ничего, а лишь перепостил две критические статьи на эти темы из российского же сегмента Интернета.
И вот какую общую черту подвели под двумя этими делами казахстанские власти в конце 2016 года:
- Санат Досов осуждён на 2 года лишения свободы по 174-й статье за возбуждение розни – только не национальной, а социальной – в отношении социальной группы «президент Российской федерации Путин В.В.»;
- Руслан Гинатуллин осуждён аж на 6,5 лет за счёт утяжеления банальной 174-й статьи дополнительным обвинением в принадлежности к запрещённой организации «Хизб-ут-Тахрир», хотя за это он уже отбыл срок несколькими годами ранее (то есть суд нарушил принцип «никто не может быть дважды наказан за одно и то же преступление»).
Говоря о разнонаправленности «преступлений» Досова и Гинатуллина с одной стороны и Тайчибекова и Чуприны с другой, нельзя не вспомнить дело Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина.
В один и тот же день первый из них процитировал на своей ФБ-странице некий пассаж из книги писателя Мурата Телибекова и жёстко раскритиковал его автора, а второй, процитировав тот же пассаж, взял эпатажного писателя под защиту. За эти два разнонаправленных действия, а фактически за полемику между собой, два блогера были арестованы и затем осуждены единым приговором за распространение текста, возбуждающего национальную рознь путём «оскорбления чести и достоинства казахской нации».
Сам же автор крамольной книги привлекался к тому процессу не как обвиняемый, а как свидетель, зато теперь он, формально не будучи осуждённым, так и живёт под возбуждённым против него летом 2015-го уголовным делом по 174-й статье. Осуждённым же в январе 2016-го соответственно на 2 и 3 года лишения свободы Мамбеталину и Нарымбаеву суд второй инстанции в марте того же года снизил сроки до фактически отбытых в СИЗО и выпустил на свободу, после чего оба эмигрировали из Казахстана.
Возвращаясь к событию, ставшему информационным поводом для этого правозащитного обзора, то есть к выходу на УДО осуждённого два года назад Ермека Тайчибекова, мы хотели бы выразить надежду на то, что первый по времени ареста и осуждения из пятерых описанных нами «узников соцсетей» будет не последним из освобождённых. А в идеале было бы очень здорово добиться ощутимого смягчения правоприменительной практики по 174-й и аналогичным статьям УК, и уж совсем в идеале – полного исключения их из Уголовного кодекса РК.